Возрастная физиология человека и особенности занятий физической культурой и спортом в различные периоды онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:17, реферат

Краткое описание

Исследуя закономерности развития организма человека, как научная дисциплина она решает две основные проблемы. Одна из которых - обоснование закономерностей укрепления здоровья человека с помощью физических упражнений и повышения устойчивости его организма к действию различных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.), вторая - сохранение и восстановление работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Физиологические закономерности развития организма человека….4
2. Влияние генетических и социально приобретенных признаков на развитие организма и физические способности……………………………….5
3. Биологический и паспортный возраст……………………………….6
4. Развитие организма и изменение физических способностей в различные возрастные периоды………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………….10

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_работа.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

 

 

 

Факультет истории политологи и  права

Кремнев Александр

 

Реферат

«Возрастная физиология человека и особенности занятий  физической культурой и спортом  в различные периоды онтогенеза»

 

студента 4 курса

очной формы обучения

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Физиологические закономерности развития организма человека….4
  2. Влияние генетических и социально приобретенных признаков на развитие организма и физические способности……………………………….5
  3. Биологический и паспортный возраст……………………………….6
  4. Развитие организма и изменение физических способностей в различные возрастные периоды………………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………….10

 

 

Введение

 

В настоящее  время спортивная физиология является специальным раздел физиологии человека,  Основными её задачами является изучение изменений функций организма и их механизмов под воздействием спортивной деятельности и обоснование по повышению ее эффективности. Это прикладная профилактическая наука, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосновывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, перенапряжения и патологических сдвигов функций организма, а также профилактику возникновения различных заболеваний. Исследуя закономерности развития организма человека, как научная дисциплина она  решает две основные проблемы. Одна из которых - обоснование закономерностей укрепления здоровья человека с помощью физических упражнений и повышения устойчивости его организма к действию различных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.), вторая - сохранение и восстановление работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека.

 

  1. Физиологические закономерности развития организма человека.

От взрослого человека ребенок отличается специфическими особенностями строения, биохимических  процессов и функцией организма  в целом и отдельных органов, которые качественно и количественно  изменяются в различные периоды  его жизни. Эти изменения обусловлены  наследственными факторами, в значительной мере предопределяющими этапы роста  и  развития. Однако решающее значение для проявления наследственных факторов и проявления новых качеств организма, формирования возрастных особенностей детей имеют: 1) обучение и воспитание, 2) поведение (деятельность скелетной мускулатуры), 3) питание и гигиенические условия жизни, 4) половое созревание [1].

Рост и развитие отдельных  органов, их систем и всего организма  происходит неравномерно и неодновременно — гетерохронно. Гетерохрония состоит в периодах ускорения и замедления роста и развития, в отсутствии параллелизма в росте и развитии. Отдельные органы и их системы растут и развиваются неодновременно, одни функции развиваются раньше, а другие позднее. Гетерохрония обусловлена не только филогенезом и его повторением в онтогенезе (биогенетический закон). Она определяется условиями существования, изменяющимися на всех этапах онтогенеза детей. Так как единство организма и условий его жизни обеспечивается нервной системой, то в результате изменений условий существования организма прежде всего изменяются функции и строение нервной системы.

Следовательно, в росте и развитии организма, отдельных его органов и систем решающее значение имеют условные и безусловные рефлексы. Оба вида рефлексов составляют высшую нервную деятельность, обеспечивающую жизнь в изменяющемся окружающем мире. Все функции организма вызываются и изменяются условнорефлекторно. Врожденные, безусловные рефлексы преобразуются приобретенными, условными. Условные рефлексы не повторяют безусловных, а существенно от них отличаются.

Движения  человека  — необходимое условие его существования, они составляют его поведение, производятся в процессе труда, общения с окружающими посредством речи, при удовлетворении потребности в пище, питье и т. д. В процессе роста и  развития  происходит накопление веществ и энергии в структуре  организма, которое обеспечивает дальнейшие рост и  развитие  и увеличивает коэффициент полезного действия.

Каждый возрастной период характеризуется количественно определенными морфологическими и  физиологическими  показателями. Измерение морфологических и  физиологических  показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности  людей, называется антропометрией. Основными антропометрическими показателями физического  развития  являются рост, вес, окружность грудной клетки.

 

  1. Влияние генетических и социально приобретенных признаков на развитие организма и физические способности

 

Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показал, что фенотип (возрастные показатели роста и развития организма) является сплавом врожденных и приобретенных признаков. Данные показатели, с одной стороны, обусловлены наследственными факторами, то есть генотипом, а с другой стороны, развитие организма определяется влияниями внешней среды. Для человека важнейшими влияниями являются воздействия социальной среды — воспитание, образование, спортивная тренировка, профессиональное обучение и пр., что определяет приобретенные черты роста и развития [1].

Врожденные возможности определяются соответствующими задатками,  приобретенные  -  социально-экологической  средой жизнеобитания человека. Особенно значительны наследственные влияния на умственную работоспособность и на различные показатели электрической активности коры больших полушарий. Отмечают существенный генетический вклад в показатели размеров сердца, формы ЭКГ, величину диастолического давления крови, некоторых параметров крови и др. физиологические величины.

Быстрота и гибкость, как физические качества, наиболее зависимы от врожденных задатков. При этом среднее положение тогда занимает качество силы [2].  А меньше всего зависят от наследственности координационные возможности и общая выносливость.

В большой степени поддается  изменениям в результате внешних  воздействий масса тела. Снижение веса происходит при его сгонке спортсменами, в случаях болезни, голода, диеты  и пр. Направленное увеличение веса достигается при специальном  усиленном питании у спортсменов, в случаях ожирения, при переедании и пр [2].

 

  1. Биологический и паспортный возраст

 

Развитие человека, как физическое, так и профессиональное, подчиняется  законам эволюции: долгий период накопления опыта (идиоадаптация) сменяется резким качественным скачком (ароморфозом), который  требует дальнейшего накопления опыта. Этот процесс становится особенно заметным, если рассматривать его  применительно к возрастным изменениям физических параметров, психики и  связанного с ней поведения человека.

Анализ   литературы показал, что  возраст – это длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени. При этом,  само понятие возраста делят на  два:  биологический и паспортный. Паспортный  возраст измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале. Но при этом паспортный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья, трудоспособности, качества жизни лиц одного и того же года рождения.

Для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст, более адекватно отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни, темпы старения [9].

Биологический возраст также  является функцией времени, но определяется особенностями морфофункционального развития индивида, скоростью развертывания  программы развития. Отметим такой факт: иногда уже в школьные годы отставание биологического возраста от паспортного может достигать пяти лет. К моменту прихода в школу около 15% детей отстают в своем биологическом возрасте, а в течение обучения в школе (особенно в возрасте полового созревания) количество их возрастает еще больше.

На основании конституциональных особенностей и антропометрии выделяют следующие паспортные возрастные периоды  развития человека в онтогенезе:

• новорожденный – до 10 дней

• грудной ребенок –  до 1 года

• раннее детство – до 3 лет

• первое детство – до 7 лет

• второе детство – до 11 лет девочки, до 12 лет мальчики

• подростковый возраст  – до 15 лет девочки, до 16 лет мальчики

• юношеский возраст –  до 20 лет девушки, до 21 года юноши

• средний возраст –  первый период – до 35 лет и второй период – до 55 лет женщины, до 60 лет  мужчины

• пожилой возраст –  до 75 лет

• старческий возраст –  до 90 лет

• долгожители – старше 90 лет. [9].

 

  1. Развитие организма и изменение физических способностей в различные возрастные периоды

Ученые доказали, что у наших  клеток способности к размножению  очень ограниченные. Вначале стареют  клетки, а затем, как следствие  этого, стареет человеческий организм.

Так что возрастные изменения в  человеке начинаются с отдельных  клеток.

Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется с способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению.

С самых первых мгновений жизни  у человека начинают развиваться чувства и физическая сила и достигает человек своего расцвета к 20- 30 годам.

Первая половина — это период накопления жизненных сил и энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает  формироваться в 18—20 лет. Именно столько  природа отпустила жить первобытным  людям. Оставшиеся годы, если принять  продолжительность жизни в среднем  в 75 лет, человек как бы использует свои природные недра. Некоторые  делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Если посмотреть на процессы старения, происходящие в организме человека, то станет ясно, что после 30 лет деятельность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабевать. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться.

 

 

 

Заключение

 

 В системе научных дисциплин, на которых строится физическое воспитание, физиология занимает особое место. Она вооружает знаниями природы функциональных состояний, которыми сопровождается мышечная деятельность.  Систематическая мышечная деятельность расширяет границы адаптивных возможностей человека, повышает резервы сохранения устойчивой неравновесности организма. Иначе говоря, границы, в рамках которых сохраняется физиологический уровень регуляцией, расширяются. Поиски средств расширения границ устойчивости к физическим нагрузкам неизбежно связаны с раскрытием физиологических механизмов адаптивных перестроек в организме. К этому направлены исследования ведущих  научных коллективов и лабораторий.

Практический опыт работы, внимательное отношение к делу, наблюдательность и постоянный интерес к физиологии помогут  преподавателю решить важнейшую  задачу воспитания всесторонне развитого, физически совершенного человека –  строителя коммунистического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 223 с.
  2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.— М.: Физкультура и спорт, 1985.— 192 с.
  3. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
  4. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад.шк., 1980. – 103 с.
  5. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоров`я, 1981. – 120 с.
  6. Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Нар. освiта, 1978.—88 с.
  7. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970.—148 с.

8. Теория и методика  физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

9. Теория и методика  физической культуры / Под ред., Ю.Ф.  Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.

Информация о работе Возрастная физиология человека и особенности занятий физической культурой и спортом в различные периоды онтогенеза