Влияние физических коррекционных упражнений на дошкольников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).
Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. Водное закаливание и физические коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с ДЦП…………………………………….…4
1.1. Разновидности водного закаливания………………………………………4
1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ДЦП………………………………………………………………………………10
1.3. Физические упражнения коррекционного характера для детей дошкольного возраста с ДЦП………………………………………………..…20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….…28
РАЗДЕЛ 2. Комплексное применение водного закаливания и коррекционных упражнений в адаптивном физическом воспитании детей дошкольников с ДЦП………………………………………………………………………………29
2.1. Влияние водного закаливания на детей дошкольного возраста с ДЦП…29
2.2. Влияние физических коррекционных упражнений на дошкольников с ДЦП……………………………………………………………………………….35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

курсач полный.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

Тщательная проверка места купания, одновременное пребывание в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания определяется для каждой возрастной группы врачом детского учреждения. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия, а также степень достигнутой закаленности организма ребенка.

Физические особенности развития детей с ДЦП, как и умственные, не зависят от его психического и эмоционального состояния. Однако при выборе подходящих занятий данный фактор следует учитывать в обязательном порядке. Чаще всего нарушение двигательной активности провоцирует неправильное положение ребенка еще в грудном возрасте. Со временем это приводит к тому, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправление данного отклонения и является первостепенной задачей как специалистов, так и родителей. И, как в случае с полностью здоровыми детьми, все действия должны быть направлены на поэтапное формирование всех двигательных функций больного ребенка. Наиболее приемлемыми формами воздействия на тело ребенка с ДЦП является лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий должен определяться индивидуально в каждом отдельном случае, в зависимости от формы и степени заболевания.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения. Закаливание холодом должно обязательно сопровождаться мышечными движениями.

 Средствами закаливания  детей являются, прежде всего, естественные  факторы природы: чистый воздух, воздух и солнечные лучи. Среди  многих распространенных способов  закаливания организма значительное  место принадлежит водным процедурам. Водные процедуры приучают сосуды  кожи расширяться (действие теплой  воды), отдавая в воздух излишнее  тепло или сужаться (действие  холодной воды), т. е. удерживать тепло  и, таким образом, защищать организм  от вредного воздействия резких  изменений температуры окружающей  среды.

 В осенне-зимний период  в качестве местных закаливающих  процедур можно использовать  утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье  ног перед сном. Температура воздуха  в помещении обычная. Известна  эффективность простых форм закаливания - обливания ног водой, ножных  ванн и рекомендуемой для ослабленных  детей ежедневной процедуры - обтирание  ног полотенцем, смоченном прохладной водой. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

 Начальная температура  воды для местных процедур 28 °. Спустя неделю от начала закаливания начинают уменьшать температуру воды через каждые 1-2 дня на 1-2 °, снижая ее до 16 °. В целях закаливания можно применять контрастные обливания ног: непосредственно за обливанием теплой (36 °.) водой на ноги льют прохладную воду.

 Ножные ванны отличаются  от обливания ног тем, что ноги  ставят в таз с водой на 34 минуты. Их удобнее проводить  дома, т. к. в детском саду это  займет много времени. Для более  сильного действия закаливания  можно проводить способом контрастных  процедур. Контрастные температуры  основаны на том, чтобы приучить  ребенка к резким колебаниям  температуры воды: от 38 ° в одном тузу, а в другом тазу температура воды с 3534° понижается каждые 2-4 дня на 1 -2 °. И достигает к концу периода 20 °.

 Закаливающее влияние  оказывает систематическое полоскание  рта и горла водой комнатной  температуры. Эта процедура предупреждает  развитие кариеса, ангины.

 Влажные обтирания - самая  легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании, обливании 34-35 °. В течении 10-15 дней ее снижают до 24 °- зимой и 22 °- летом.

 В детском саду закаливание  воздухом проводится разнообразно. Для закаливания воздухом пользуются  воздушными ваннами в помещении, прогулками, сном на воздухе, воздушносолнечными ваннами.

 Эффективность воздействия  воздушных ванн зависит не  только от снижения температуры, но и увеличением площади открытой  поверхности тела. Во время воздушной  ванны дети находятся в движении.

Сон на воздухе - прекрасное средство закаливания детей, не говоря уже о пользе самого сна - более глубокого, крепкого и продолжительного, чем в помещении. Свежий воздух источник здоровья.

 Умеренное, гигиенически  правильное солнечное облучение  улучшает деятельность внутренних  органов. Наиболее подходящее время  солнечных ванн - 10-12 часов дня. Закаливание  солнцем начинают при облачном  небе или в тени. Рассеянный  солнечный свет содержит меньше  тепловых лучей, которые могут  вызвать чрезмерное перегревание  тела, а благоприятными лучами  он достаточно богат. Находиться  под прямыми солнечными лучами  можно 5-6 мин. Одежда светлых тонов, облегченная, на голове панама. После  образования загара длительность  пребывания на солнце 8-10 мин 2-3 раза  за прогулку.

 Очень важно, чтобы  закаливание проводилось круглый  год. Недопустимо, когда работа по  закаливанию, начатая в теплое  время года, с похолоданием прекращаются. Этим нарушается один из основных  принципов - систематичность закаливания. При этом организм снова становится малоустойчивым к Холодовым раздражителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние  физических коррекционных упражнений  на дошкольников с ДЦП

 

 

        У  детей с нарушением функций  опорно-двигательного аппарата и  детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных нарушений  недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных  потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двигательной сфере наблюдается  отставание в физическом развитии  и физической подготовленности.

Методы физиотерапии широко используются на всех этапах лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, их психоэмоционального развития, укрепления общего состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопедической, ортопедической, психопедагогической коррекцией отчетливый лечебный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких курсах лечения.

Основанием для назначения физических методов лечения при ДЦП являются те патологические изменения структуры и функции головного мозга, которые возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким параличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Как правило, возникает дефицит афферентно-эфферентной импульсации. Вместе с тем, наряду с погибшими нервными клетками в передней центральной извилине головного мозга, экстрапирамидных образованиях, мозжечке и других структурах, ведающих функциями движения, координации, мышечного тонуса, речи, имеются полностью сохранившиеся нервные клетки и нервные клетки, пострадавшие только частично. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благоприятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально угнетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические факторы, влияние которых используется с лечебными и профилактическими целями, делятся на естественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных условиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные минеральные воды и др.), и преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физиотерапевтических кабинетах. Это электро-, магнито- и световоздействия, ультразвуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.

Все физические факторы - комплексные раздражители. Воздействуя на организм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и местными компонентами.

Наиболее универсальным в механизме действия многих физических факторов является тепловой эффект, который проявляется в той или иной степени при реализации реакции на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компонент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие. Оно определяется особенностями физического фактора и избирательностью поглощения его теми или иными тканями организма, которая зависит от их физико-химических свойств и глубины расположения. Процессы, характерные для действия каждого фактора, формируются на клеточно-молекулярном уровне. Специфичность воздействия физического фактора на организм связана также с соотношением частоты электромагнитных колебаний функционирующей ткани и физического фактора. В случае резонансного совпадения этих частот устанавливаются наиболее благоприятные условия для реализации его терапевтических возможностей.

Независимо от места приложения и вида физического фактора ответная реакция организма всегда формируется через нейрогуморальные и гормональные механизмы регуляции основных функций организма.

Особенность отечественной физиотерапии заключается в использовании физических факторов малой интенсивности. Известно, что все функциональные системы организма работают на очень низком энергетическом уровне. Малые дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности. Эффективность малых доз воздействия особенно наглядна при проведении процедур на области проекции функционально активных зон -эндокринные железы, вегетативные узлы, иммунокомпетентные органы.

Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами.

При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегмен-тарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.

Ребенку с церебральным параличом трудно не только захватить предмет, но и отпустить его, поэтому ребенка важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев, например для надавливания указательным пальцем, используют различные предметы и игрушки.

Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребенка спорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.

Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках.

Важное значение имеют и специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки.

Информация о работе Влияние физических коррекционных упражнений на дошкольников с ДЦП