Влияние утомление на точность двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Наличие данных о влиянии разных по характеру и направленности физических нагрузок на эффективность двигательных действий будет способствовать совершенствованию методики спортивной тренировки. В связи с этим необходимо проведение исследований, благодаря которым можно было четко определить влияние особенностей физических нагрузок с точки зрения их физиологического воздействия, в нашем случае утомление, на точность технических позволяющие целенаправленно работать над точностью на фоне физических нагрузок.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..………3
Глава I. Литературный об-зор……………………………………………………..5
1.1.понятие утомление и его ви-ды………………………………..………..5
1.2. Механизмы и локализация утомле-ния……………………….……….6
1.3.Проявление утомления и характеристика………………………….….9
1.4 Факторы, ускоряющие и организующие и ограничивающие
развитие утомления в условиях мышечной деятельности………...11
Глава II. Задачи, методы и организация исследования ………………...…..18
Глава III. Анализ полученных результатов………………………………..…21
Выводы……………………………………………………………………….…23
Литература…………………………………………………………...…………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)
  1. Проба ВНИИФКа. Стоя по стойке «смирно», нужно сделать наклон туловища вперед на 90°, закрыть глаза и выполнить 5 оборотов вокруг вертикальной оси (скорость вращения – 1 оборот за 2 секунды). После выполнения оборотов нужно 5 сек. стоять не разгибаясь, а затем выпрямиться и пройти по прямой линии с закрытыми глазами 5 м.

Реакция оценивается по степени отклонения туловища в сторону вращения и наличию вегетативных симптомов: побледнение лица, учащение пульса, потливость, тошнота, рвота, обморок. Слабая реакция – небольшой наклон (1-я степень), средняя реакция – явный наклон (2-я степень), сильная (3-я) степень) – наклон вплоть до падения. При выполнении этой пробы обеспечивается страховка.

  1. Измерение времени простой двигательной реакции. Этот показатель характеризует состояние ЦНС, важен при развитии двигательного качества быстроты. Выражается во времени от подачи сигнала (свет, звук, речь) до ответного движения испытуемого. Сигнал воспринимается в коре головного мозга, анализируется, формируется двигательный ответ.

Линейка длиной 30-50 см (или гимнастическая палка с делениями по 1 см) удерживается вертикально экспериментатором. Испытуемый вытягивает вперед руку. Нижний конец линейки с нулевым делением находится между большим и указательным пальцами испытуемого. Палка отпускается, испытуемый должен ее подхватить как можно раньше. Выполняется 3-5 проб, находят среднюю величин. Перевод в единицу времени проводят по специальной таблице (табл. 1).

 

 

 

Определение времени простой двигательной реакции (T,с) по тесту захвата падающей линейки (H,см): T=(2H*0,01)/10 =200H

Табл. 1.

H, см

T,с

H,см

T,с

H,см

T,с

H,см

T,с

H,см

T,с

1

0,045

11

0,148

21

0,205

31

0,249

41

0,286

2

0,063

12

0,155

22

0,210

32

0,253

42

0,290

3

0,078

13

0,162

23

0,214

33

0,257

43

0,294

4

0,090

14

0,168

24

0,219

34

0,261

44

0,297

5

0,100

15

0,173

25

0,224

35

0,264

45

0,300

6

0,110

16

0,179

26

0,228

36

0,268

46

0,303

7

0,118

17

0,184

27

0,232

37

0,272

47

0,307

8

0,127

18

0,190

28

0,236

38

0,276

48

0,310

9

0,134

19

0,195

29

0,241

39

0,280

49

0,313

10

0,141

20

0,200

30

0,245

40

0,283

50

0,316


С возрастом время уменьшается даже без специальной подготовки (до 15 лет), с 35 лет – увеличивается. Для не занимающихся физкультурой и спортом оно составляет 200…300 мс, у спортсменов – 100…200 мс.

Также я ввела такие показатели как частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД), которые могут сказать об утомляемости организма, и на каком этапе произойдет полное его восстановление.

 

В роле испытуемых выступает 305 группа специализация – плавание. Эксперимент проводился на базе Волгоградской Академии Физической культуры.

Каждый тест выполнялся по очередности, показатели снимались после захода в зал (в состояние покоя), после физической нагрузки и на этапе восстановления (спустя 5 мин. по окончании нагрузки). В пробе Ромберга выбиралась ровная, жесткая поверхность и  выполнялась «ласточка», тем временем фиксировали на секундомере время устойчивости спортсменов. Далее в пробе ВНИИФКа была выбрана поверхность с линией протяженностью 5 метров, и наблюдались отклонения с разной степенью. Теппинг-тест выполнялся на ровной поверхности стола под наблюдением  времени и максимальным выполнением кистью руки точек в 4-х квадратах 10*10. Время простой двигательной реакции выполнялось 3 раза, из

них выбирался лучший результат и по формуле T=(2H*0,01)/10 =200H, где H (см)

показатели переводились в секунды. Так же были определены такие показатели как ЧСС и ЧД. Все показатели были собраны в таблицу 2. (Выявленные показатели пловцов в течении тренировки).

 

 

ФИО

  разряд

  Возраст, лет

ПОКОЙ

ПОСЛЕ НАГРУЗКИ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

  Ромберг, с

  ВНИИФК,  степень

  Теппинг-тест

  t Простая двиг. Реакция, с

  Ч С С

  Ч Д

  Ромберг, с

  ВНИИФК, с

  Теппинг-тест

  t Прп стая двиг. Реакция, с

  Ч С С

  ЧД

  Ромбер г, с

  ВНИИФК, с

  Теппинг-тест

  t Простая двиг. Реакция, с

  ЧС С

  ЧД

Губанова А.

I

19

13

1

0.179

70

19

7

3

0.224

96

25

12

2

0.184

84

20

Книжникова А.

Мс

20

14

1

0.190

72

21

9

3

0.232

92

26

13

2

0.184

86

21

Жабунина Д.

Кмс

19

12

1

0.200

78

20

6

3

0.210

96

25

13

2

0195

82

22

Манкевич А.

Мс

19

13

1

0.195

70

19

8

3

0.205

94

24

13

2

0.190

84

20

Бирюков Н.

Кмс

19

11

1

0.190

71

18

8

3

0.228

94

26

12

2

0.190

81

23

Котляр Д.

Кмс

21

12

1

0.173

69

20

7

3

0.224

92

23

11

2

0.168

80

20

Пугачев В.

Кмс

19

14

1

0.184

66

21

5

3

0.210

94

24

13

2

0.179

86

21

Михайлов Н.

мс

19

12

1

0.179

70

22

6

3

0.214

96

25

12

2

0.173

81

22



Выявленные показатели пловцов в течении тренировки. Табл. 2

Глава III. Анализ полученных данных результатов.

 

Анализируя данную таблицу можно сказать, что существует прямая зависимость между вестибулярной устойчивостью и качеством выполнения сложных упражнений, связанных с вращением тела. От уровня вестибулярной устойчивости зависят точность дифференцировки в пространстве и качество формирования двигательных навыков.

Видно, что у пловцов в покое проба Ромберга (статическая координация) находиться в норме. После физической нагрузки эти показатели стали снижаться из-за плохой устойчивости вестибулярного аппарата. Необходимо специально тренировать вестибулярный анализатор в детском возрасте. И при восстановлении эти же показатели стали приходить в норму, в связи  с восстановлением функционального состояния вестибулярного анализатора. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Это говорит о том что скрытый период элементарных двигательных реакций оказывается у них укороченным, способность к дифференцировкам повышенной, явления последовательного торможения уменьшенными.

Следующим показателем является проба ВНИИФКа, он также говорит о пространственно - временных показателях. Насколько человек ориентируется в пространстве. Проверяются его координационные способности, которые влияют в дальнейшем на точность двигательных действий. В покое они находятся  в норме, при утомлении они имеют небольшие отклонения, т.к. снижаются показатели физической работоспособности и изменяется функциональное состояние преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Двигательный аппарат, при стандартной работе потенциалы при этом сконцентрированы во времени. Они возникают в активных фазах, полностью исчезают в фазах относительного покоя.

        Теппинг - тест был включен как показатель определяющий функциональное состояние ЦНС и двигательного анализатора. После выполнения пловцами нагрузки так же снижается работоспособность двигательного анализатора. В данном тесте у пловцов наблюдалось скрытое утомление.

И в заключении был использован и фиксирования времени простой двигательной реакции, что актуально в данной теме. Из показателей видно, что  после физической нагрузки этот показатель снижается в связи с   замедлением темпа деятельности, нарушается ритмичность. Ухудшается точность и координация движений, повышаются пороги возбудимости сенсорных систем, в процессах принятия решений доминируют готовые стереотипные формы, затруднено внимание, увеличивается число ошибочных действий.

При выполнении плавательных упражнений, утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функционального состояния мыши, (уменьшается их сила и возбудимость, снижается скорость сокращения и расслабления). При статической работе основными причинами утомления являются непрерывное напряжение нервных центров и мышц, выключение деятельности менее устойчивых мышечных волокон и большой поток афферентных и эфферентных импульсов между мышцами и моторными центрами.

Плавание можно назвать наиболее универсальным видом спорта. При занятиях им гармонично развиваются все мышцы тела. Многое образные упражнения требуют точного управления движениями при различных перемещениях тела в пространстве. Большое влияние также оказывает подготовленность спортсменов (разряд). Из анализа данных видно, что у менее подготовленных спортсменов на протяжении всего периода выполнения нагрузки пространственная синхронизация корковых процессов находилась на более низком уровне, чем находилась  она у более подготовленных спортсменов.

Выполнение тестов на фоне интенсивной двигательной деятельности у менее подготовленных спортсменов сопровождалось снижением. Т.е. спортсмены высокой квалификации могут выполнять работу в двое больше и продолжительное время несмотря на утомление. С помощью специально подобранных упражнений можно оказывать положительное влияние на функциональное состояние вестибулярного анализатора. Выявляя такие показали как статическую координацию, время простой двигательной реакции, точность дифференцировки в пространстве и максимального движения кистью руки, можно наблюдать отклонения в точности и применять на практике с целью проверки ухудшения точности двигательных действий на разных этапах тренировочного процесса. Существует множество подборок упражнений для развития координационных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

1. В покое у спортсменов не наблюдались отклонения в показателях, что говорит о хорошем функциональном состоянии центральной нервной системы и двигательного анализатора, сердечно сосудистой системе. Не нарушается автоматичность рабочих движений, нарушение координации спустя 15 сек, что считается нормальным. Так же не наблюдается значительного напряжения вегетативных функций при одновременном падении произвольности работы, а затем и не нарушение самого вегетативного компонента.

2. В связи с заданной нагрузкой организму, произошли отклонения в системах. В Центральной нервной системе нарушаются межцентральные взаимосвязи  в коре головного мозга, ослабление условно-рефлекторных реакций, неравномерность сухожильных рефлексов. Сердечно-сосудистая система характеризуется тахикардией, лабильностью артериального давления, неадекватная реакция на дозированную физическую нагрузку, кроме того, снижается насыщение артериальной крови кислородом, учащается дыхание и ухудшается легочная вентиляция. Изменения возникают в первую очередь в мышечной системе и двигательных анализаторах.

 3. Нервный механизм регуляции, как более быстрый, прежде всего направляет восстановление в период самой деятельности и в раннем периоде восстановления.

С помощью нервного механизма преимущественно регулируется нормализация внутренней среды организма, главным образом через сердечно-сосудистую и дыхательную системы (доставка кислорода, питательных веществ, удаление продуктов обмена). Вариативность восстановления зависит также от индивидуальных особенностей спортсменов, уровня их тренированности и характера мышечной работы.

 

Литература

  1. Виноградов М. И., Физиология трудовых процессов, М., 1966;

 

  1. Виру А.А. защитные реакции включаемые при утомлении. Теория и практика физ. Культуры, 1974, №12.

 

  1. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. – М., 1974

 

  1. Донская Л. В., Двигательная деятельность человека в условиях

механизированного производства, Л,, 1975;

 

  1. Зайцев А.А., Коц А.М. Тремор утомления. – Теория и практика физ. Культуры, 1968 №5.

 

  1. Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности., Учеб. пособ. Волгоград., 1994 г.

 

  1. Кучкин С.Н. Физиология физических упражнений. Учеб. Пособ. / Кучкин С.Н.,

 

  1. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учеб. для ин-тов ФК. – М.: Физ. И спорт, 1982

 

  1. Бакулин С.А., Ченегин В.М. – Волгоград: ВГАФК, 1998.

 

  1. Мойкин Ю.В, Киколов А.И., Тхоревский В.И, Милков Л.Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987.

 

  1. Моногаров В.Д. Развитие компенсации утомления при напряженной мышечной деятельности: (ислед. функ. сост. спортсм.) // Теория и практика ФК. – 1990 . – №4

 

  1. Розенберг В.В. Проблема утомления. М. 1975.

 

  1. Розенблат В.В., Устьянцев С.Л. Утомление динамической и статической мышеч. деят. чел. // Физиол. Чел., 1989 – Т.15, №5.

 

  1. Смирнов К.М. Напряжения и утомление. Физиол. Журнал СССР им. Сеченова, 1979. Т.65, №12.

 

  1. Тхоревский В.И. Физиологические механизмы утомления; Учебное пособ./ГЦОЛИФК,- М., 1992.
  2. Физиология человека. (Учеб. для инст. ФК) под ред. Н,В, Зимкина., М., ФКиС,1975

Информация о работе Влияние утомление на точность двигательной деятельности