Влияние дальнозоркости на личную работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:28, реферат

Краткое описание

Врачи относят меня к разряду слабовидящих детей. У меня дальнозоркость средней степени. Дальнозоркость, если ее игнорировать, чревата такими неприятными осложнениями как косоглазие, сто и произошло в поем случае из-за ошибки врачей. Цель: изучить медицинские противопоказания при занятиях физической культурой и приемы других средств физической культуры при заболевании дальнозоркость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ …………………………………………...4
Характеристика детей с нарушением зрения…..…………...4
Зрительные дисфункции у детей школьного возраста..........5
Особенности физического развития и двигательных нарушений…………………………………………………....8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОЧПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………………………….………….10
Задачи и средства адаптивного физического воспитания…………………………………….…………...……10
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания………………………..…………………………......12
Особенности регулирования психофизической нагрузки…...14
Показания и противопоказания к физическим упражнениям................................................................................16
Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения……………………………………………..18
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЙ…..21
Сохранение остаточного зрения………………………………21
Профилактика травматизма…………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………24
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

 

 

 

Реферат

на тему:

«Влияние дальнозоркости на личную работоспособность»

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

факультета художественного  образования 

технологии и дизайна 

группы бакалавр художественного  образования

Щипицина А. П.

 

Проверила:

Старший преподаватель кафедры ФК и С

 
Лаврушева М. В.

 

 

 

 

Мурманск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ                                                 стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ …………………………………………...4

      1. Характеристика детей с нарушением зрения…..…………...4
      2. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста..........5
      3. Особенности физического развития и двигательных нарушений…………………………………………………....8

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОЧПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………………………….………….10

    1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания…………………………………….…………...……10
    2. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания………………………..…………………………......12
    3. Особенности регулирования психофизической нагрузки…...14
    4. Показания и противопоказания к физическим упражнениям................................................................................16
    5. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения……………………………………………..18

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЙ…..21

      1. Сохранение остаточного зрения………………………………21
      2. Профилактика травматизма…………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………24

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......25

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

 

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через  зрительный анализатор, и частичное  или глубокое нарушение его функций  вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

  По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 1999), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России — 260 тыс. Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота — нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм.

Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как не зрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии.

Врачи относят меня к разряду слабовидящих детей. У меня дальнозоркость средней  степени. Дальнозоркость, если ее игнорировать, чревата такими неприятными осложнениями как косоглазие, сто и произошло в поем случае из-за ошибки врачей.

Цель: изучить медицинские противопоказания при занятиях физической культурой и приемы других средств физической культуры при заболевании дальнозоркость.

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

1.1. Характеристика детей   нарушением зрения

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центрального зрения; 2) периферического зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения; 5) цветоощущения.

Как отмечают В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева (1982), Г. Г. Демирчоглян (1996) и др., центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами.

Нарушение бинокулярного  зрения приводит к неустойчивости фиксации взора. Дети часто бывают не в состоянии  воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности  в слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степени их удаленности. В связи с этим таким детям надо давать больше времени для рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др., моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с мозаикой, плетение и т. п. Развитие зрительно-пространственного синтеза способствует улучшению ориентировки в пространстве во время игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам.

На уроках физкультуры, ЛФК, ритмики, в процессе пространственной ориентировки используется периферическое зрение, а при чтении, рассмотрении рисунков, наглядных пособий на уроках химии, биологии и др. — центральное. Эти сведения следует учитывать в процессе пространственной ориентировки, в передвижениях, в играх, при выполнении метания в цель. Т. А. Зельдович (1964), В. В. Васильева (1966) и др. отмечают, что в условиях специального обучения, под воздействием пoдвижныx и спортивных игр у занимающихся улучшается поле обзора, пространственное зрение, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.

 

1.2. Зрительные дисфункции  у детей школьного возраста

 

Анализ специальной  литературы позволяет нарушения  зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения при дальнозоркости.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило,  дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.

Различают три степени дальнозоркости: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.

Дальнозоркость корригируется  оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные  упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.

Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями  глазного дна, страдающие дети не имеют  противопоказаний к физическим нагрузкам.

КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.

Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено внутри носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие появляется в большинстве случаев в возрасте от двух до четырех лет.

 

1.3. Особенности физического  развития и двигательных нарушений

 

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:

— расстройством функций  зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств,

— ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности,

 — неблагоприятным  периодом дошкольного воспитания (у де-1 ей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности,

 — снижением иммунитета  к инфекционным и простудным  заболеваниям, и как следствие,  к пропускам академических занятий,  снижению успеваемости учащихся.

По данным медико- психолого- педагогической оценки, все причины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

2.1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания

 

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах III—IV видов относятся:

 

© воспитание гармонически развитого ребенка,

© укрепление здоровья;

© воспитание волевых качеств;

© обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

© развитие физических качеств' быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

 

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

Информация о работе Влияние дальнозоркости на личную работоспособность