Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому спортивное движение инвалидов по сей день является предметом для дискуссии среди ученых и специалистов по физической культуре и спорту. Тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается во всем мире. Мало того, проводятся международные соревнования, включая «Паралимпийские игры», в которых участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешил Олимпикс».

Вложенные файлы: 1 файл

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Инвалидность сопряжена  не только с потерей трудоспособности, но и ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. Поэтому инвалиды в значительной степени подвержены негативному воздействию гипокинезии. Выделяют общую гипокинезию, когда ограничена двигательная активность всего организма, и локальную — при ограничении активности определенной группы мышц. Отрицательные кумулятивные воздействия гипокинезии приводят к снижению функциональной активности органов и систем и нарушению регуляторных механизмов, которые проявляются в очень многих процессах: нарушениях обмена веществ, трофических и дегенеративных изменениях в ОДА и нервно-мышечной системе, ухудшении деятельности всех систем организма и прежде всего общей работоспособности, иммунитета и др.

«Неэкономичность» функционирования различных систем организма приводит в конечном итоге к истощению  компенсаторных возможностей организма, снижению его функциональных резервов. Гипокинезии являются причиной не только снижения функциональных возможностей и сокращения сроков профессиональной пригодности, но имеют высокую корреляционную связь с сокращением продолжительности жизни. Вместе с тем результаты множественных исследований свидетельствуют о том, что наиболее физиологичными и адекватными факторами профилактики отрицательных воздействий гипокинезии являются средства и методы физической культуры. Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния этих факторов у инвалидов подчеркивает особую актуальность проблемы разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра средств физической культуры и спорта инвалидов. Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»; практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе перемещений на дорогах и транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; отсутствие целевого финансирования на проведение физкультурно-оздоровительной работы; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.

Физическая культура и спорт для этой группы населения  могут выступать как эффективное  средство реабилитации и социальной адаптации. Занятия физической культуры и спорта являются для инвалидов  факторами улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, самореализации при занятии спортом.

Реализация физкультурно-оздоровительных  программ приводит к расширению возможности двигательной деятельности инвалидов, позволяет им, повысив свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд.

Помимо этого, занятия  физической культурой и спортом  имеют большое социально-психологическое  значение. В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду, что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения наибольшего количества инвалидов в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность можно существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе. Продолжительность жизни инвалидов в нашей стране значительно ниже продолжительности жизни инвалидов в других странах мира. Вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительные занятия будет способствовать улучшению показателей и по этому признаку.

Физическое воспитание отражает необходимость общества в  планомерной, систематической и  целенаправленной физической подготовке подрастающего поколения — инвалидов с детства к практической жизнедеятельности. Оно является необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную реабилитацию, организованность, целенаправленность в деятельности инвалидов.

Другим компонентом  физической культуры является массовый спорт. Если физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для значительного развития их, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытывать огромное чувство радости, полноты жизни и владение своим телом, преодоление трудностей. Спорт содействует интеграции инвалида в общественной жизни, позволяя включаться в социальные контакты с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Кроме этих психологических аспектов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций, что в свою очередь является существенным фактором социальной реабилитации инвалидов.

Физическая рекреация, т. е. использование физических упражнений для развлечения, досуга, находит все большее распространение как форма оздоровительной физической культуры инвалидов. Новой формой этой деятельности стали СпАр-тианские игры, предложенные и разработанные В.И. Столяровым в 1990 г. Программа игр включает в себя разнообразные соревнования и конкурсы, которые связаны с миром спорта, искусства и другими видами творческой деятельности. Сам спорт выступает в его необычной, нетрадиционной форме и, кроме того, всемерно поощряет поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты.

Главной особенностью СпАртианских игр являются:

1. Гармоничное объединение  спорта с искусством и другими  видами духовно-творческой деятельности  в соревновательной программе игр инвалидов.

2. Уникальная соревновательная  программа, включающая в

568

себя «СпАртианские огоны» (от гр. огон — «борьба, состязание, турнир») — новые комплексные формы соревнований (личные или командные), требующие от инвалидов физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, знаний, интеллекта, творчества, юмора.

3. Новая гуманистически  ориентированная система оценки  и поощрения участников игр,  определение победителей (учитывается выступление участников как в спортивных соревнованиях, так и в художественных, творческих конкурсах, и не только результат, но и поведение; для этих целей используется большое число качественных оценок и т. д.).

4.  Сочетание соревнований  с несоревновательными играми.

5. Равноправное участие  инвалидов вместе с другими  лицами.

Такая программа создает  условия для совместного и  равноправного участия в играх людей разного возраста, пола, физического состояния, различных интересов и т. д., в том числе родителей совместно с детьми и, что особенно важно, лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов).

На СпАртианских играх инвалиды получают возможность проявления не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что и самое главное) равноправное участие вместе с ними в соревнованиях, при котором они не чувствуют себя ущербными, больными, инвалидами. Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяет им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. В число победителей на играх включаются не только те, кто показал лучший результат, но и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т. д.

СпАртианские игры —  прекрасное средство отдыха и развлечений (рекреации). Вместе с тем они приобщают участников к увлекательному миру физической культуры, спорта, искусства, дают им возможность попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности, определить программу совершенствования, а также ту сферу деятель-

569

ности, которая им больше всего нравится и в которой  они могут с наибольшей отдачей проявить свои способности.

Таковы основные особенности  СпАртианских игр как новой модели игр для инвалидов, имеющей ярко выраженную гуманистическую направленность.

Большую популярность получили СпАртианские игры, основными участниками которых являются родители со своими детьми-инвалидами. Для этих игр характерны такие особенности:

1. Проведение игр на  базе санаторных домов отдыха, постоянно действующих, круглогодичных (или летних) спАрти-анских лагерей, центров и т. д., где участникам игр может оказываться систематическая и квалифицированная медицинская помощь и тем самым обеспечивается комплексная, а не только социально-педагогическая реабилитация.

2.  Организация проведения  в основном командных, а не  личных соревнований, хотя и поощряются те или иные достижения отдельных участников.

3.  Значительно большее  (по сравнению с другими СпАртиан-скими  играми) использование «кооперативных»  игр — спортивных соревнований, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в единую команду, а также «новых игр», в которых вообще нет победителей и побежденных, поощряются сотрудничество, юмор и т. д.

Основной проблемой  для развития оздоровительных физической культуры и спорта инвалидов является отсутствие научно обоснованных программ. Для создания таких программ методически конструктивным подходом может быть отнесение всех категорий инвалидов к 3 группам: 1-я группа — социально и физически адаптированные; 2-я — преимущественно социально неадаптированные; 3-я — преимущественно физически неадаптированные инвалиды.

Вся система физической культуры и спорта инвалидов раз  бивается на 4 подсистемы:

— лечебно-физкультурной  реабилитации инвалидов;

570

— физкультурно-оздоровительной  работы с инвалидами;

— массового спорта инвалидов;

— спорта высших достижений, включая международные соревнования.

 

 

 

 

Оздоровительное, лечебное  и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


Информация о работе Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры