Экономическое и политическое развитие России в XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:00, реферат

Краткое описание

Через 14 лет почти все они погибнут, попав под волну репрессий со стороны царя в период опричного устроения. Хаос, воцарившийся после долгих лет опричных безумств, надолго ввергнет страну в тяжелейший экономический кризис. А в 1598г. вместе со смертью Федора Ивановича, по словам О.М. Рапова," доброго, безвольного и слабоумного человека", оборвется и московский род Рюриковичей. А в самом начале XVII века разразится невиданный, немыслимый ранее политический кризис, поставивший под сомнение существование Российского государства как такового,Смута, Смутное время

Постараемся как можно полнее раскрыть поставленную перед нами задачу , понять последовательность и суть происходивших в то время социально-экономических и политических событий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Социально-экономические мероприятия I-ой
половины XVI века………………………………………………………………………………………… 4
Упрочнение территориальной целостности России ………………………….. 4
Усиление социально-экономических противоречий и кризис власти 30-40-х годов XVI в. ……………………………………………………………………………… 8

Глава 2. Политические и экономические преобразования
середина XVI века ……………………………………………………………………………………… 10
2.1. Программа реформ Ивана IV……………………………………………………………… 13
2.2.Реформы местного самоуправления……………………………………………
2.3.Испомещение «тысяча»………………………………………………………………..
2.4.Важнейшие изменения в области земельной политики……………..
2.5.Опричное устранение и его экономические последствия…………….

Заключение ………………………………………………………………………………………………
Список литератур…………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

министерство образования Республики Башкортостан.docx

— 38.11 Кб (Скачать файл)

* О монастырских, княжеских и  боярских слободах  
* О ликвидации корчем  
* О ликвидации мытов  
* О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту  
* О заставах по рубежам  
* Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин 
* Об упорядочении дела раздачи поместий  
* О порядке обеспечения вдов боярских детей  
* О порядке надзора за ногайскими послами и гостями  
* О всеобщей переписи земель  
 
5 План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать "недостаточного" за счет "лишков" земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр

 

Программа реформ Ивана IV.

В конце 40-50-х гг. из приближенных Ивана IV образовался круг лиц, который постепенно оформился в качестве неофициального правительства, вошедшего в историю как Избранная рада. Польский термин «Избранная рада» («Совет избранных») употреблен князем А.М.Курбским в «Истории о великом князе Московском». 
 
Руководящее положение в Избранной раде занимали А.Ф.Адашев и Сильвестр. Алексей Федорович Адашев (? - 1561) происходил из костромских дворян. Семья Адашевых была состоятельная, но не очень знатная. Алексей Федорович, благодаря природному уму и трудолюбию, сумел стать крупным государственным деятелем, думным дворянином, окольничим (с ноября 1553). С его именем связаны государственные реформы конца 40-50-х годов. Совмещал правительственные обязанности с придворными (постельничий), был хранителем личной казны царя и его печати «для скорых и тайных дел». Большое влияние на Ивана IV имел Сильвестр — настоятель Благовещенского собора в Московском Кремле . Для Ивана этот священник стал подлинным учителем жизни. Выходец из Новгорода, Сильвестр имел безукоризненную репутацию человека искренней глубокой религиозности и честности. Всю свою деятельность Сильвестр подчинял идее прославления монарха и утверждения его власти. В Избранную раду входили также и другие выдающиеся по своим личным достоинствам приближенные царя — митрополит Макарий, думный дьяк И.М.Висковатов, князь А.М.Курбский и др. 
Избранная рада совместно с Иваном IV обсуждала планы государственных реформ и внешней политики и руководила их осуществлением. От нее зависело назначение военачальников и руководящих лиц центрального и местного аппаратов управления, решения по многим судебным и местническим делам. Избранная рада олицетворяла временное сплочение всех групп господствующего класса, вызванное чрезвычайно сложными обстоятельствами как внутренней, так и внешней политики. Компромиссный характер ее деятельности особенно проявлялся на первом этапе (до 1533 г.); позже началось наступление на боярскую аристократию. 
                                                             13

Важнейшее значение в определении курса внутренней и внешней политики России имели Земские соборы, которые возникли на завершающей стадии образования Русского централизованного государства. 
Первый Земский собор состоялся 27 февраля 1549 г. На нем присутствовали Боярская дума в полном составе, освященный собор во главе с митрополитом Макарием, воеводы, дети боярские и московские дворяне (государев двор). Иван IV выступил на нем с широкой программой консолидации господствующего класса и проведения в стране реформ. Свою речь он начал с угроз по адресу бояр-кормленщиков, притеснявших детей боярских и «христиан», чинивших служилым людям обиды великие в землях. Обличая злоупотребления своих вельмож, Иван возложил на них ответственность за дворянское оскудение. 
Собор 1549 г. получил в литературе название «собора примирения». Он свидетельствовал о создании центрального сословно-представительного учреждения, о превращении Русского государства в со-словно-представительную монархию. Земский собор был тем органом, который позволил верховной власти лавировать между дворянством и боярством. Он ограничил права крупных феодалов, расширив права дворянства. По приговору Собора в ведении наместников остался суд над детьми боярскими только по самым тяжким уголовным преступлениям (убийству, краже и разбою с поличным). По всем остальным вопросам дети боярские освобождались от суда наместников. Таким образом, этим временем можно датировать начало оформления сословных привилегий дворянства. Собор рассмотрел и утвердил реформу местного управления, наметил необходимость ряда других преобразовании. 
Реформы, проведенные в 50-х годах, касались прежде всего вопросов суда и управления. 
Самым крупным начинанием Избранной рады было составление в июне 1550 г. нового Судебника, который заменил устаревший Судебник 1497 г. Судебник 1550 г. явился важным этапом в развитии русского законодательства. Судебник предписал под угрозой опалы не «волочить дела», а давать управу жалобщикам «своего приказа». Взяточничество стало впервые караться денежными штрафами. Судебник сохранил старую систему управления и суда на местах, но с поправками: власть наместников и волостелей сокращалась за счет уменьшения полномочий в области суда и

                                                        14

усиления контроля над ними со стороны местной и центральной администрации. Впервые в общегосударственном масштабе была введена губная реформа, и дела о «ведомых известных разбойниках» передавались в ведение губных старост. В судопроизводстве наместников и волостелей отныне должны были участвовать старосты и целовальники — своеобразные присяжные заседатели, защищавшие интересы дворянства, крестьянства и посадских людей. 
Центральная власть отныне начинала строго контролировать деятельность наместников. Этот контроль должны были осуществлять в центре Царские дьяки. Были также отменены торговые привилегии феодалов. Право сбора тамги (основной торговой пошлины того времени) переходило к царской администрации. Все это удовлетворяло требования посадской и волостной верхушки (купцов и ремесленников), которые все более втягивались в торговлю. 
В отношении крестьянства Судебник 1550 г. сохранил старые права выхода крестьян один раз в году (за неделю до и после Юрьева дня — 24 ноября) после уплаты так называемого пожилого. 
Новые законы должны были приниматься следующим образом: они докладывались государю, а*потом при участии Боярской думы принимался окончательный приговор. 
В целом Судебник 1550 г. отражал компромисс между растущим дворянством, сторонником укрепления царского самодержавия, и феодальной знатью, цеплявшейся за права и прерогативы Боярской думы. 
Царская власть, источники доходов которой были немногочисленны, а расходы велики, с завистью смотрела на богатство церквей и монастырей. На совещании Ивана IV с митрополитом Макарием 15 сентября 1550 г. была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городах, а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, возвращались назад. 
В январе-феврале 1551 г. церковный собор утвердил новый Судебник. На соборе были также зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого или Стоглава. На соборе развернулась острая борьба по вопросу о церковной собственности и прежде всего земельной. ^Собор консервативным иосиф-лянским

                                                  15

большинством отверг попытку правительства с позиции нестяжательства посягнуть на собственность церкви. Он провозгласил незыблемое право церкви владеть собственностью, в том числе и земельной. Таким образом, программу церковных реформ, намеченную Избранной радой, собор отклонил. 
Это вызвало гнев Ивана IV, который после собора обрушился на наиболее видных представителей иосифлянства и предпринял ответные действия. В мае 1551 г. была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана. Суздальским, ярославским и ста-родубским княжатам запрещалось делать вклады в монастыри. В целом, несмотря на сопротивление церковников, правительству Избранной рады удалось нанести серьезный удар по церковно-монастырскому землевладению и податным привилегиям монастырей-вотчинников. 
Правительство Ивана IV вынуждено было изыскивать новые источники доходов. Введение новых прямых доходов — пищальных и полоня-ничных денег — потребовало произвести учет земель, с населения которых поступали доходы в казну. Перепись, начатая в 1550 г., сопровождалась реформой поземельного обложения: подворное обложение было заменено поземельным. На основных территориях вводилась новая единица — «большая соха», размеры которой кол***ись в зависимости от социального положения землевладельца. У служилых людей большая соха соответствовала 800 четвертям «доброй земли» в одном поле, у монастырей и церквей — 600 четвертям, у черносошных крестьян — 500. Таким образом, при равном количестве земли больше сох было у черносошных крестьян, которые, следовательно, и платили больше податей. 
Другим важным мероприятием по совершенствованию финансовой системы была таможенная реформа. Наметился переход к единой рублевой пошлине, которая должна была заменить основные подати и пошлины — торговые, ямские, пищальные деньги. Одновременно происходила и унификация мер. Результаты реформы в этой области охарактеризовал немец-опричник Штаден: «Нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе одна вера, один вес, одна мера». 
Реформа, получившая название земской, хотя и проводилась крайне медленно, отвечала интересам зажиточной верхушки деревни, верхов

                                                        16

посада, а также дворянства, для которых отныне открывались возможности участия в сословно-представительных учреждениях на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           17


Информация о работе Экономическое и политическое развитие России в XVI в