Физические диктанты как форма текущего контроля знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:47, доклад

Краткое описание

Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты, получившие в настоящее время широкое распространение в школах. Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 10-15 минут. Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения, что важно для подготовки к жизни. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного. Они являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

Вложенные файлы: 1 файл

физдикт.docx

— 20.87 Кб (Скачать файл)

Физические диктанты

как форма текущего контроля знаний.

 

Проверка и оценка успеваемости учащихся составляют важную часть учебного процесса, способствуют повышению качества обучения и воспитания. Проверка успеваемости учащихся позволяет не только определить успехи и недостатки в знаниях и умениях, но на этой основе управлять учебным процессом. Результаты проверки позволяют  учителю корректировать время на изучение отдельных вопросов программы,  совершенствовать формы и методы работы с учащимися, изменяя виды учебной работы, долю самостоятельной работы каждого ученика, оптимально регулировать учебную нагрузку школьников. 

Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты, получившие  в настоящее время широкое распространение в школах. Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 10-15 минут. Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения, что важно для подготовки к жизни. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного. Они являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

Дидактические требования к содержанию и структуре диктанта определяются дидактическими целями: «упражнять», «закрепить», «проверить», «скорректировать». Таким образом, с помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи: диагностирование знаний учащихся, корректирование процесса обучения, предупреждение возникновения пробелов, проверка достижения конечного результата обучения.  

В диктант вводится тот материал, который относится к обязательному и основному: физические формулы; символические обозначения,  определения физических величин и их единиц, соотношения между ними; формулировки физических явлений, законов, математические связи между величинами; назначение физических приборов, правила обращения с ними. При подборе вопросов необходимо ориентироваться на репродуктивную деятельность учащихся, которая легко контролируется и самоконтролируется в процессе написания диктанта. Материал, требующий сложных умственных операций, в диктант не вводится.

Содержание диктантов составляют вопросы, требующие от всех учащихся независимо от их уровня знания физики, психологических особенностей примерно одинакового времени на обдумывание ответа и его запись. В диктанты не включаются качественные задачи, так как в этом случае оценка за работу, как показывает педагогический эксперимент, не является объективной.

Каждый диктант состоит из набора фраз физического содержания утвердительного характера. В каждой фразе есть вступительная часть (написанная учителем) и констатирующая (обозначенная многоточием). Вторую часть учащийся должен дописать самостоятельно. В тетрадях учащиеся пишут только констатирующую часть при строгом соблюдении нумерации зачитываемых вопросов. Для удобства записи располагают в столбик. Вопросы диктует учитель (возможно использование магнитофонной записи), время ответа строго регламентируется. Вопрос повторяется два раза. При первом чтении учащиеся уясняют суть вопроса, второе чтение позволяет уточнить детали. При чтении некоторых вопросов  учитель в случае необходимости дает варианты ответов, в отдельных утверждениях вместо многоточия возможна постановка вопросов. Например: «Чем дальше тело находится от Земли, тем … (сильнее, слабее) она его притягивает», «Неравномерное движение характеризуется … (какой?) скоростью».

В классах с малой наполняемостью можно проводить диктант в одном варианте.

Проверка диктанта проходит сразу после его написания. Можно предложить одному из учащихся прочитать свои ответы. Остальные ученики сверяют их со своими, обсуждают, вносят исправления, дают объяснения. Возможно проведение самопроверки или взаимопроверки (обмен тетрадями с соседом по парте). Правильные ответы в этом случае проецируются на экран с помощью графопроектора.  Оценивание диктанта проводится  согласно критерию, предложенному учителем. Если вопросы  диктанта равноценные, то для выставления отметки целесообразно оценить каждый из них долями балла (в случае 10 вопросов каждый оценивается в 0,5 балла).

Такая проверка позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях, а учителю – о степени усвоения изученного материала, о готовности класса к выполнению других видов работы.

Вопросы, приведенные в диктантах, можно использовать также для отработки учащимися изученного материала и при повторении в динамических парах путем взаимоопроса, при организации работы в малых группах.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Учащиеся знают, что для успешного написания диктанта необходимо готовиться к нему в течение всего времени изучения данной темы, работать с текстом учебника, внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал, привыкают к тому, что знания каждого из них будут проверены и оценены. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие учащихся и их интеллектуальных умений и навыков.

 

 

 

 

Организация учебного процесса

на основе использования опорных конспектов.

Перед каждым учителем стоит проблема подбора  таких  форм  и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного  процесса  на основе использования опорных конспектов.  С методикой работы с опорными конспектами  я познакомился на курсах В.Ф. Шаталова в Донецком институте усовершенствования учителей, а на семинаре у учителя физики из г. Дубны Г.Д. Луппова я увидел использование опорных конспектов вместе с тестовыми заданиями.

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики? Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна  быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки».1

Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.

При изучении нового материала максимально  использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, технические  средства обучения, аудиовизуальные средства. Ведь еще Я.А.Коменский писал: "Пусть будет для ýчащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания". Об этом же говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский: "… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если  в нем участвует несколько органов чувств. 

В зависимости  от  содержания  материала, состава класса, задач, решаемых уроком,  выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эвристическую  беседу  и  т.д.

Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения учителя ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение учителя, отвечать на его вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял каждую часть конспекта.

После объяснения материала всему классу  предъявляется  опорный  конспект (через кодоскоп). Используя  рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь  изложенный  материал.  Ученикам  хорошо  видно,  что они должны  усвоить  по  данной теме.

В конце урока учащиеся получают напечатанный конспект, который они дома переписывают в тетрадь для конспектов. Данный вид  работы диктуется необходимостью активизации моторной памяти.

Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не простого запоминания конспекта (что прекрасно получается у учащихся с хорошо развитой зрительной памятью), а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую разнообразные формы контроля, такие как написание по памяти опорного конспекта (полностью или частично по вариантам), тихий опрос (рассказ у  стола  учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный опрос, взаимоопрос (рассказ конспекта соседу по парте), «щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает  другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).

Одним из видов оперативного контроля усвоения теоретического материала являются физические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом, изложенном в конспекте. 

Дальнейшая  отработка  материала проходит в ходе выполнения фронтальных  экспериментальных заданий, решения качественных и количественных  задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


Информация о работе Физические диктанты как форма текущего контроля знаний