Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 19:37, реферат
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Концепция математического образования
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества - предоставить каждому возможность воспользоваться этим правом.
Значение математического образования
Математика 
есть часть общего образования. Ныне ни 
одна область человеческой деятельности 
не может обходиться без математики - как 
без конкретных математических знаний, 
так и интеллектуальных качеств, развивающихся 
в ходе овладения этим учебным предметом. 
Школьное математическое образование 
способствует:  
 
овладению конкретными знаниями, необходимыми 
для ориентации в современном мире, в информационных 
и компьютерных технологиях, для подготовки 
к будущей профессиональной деятельности, 
для продолжения образования;  
 
приобретению навыков логического и алгоритмического 
мышления (способность анализировать, 
отличать гипотезу от факта, критиковать, 
понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, 
отчетливо выражать свои мысли и т.п.), 
а так же развитию воображения и интуиции 
(пространственные представления, возможность 
предвидеть результат и т.д.);  
 
формированию мировоззрения (понимание 
взаимосвязи математики и действительности, 
знакомство с методом математики, его 
отличием от методов естественных и гуманитарных 
наук, с особенностями применения математики 
для решения научных и прикладных задач);  
 
освоению этических принципов человеческого 
общежития (интеллектуальная честность, 
объективность, стремление к постижению 
истины), воспитанию способности к эстетическому 
восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных 
достижений, идей и концепций, познание 
радости творческого труда);  
 
обогащению запаса историко-научных знаний, 
которые должны входить в интеллектуальный 
багаж каждого современного культурного 
человека (знакомство с основными историческими 
вехами возникновения и развития математической 
науки, судьбами великих открытий, именами 
людей, творивших науку).
Принципы математического образования
Математическое 
образование в 12-летней школе строится 
с учетом следующих основных принципов:  
 
- непрерывность, предполагающая изучение 
математики на протяжении всех лет обучения 
в школе;  
 
-преемственность, предполагающая 
взвешенный учет положительного опыта, 
накопленного отечественным математическим 
образованием, и реалий современного мира;  
 
- вариативность методических систем, 
предусматривающая возможность реализации 
одного и того же содержания на базе различных 
научно-методических подходов;  
 
- дифференциация, позволяющая учащимся 
на всем протяжении обучения получать 
математическую подготовку разного уровня 
в соответствии с их индивидуальными особенностями 
(уровневая дифференциация) и предусматривающая 
возможность выбора типа математического 
образования в старшем звене (профильная 
дифференциация).  
 
Перечисленные принципы создают предпосылки 
для гармонического сочетания в обучении 
интересов личности и общества, для реализации 
в практике преподавания важнейшей идеи 
современной педагогики - идеи личностной 
ориентации математического образования.
Цели математического образования
Роль математической 
подготовки в становлении современного 
человека определяет следующие цели школьного 
математического образования:  
 
приобретение конкретных математических 
знаний, необходимых для применения в 
практической деятельности, для изучения 
смежных дисциплин, для продолжения образования;  
 
интеллектуальное развитие учащихся, 
формирование качеств мышления, характерных 
для математической деятельности и необходимых 
человеку для полноценной жизни в обществе;  
 
формирование представлений об идеях 
и методах математики, о математике как 
форме описания и методе познания действительности;  
 
формирование представлений о математике 
как части общечеловеческой культуры, 
о значимости математики в развитии человеческой 
цивилизации и современного общества.  
 
Порядок перечисления этих целей не определяет 
их иерархии, все они рассматриваются 
как одинаково значимые для формирования 
личности в процессе освоения математики.
Содержание математического образования
Школьное образование 
складывается из следующих содержательных 
компонент: арифметика, алгебра, геометрия, 
элементы математического анализа, элементы 
статистики и вероятность. В своей совокупности 
они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, 
учитывают современные тенденции отечественной 
и зарубежной школы и позволяют реализовать 
поставленные цели на информационно емком 
и практически значимом материале. Эти 
содержательные компоненты, развиваясь 
на протяжении всех лет обучения, естественным 
образом переплетаются и взаимодействуют 
в учебных курсах.  
 
Арифметика 
призвана способствовать приобретению 
практических навыков, необходимых для 
повседневной жизни. Она служит базой 
для всего дальнейшего изучения математики, 
способствует логическому развитию и 
формированию умения пользоваться алгоритмами.  
 
Для реализации этих функций требуется 
уделять достаточное внимание арифметическим 
(точнее логическим) методам решения задач, 
культуре вычислений (оценка, прикидка, 
сочетание устных, письменных и инструментальных 
вычислений), наполнению учебного материала 
задачами социально-экономической и жизненной 
тематики.  
 
Алгебра 
нацелена на формирование математического 
аппарата для решения задач из математики, 
смежных предметов, окружающей реальности. 
Язык алгебры в наибольшей степени выявляет 
значение математики как искусственного 
языка для построения математических 
моделей, процессов и явлений реального 
мира. Одной из основных задач изучения 
алгебры является развитие алгоритмического 
мышления, необходимого, в частности, для 
освоения курса информатики, овладение 
навыками дедуктивных рассуждении. Преобразование 
символических форм вносит свой специфический 
вклад в развитие воображения, способностей 
к математическому творчеству.  
 
Реализация указанных функций алгебры 
предполагает внимание к осмыслению алгебры 
как исторического обобщения арифметики, 
к правилам конструирования математических 
выражений, к способам преобразования 
выражений различной природы (рациональных, 
иррациональных, тригонометрических и 
др.), решения соответствующих уравнений 
и неравенств.  
 
Геометрия 
- одна из важнейших компонент математического 
образования, необходимая для приобретения 
конкретных знаний о пространстве и практически 
значимых умений, формирования языка описания 
объектов окружающего мира, для развития 
пространственного воображения и интуиции, 
для эстетического воспитания учащихся. 
Изучение геометрии вносит свой особый 
вклад в развитие логического мышления, 
в формирование понятия доказательства 
и овладение дедуктивным методом.  
 
Уже с первых лет обучения следует знакомить 
учащихся с фигурами на плоскости и в пространстве, 
моделирующими реальные объекты, с измерением 
геометрических величин, способами изображения 
геометрических фигур и реальных объектов. 
Обучение геометрии предполагает установление 
оптимального и дидактически оправданного 
баланса между наглядностью и логикой, 
причем соотношение наглядного и логического 
должно соответствовать возрастным возможностям 
учащихся.  
 
Элементы 
математического анализа необходимы 
для получения школьниками конкретных 
знаний о функциях как важнейшей математической 
модели для описания и исследования разнообразных 
процессов (равномерных, равноускоренных, 
экспоненциальных, периодических и др.), 
для формирования у учащихся представлений 
о роли математики в развитии цивилизации 
и культуры.  
 
В школе должно быть уделено достаточное 
внимание:  
 
изучению реальных зависимостей различными 
средствами (аналитическими, графическими, 
инструментальными), формированию умения 
пользоваться различными языками описания 
функций. Изучение конкретных функций 
и их свойств, начинающееся в основной 
школе, завершается в старшем звене ознакомлением 
с идеями дифференциального исчисления 
и понятием интеграла, подходы к изложению 
которых реализуют, прежде всего, мировоззренческие 
и общекультурные цели математического 
образования.  
 
Элементы статистики и вероятность становятся 
обязательной компонентой школьного образования, 
усиливающей его прикладное и практическое 
значение. Этот материал необходим, прежде 
всего, для социальной адаптации человека 
в динамично изменяющемся обществе, для 
формирования функциональной грамотности 
- умений воспринимать и анализировать 
информацию, представленную в различных 
формах, понимать вероятностный характер 
многих реальных зависимостей, производить 
простейшие вероятностные расчеты для 
принятия решений.  
 
При изучении вероятности и статистики 
обогащаются представления о современной 
картине мира и методах его исследования, 
формируется понимание роли статистики 
как источника социально значимой и научной 
информации, закладываются основы вероятностного 
мышления.
Структура курса
Предлагается следующая 
структура курса математики в школе.  
 
Начальная 
школа  
- 1-4 классы - Математика  
 
Основная 
школа  
- 5-7 классы - Математика  
- 8-10 классы - Алгебра, Геометрия  
 
Старшая 
школа  
- 11-12 классы:  
А - Математика  
В - Алгебра и элементы анализа, Геометрия  
С - Алгебра и элементы анализа, Геометрия  
 
Прибавление года на изучение общего курса 
"Математика" в основной школе позволит 
более основательно подготовить учащихся 
к изучению математических курсов в 8-12 
классах (повысить их интеллектуальный 
уровень, сформировать более прочные базовые 
арифметико-алгебраические и геометрические 
умения, дать начальную логическую подготовку).  
 
В начальной и основной школе курсы математики 
строятся на основе единого 
содержания, и профилирования не предполагается. 
В то же время, начиная с 9 класса предусматривается 
возможность изучения углубленного курса 
математики (это обусловлено тем, что устойчивый 
интерес к математике формируется, как 
правило, к 14-15 годам). При этом 9-10 классы 
целесообразно рассматривать как ориентационный 
этап в системе углубленного изучения 
математики, позволяющий ученику проверить 
правильность сделанного им выбора.  
 
Старшая школа строится на основе профильной 
дифференциации. С точки зрения обучения 
математике, все профили в зависимости 
от роли, которую играет в них математика, 
объединяются в три направления - общеобразовательное, 
общенаучное и математическое. Во 
всех трех направлениях курс математики 
опирается на общеобразовательный курс 
основной школы (эта позиция учитывает, 
прежде всего, необходимость предоставления 
каждому ученику возможности реализации 
своего потенциала в области математики, 
который, как известно, может проявиться 
и на более поздней стадии обучения).  
 
Для общеобразовательного направления 
предлагается общий курс (курс А), специфической 
особенностью которого должна быть явно 
выраженная гуманитарная направленность, 
т.е. специальная ориентация на интеллектуальное 
развитие человека, на знакомство с математикой 
как с областью человеческой деятельности, 
на формирование тех знаний и умений, которые 
необходимы для свободной ориентации 
в современном мире. Этот курс может быть 
выбран теми учащимися, которых интересуют, 
например, языки, искусство, художественное 
творчество, спорт и т.п. Задача обеспечения 
возможности поступления в высшие учебные 
заведения по специальностям, связанным 
с математикой, этим курсом не ставится.  
 
Курс математики для общенаучного направления 
(курс В) целесообразно представить в двух 
вариантах в соответствии с особенностями 
процесса математизации в естественно-научных 
и научно-гуманитарных областях знаний. 
В качестве альтернативы создания двух 
отдельных курсов математики для общенаучного 
направления возможно существование и 
одного курса, обеспеченного достаточным 
числом дополнительных модулей, учитывающих 
специфику конкретного профиля обучения.  
 
Для математического направления предназначен 
углубленный курс (курс С), идет ли речь 
о собственно математическом, физико-математическом 
или "информатическом" профиле обучения.  
 
Изменение:Этот 
курс может быть реализован в двух формах 
- как продолжение углубленного изучения 
математики, начатого в основной школе, 
и начиная с 11 класса, что особенно важно 
для реализации профилирования обучения 
в старших классах в сельских школах и 
школах малых городов.  
 
Соответствующий курс математики должен 
создать условия не только для поступления 
в любое высшее учебное заведение по специальностям, 
требующим высокого уровня владения математикой, 
но и для успешного обучения в соответствующем 
вузе.  
 
Именно учащиеся профилей общенаучного 
и математического направлений составят 
основу кадрового потенциала, обеспечивающего 
научный, технический, технологический 
и социальный прогресс российского общества, 
поэтому их математическая подготовка 
должна быть не ниже общемировой.  
 
Изменение:В 
начальной и основной школе математика 
является предметом общего образования; 
обучение в старшей школе предполагает 
определенную профессиональную ориентацию 
учащихся, а курсы математики в общенаучном 
и математическом направлениях носят 
специализирующий характер. Это естественным 
образом определяет распределение материала 
между основной и старшей школой, а также 
содержательное наполнение профилированных 
курсов.  
 
Так, алгебраическое содержание в основной 
школе может группироваться вокруг понятия 
"рациональное выражение", а материал, 
связанный с иррациональными, показательными 
и логарифмическими выражениями, относится 
к старшему звену. Тригонометрический 
материал, связанный с решением треугольников 
и важный с общеобразовательной точки 
зрения, рассматривается в курсе геометрии 
основной школы, а тригонометрические 
функции числового аргумента, преобразования, 
уравнения - все это вопросы старшей школы. 
При этом в общем курсе акцент делается 
на идейном материале - графиках тригонометрических 
функций, а в специализирующих курсах 
должно быть уделено достаточное внимание 
формированию аппарата. С идеей экспоненциального 
роста учащихся можно познакомить в основной 
школе в ходе изучения геометрической 
прогрессии, в то же время собственно показательная 
функция, соответствующие преобразования, 
уравнения должны быть отнесены к старшему 
звену, причем объем и уровень соответствующего 
материала должны дифференцироваться 
в зависимости от типа курса. Еще одним 
примером является вопрос о координатах 
и векторах. Представление о них формируется 
в основной школе, тогда как координатный 
и векторный методы как аппарат могут 
рассматриваться в старшей школе.
Межпредметные связи
В условиях вариативности 
программ и учебников, многообразия подходов 
к структуре курсов кардинальным образом 
меняется взгляд на межпредметные связи. 
В целом ряде случаев математика должна 
стать не источником, а потребителем знаний, 
предложенных на уроках естествознания 
и др., опираться на представления, сформированные 
при изучении этих дисциплин.  
 
Существенно новый аспект межпредметных 
связей возникает в связи с включением 
в содержание обучения математике элементов 
теории вероятностей и статистики, и в 
частности, комбинаторики как базовой 
компоненты вероятности в дискретных 
моделях. Это не только создает очевидные 
новые возможности для построения статистических 
теорий в физике и изучения генетики в 
биологии, но и ставит проблему реализации 
взаимосвязей между математикой и предметами 
гуманитарного цикла.  
 
Принципиально важным в плане межпредметных 
связей является обучение математическому 
языку как специфическому средству коммуникации 
в его сопоставлении с реальным языком. 
Грамотный математический язык является 
свидетельством четкого и организованного 
мышления, и владение этим языком (понимание 
точного содержания предложений, логических 
связей между предложениями) распространяется 
и на владение естественным языком и тем 
самым вносит весомый вклад в формирование 
и развитие мышления человека в целом. 
В то же время объективные связи между 
естественным и математическим языком 
настолько глубоки, что межпредметные 
связи между обучением математике и языкам 
- как родному, так и иностранным - также 
потенциально являются двусторонними.