История ядерной физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:19, реферат

В начале XX века физика столкнулась с серьёзными проблемами. Начали возникать противоречия между старыми моделями и эмпирическим опытом. Так, например, наблюдались противоречия между классической механикой и электродинамикой при попытках измерить скорость света. Выяснилось, что она не зависит от системы отсчёта. Физика того времени также была неспособна описать некоторые микроэффекты, такие как атомные спектра излучений, фотоэффект, эффект Комптона, энергетическое равновесие электромагнитного излучения и вещества. Таким образом, была необходима новая физика.[1]

Вступление. История ядерной физики……………………………………2
Биография Эрнеста Резерфорда…………………………………………...5
Закон радиоактивного распада…………………………………………..11
Ядерная модель атома…………….………………………………………14
Достижения резерфорда………………………………………………….18
Вывод………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………

Резерфорд.docx

В 1919 г. Резерфорд  перешел в Кембриджский университет,  став преемником Томсона в  качестве профессора экспериментальной  физики и директора Кавендишской  лаборатории, а в 1921 занял должность  профессора естественных наук  в Королевском институте в  Лондоне. В 1930 г. Резерфорд был  назначен председателем правительственного  консультативного совета Управления  научных и промышленных исследований. Находясь на вершине своей  карьеры, ученый привлекал к  работе в своей лаборатории  в Кембридже много талантливых  молодых физиков, в т.ч. П.  М. Блэкетта, Джона Кокрофта,  Джеймса  Чедвика и Эрнеста Уолтона.  Несмотря на то, что у самого  Резерфорда оставалось из-за этого  меньше времени на активную  исследовательскую работу, его глубокая  заинтересованность в проводимых  исследованиях и четкое руководство  помогали поддерживать высокий  уровень работ, осуществляемых  в его лаборатории. Ученики  и коллеги вспоминали об ученом  как о милом, добром человеке. Наряду с присущим ему как  теоретику даром предвидения  Резерфорд обладал практической  жилкой. Именно благодаря ней  он был всегда точен в объяснении  наблюдаемых явлений, какими бы  необычными они на первый взгляд  ни казались.

Обеспокоенный  политикой, проводимой нацистским  правительством Адольфа Гитлера,  Резерфорд в 1933 г. стал президентом  Академического совета помощи, который  был создан для оказания содействия  тем, кто бежал из Германии. В 1900 г., во время краткой поездки  в Новую Зеландию, Резерфорд женился  на Мэри Ньютон, которая родила  ему дочь. Почти до конца жизни  он отличался крепким здоровьем  и умер в Кембридже в 1937 г.  после непродолжительной болезни.  Резерфорд похоронен в Вестминстерском  аббатстве неподалеку от могил   Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина.

В числе полученных  Резерфордом наград медаль Румфорда (1904) и медаль Копли (1922) Лондонского  королевского общества, а также  британский орден «За заслуги» (1925). В 1931 г. ученому был пожалован  титул пэра. Резерфорд был удостоен  почётных степеней Новозеландского,  Кембриджского, Висконсинского, Пенсильванского  и Макгиллского университетов.  Он являлся членом-корреспондентом  Гёттингенского королевского общества, а также членом Новозеландского  философского института, Американского  философского общества. Академии  наук Сент-Луи,  Лондонского королевского  общества и Британской ассоциации  содействия развитию науки.[4]

Закон радиоактивного распада

Закон радиоактивного распада — физический закон, описывающий  зависимость интенсивности радиоактивного распада от времени и количества радиоактивных атомов в образце. Открыт Фредериком Содди и Эрнестом Резерфордом, каждый из которых впоследствии был награжден Нобелевской премией. Они обнаружили его экспериментальным  путём и опубликовали в 1903 году в  работах «Сравнительное изучение радиоактивности  радия и тория» и «Радиоактивное превращение», сформулировав следующим  образом: во всех случаях, когда отделяли один из радиоактивных продуктов  и исследовали его активность независимо от радиоактивности вещества, из которого он образовался, было обнаружено, что активность при всех исследованиях  уменьшается со временем по закону геометрической прогрессии. [5]

Этот закон считается  основным законом радиоактивности, из него было извлечено несколько  важных следствий, среди которых  формулировки характеристик распада  — среднее время жизни атома и период полураспада.

Э. Резерфорд экспериментально установил (1899), что соли урана испускают  лучи трёх типов, которые по-разному  отклоняются в магнитном поле:

• лучи первого типа отклоняются так же, как поток положительно заряженных частиц; их назвали α-лучами;
  • лучи второго типа обычно отклоняются в магнитном поле так же, как поток отрицательно заряженных частиц, их назвали β-лучами (существуют, однако, позитронные бета-лучи, отклоняющиеся в противоположную сторону);
  • лучи третьего типа, которые не отклоняются магнитным полем, назвали γ-излучением.[6]

В наши дни радионуклиды известны у большинства химических элементов. Они имеют много самых  разных применений, особенно в химии  и биохимии. Дело в том, что химическое поведение радионуклидов какого-либо элемента практически такое же, как и у его стабильных нуклидов. Но ядра радионуклидов в момент распада “посылают сигнал” о своём присутствии. Учёные разработали аппаратуру, позволяющую надёжно регистрировать сигналы от распада буквально единичных атомов. Благодаря этому становится возможным использовать радионуклиды в качестве атомов-меток, так называемых радиоактивных индикаторов.

Например, с помощью фосфора-32 можно установить, как кукуруза усваивает из  почвы фосфорное удобрение. В  удобрение добавляют очень малое  количество радионуклида. Далее,  анализируя радиоактивность различных  частей растения, можно определить, быстро ли фосфат усваивает  корни, с какой скоростью он  поступает в листья, стебли или  початки и как усвоение удобрения  зависит от его химической  формы ( в частности, от того, в виде какой именно соли  – аммония, калия или кальция  – взят фосфат), от способа  введения в почву и других  факторов. Полученная информация  позволила существенно повысить  эффективность применения минеральных  удобрений.

Аналогичным  образом на подопытных животных  можно проследить действие лекарств, содержащих радиоактивные индикаторы. Использование радионуклидов позволяет  наблюдать и за поведением  различных микропримесей в технологических  процессах.

Так  как для установления природы  радионуклидов достаточно буквально  единичных атомов, по результатам  исследования пряди волос Наполеона,  сохранившейся до наших дней, удавалось выяснить, что в конце  жизни его организм получал  избыток мышьяка. Возможно, именно  это и стало причинной болезни  и смерти.[7]

Ядерная модель атома

В модели Томсона масса  атома равномерно распределена по его  объему. Резерфорд доказал, что это  предположение неверно. В результате опытов по рассеянию а-частиц металлической  фольгой он установил, что в редких случаях (1 из 10 000) а-частица отклоняется  на угол больше 90°, тогда как большинство  а-частиц свободно проходило через  тонкую фольгу, отклоняясь на очень  незначительный угол.

Резерфорд писал: «Это было почти так же невероятно, как  если бы вы выстрелили 15-дюймовым снарядом в лист папиросной бумаги, а снаряд вернулся бы назад и попал в  вас».

Это позволило Резерфорду предположить, что в атоме существует положительно заряженное ядро малого размера, сосредоточившее в себе почти всю массу атома. Опыты  Резерфорда доказали, что ядра атомов обладают большой прочностью, так  как не разрушаются даже при столкновениях  с массивными а-частицами, которые  ударяют о них с большой  силой.

На основании своих  исследований Резерфорд модифицировал  планетарную модель атома. Согласно его теории, атом состоит яз положительно заряженного массивного ядра и электронов, которые движутся вокруг него, образуя  электронную оболочку атома. Ядро имеет  очень маленький размер, однако в  нем сосредоточено 99,9% всей массы  атома. Заряд ядра по величине равен  сумме зарядов электронов атома.

Определение заряда ядра вооружило ученых одной из наиболее важных характеристик атома. В 1913 году было доказано, что заряд ядра совпадает  с порядковым номером элемента в  периодической системе Д. И. Менделеева. Нильс Бор писал: «С самого начала было ясно, что, благодаря большой  массе ядра и его малой протяженности  в пространстве сравнительно с размерами  всего атома, строение электронной  системы должно зависеть почти исключительно  от полного электрического заряда ядра. Такие рассуждения сразу наводили на мысль о том, что вся совокупность физических и химических свойств каждого элемента может определяться одним целым числом...».

Эксперименты Резерфорда послужили основой для создания современной протонно-нейтронной модели атома. Согласно ей, в центре атома  находится ядро, весь остальной объем  атома занимают электроны. Ядро состоит  из положительно заряженных протонов и нейтронов, которые не имеют  заряда. Разные электроны притягиваются  к ядру с разной силой, полому некоторые  из них могут «отрываться», превращая  атом в положительно заряженный ион (катион). Если же атом присоединяет электроны, то он превращается в отрицательно заряженный нон (анион).

Проникнувшись идеями Резерфорда, Бор на основе планетарной  модели развивает теорию строения атома, которая впоследствии была названа  моделью Резерфорда-Бора.

Дело в том, что  классическая модель Резерфорда не могла  объяснить некоторые явления  в атоме. Так оставалась непонятной устойчивость атома. Теоретически двигаясь по своим орбитам с большим  ускорением электрон должен излучать электромагнитные волны, что сопровождается потерей энергии. Теряя энергию, электрон должен приближаться к ядру и очень скоро упасть на него. Кроме того, не удавалось объяснить  происхождение спектров атомов, состоящих  из определенных линий. Если характер движения электрона объяснять законами электродинамики, то спектр атома должен быть сплошной, в то время как  экспериментально были получены линейчатые спектры. Линии в них группируются в серии и сгущаются в коротковолновой  части спектра. Предполагалось, что  частоты линий соответствующих  серий подчиняются определенным математическим законам.

«Основным результатом  тщательного анализа видимой  серии линейчатых спектров и их взаимоотношений, - писал Бор, - было установление того факта, что частота каждой линии  спектра данного элемента может быть представлена с необыкновенной точностью. Бору удалось найти объяснение этого основного закона спектроскопии. Но для этого ему пришлось цвести понятие стационарных орбит или состояний атомов, в которых электрон совершает движение по орбите, не излучая при этом энергии.

Эта идея сейчас широко известна под названием первого  постулата Бора. Он противоречит и  классической механике, и электродинамике  Максвелла. Во-первых, он четко определяет энергию электронов в каждом стационарном состоянии, а во-вторых, допускает  возможность ускоренного движения без излучения электромагнитных волн.

Второй постулат Бора также противоречит электродинамике  Максвелла, связывая частоту излучения  исключительно с изменением энергии  атома, а не частотой обращения электрона  по орбите. Однако эти постулаты  подтверждаются квантово-механическими  расчетами. Поэтому на сегодняшний  день модель атома Бора является главной  отправной точкой для разработки единой последовательной теории атомного ядра.

В 1919 году Резерфорд  сделал очередное сенсационное открытие. Ему удалось расщепить ядро.

Изучая столкновения а-частиц с легкими атомами, Резерфорд  установил, что при ударе а-частицы  о ядро водорода оно увеличивает  свою скорость в 1,6 раза и отбирает 64% энергии х-частицы. В результате столкновений атомов азота с а-частицами  получаются частицы с максимальным пробегом, соответствующим пробегу  атомов водорода.

«Из полученных до сих  пор результатов, - писал Резерфорд, - трудно избежать заключения, что атомы  с большим пробегом, возникающие  при столкновении а-частиц с азотом, являются не атомами азота, но, по всей вероятности, атомами водорода или  атомами с массой 2. Если это так, то мы должны заключить, что атом азота  распадается вследствие громадных  сил, развивающихся при столкновении с быстрой с-частицей, и что  освобождающийся водородный атом образует составную часть атома».

Так была впервые высказана  мысль о том, что ядра водорода являются основной частью ядер атомов. Позднее для обозначения ядер водорода был предложен термин «протон».

Большим шагом к  установлению, строения атома стала  гипотеза М. Склодовской-Кюри о том, что в состав ядра входят электроны. Опираясь на нее, Резерфорд предположил, что в природе существуют ядра с массой одного, двух и трех ядер водорода, но с нулевым зарядом.

Резерфорд писал, что  ему «кажется весьма правдоподобным, что один электрон может связать  два Н-ядра и, возможно, даже и одно Н-ядро. Если справедливо первое предположение, то оно указывает на возможность  существования атома с массой около 2 и с одним зарядом. Такое  вещество нужно рассматривать как  изотоп водорода. Второе предположение  заключает в себе мысль о возможности  существования атома с массой 1 и нуклеарным зарядом, равным нулю. Подобные образования представляются вполне возможными. Так была высказана  гипотеза о существовании нейтрона и тяжелого изотопа водорода.[8]

Достижения Резерфорда

Как пишет  В.И. Григорьев: «Труды Эрнеста Резерфорда, которого нередко справедливо называют одним из титанов физики нашего века, работы нескольких поколений его  учеников оказали огромное влияние  не только на науку и технику нашего века, но и на жизнь миллионов  людей. Он был оптимистом, верил в  людей и в науку, которой посвятил всю жизнь».

В 1908 году Резерфорду была присуждена Нобелевская премия по химии «за проведенные им исследования в области распада элементов  в химии радиоактивных веществ». В своей вступительной речи от имени Шведской королевской академии наук К.Б. Хассельберг указал на связь  между работой, проведенной Резерфордом, и работами Томсона, Анри Беккереля, Пьера и Марии Кюри. «Открытия  привели к потрясающему выводу: химический элемент… способен превращаться в  другие элементы», - сказал Хассельберг. В своей нобелевской лекции Резерфорд  отметил: «Есть все основания  полагать, что альфа-частицы, которые  так свободно выбрасываются из большинства  радиоактивных веществ, идентичны  по массе и составу и должны состоять из ядер атомов гелия. Мы, следовательно, не можем не прийти к заключению, что атомы основных радиоактивных  элементов, таких как уран и торий, должны строиться, по крайней мере частично, из атомов гелия».[9]