Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность в теме капиллярные явления заключается в том, что эти явления очень распространены. И если внимательно посмотреть, то можно их увидеть, даже невооруженным глазом. Просто мы не знаем, что эти явления называются капиллярными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы капиллярного поднятия жидкости
1.1. Поверхностное натяжение σ жидкостей………………………… 6
1.2. Краевой угол смачивания. Мениск……………………………… 11
1.3. Смачивание. Несмачивание……………………………………… 13
1.4. Капиллярные явления……………………………………………. 19
1.5. Силы, возникающие на кривой поверхности жидкости……….. 22
Глава 2. Капиллярное поднятие жидкости……………………………….. 27
2.1. Жидкость. Капиллярное поднятие в узкой трубке. Формула Жюрена………………………………………………………………………….. 28
2.2. Уравнение Кельвина………………………………………………..... 31
Глава 3. Общие вопросы методики преподавания физики
3.1. Методика преподавания физики, как педагогическая наука……… 32
3.2. Методы исследования, применяемые в методике преподавания физики…………………………………………………………………………… 34
3.3. Структура и содержание курса физики……………………………... 35
3.4. Проблемное обучение физики……………………………………….. 38
Глава 4. Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе………… 40
Глава 5. Опыт с капиллярным поднятием жидкости……………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 48
Список использованной литературы………………………………………. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Айнаш 2009.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

 

      Глава 3. Общие вопросы методики преподавания физики 

     3.1. Методика преподавания  физики, как педагогическая наука

     Физика  – это наука о наиболее общих свойствах  и  формах  движения  материи (материя – вещество и поле (2 вида)). Физика  помогает  познавать окружающий мир.

     Задача  физики – исследовать закономерности  физических  явлений и находить способы применения этих явлений в жизни человека.  Задача  преподавателя  не только знать физику, но и овладеть научно-обоснованным арсеналом  приемов  и способов передачи знаний учащимся.

     Требования  к преподавателю:

     1. знать предмет – ученый

     2. уметь преподнести – педагог

     3. быть артистом

     Методика   преподавания   физики   занимается   исследованием   процесса   и закономерностей, изучение основ физики, методов эффективного  усвоения  этих основ   и   приобретение   учащимися   практических   умений    и    навыков предусмотренных программой.

     Методика  физики – это педагогическая  наука,  исследующая пути  и средства обучения, его закономерности  и пути  и средства  воспитания  и развития учащихся.

     Основоположником  физики является Знаменский А.П.

     Предмет методики физики – это теория и практика обучения основам физики.

     Предмет методики физики – это учебный процесс по физике.

     Объект МПФ – учащиеся и преподаватель.

     Главные функции МПФ:

     1. общеобразовательная (учащиеся получают знания основ физики и приобретают умения и навыки использовать эти знания на практике).

     2. развивающая (развивает познавательные возможности: самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке  научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к диалектическому и творческому).

     3. воспитывающая (обучение физики служит базой для формирования научного мировоззрения, которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина).

     Компоненты  обучения:

     1. Содержание обучения (основы физики).

     2. Преподавание (1. Деятельность учителя по созданию у учащегося мотивов обучения; 2. Деятельность учащегося по самостоятельной работе; 3. Изложение материала с помощью физического эксперимента и наглядных технических средств обучения)

     3. Учение (деятельность учащихся включающая умственные и физические операции)

     4. Материальные средства обучения (задачники, учебники, технические средства обучения)

     Задачи  МПФ:

     1. Для чего учить – обоснование цели преподавания физики в школе и Вузе.

     2. Чему учить – это определение и систематическое совершенствование содержания и структуры курса физики.

     3. Как учить – это разработка,  экспериментальная  проверка  и  внедрение в практику обучения наиболее эффективных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся, а также учебного оборудования для занятий по физике.

     МПФ рассматривает:

     1. Общие вопросы, которые включают:

     а) цель изучения физики

     б) структура и содержание курса физики

     в) методы политехнического обучения

     г) связь обучения физики с практикой

     д) формы организации учебного процесса и внеклассная работа

     2. Специальные вопросы:

     а) методика отдельных разделов и тем в физике

     б) способы проведения практических работ

     в) обеспечение преподавания наглядностью 

3.2 Методы исследования, применяемые в

методике  преподавания физики

     1. содержательные

     а) Педагогическое наблюдение

     объект:

  • учащийся, их действие при изучении нового материала, при выполнении лабораторных работ, при решении задач;
  • учитель при изложении курса физики
  • формирование у учащихся умений и навыков

     б) Документальное наблюдение (журналы, дневники, письменные работы). Каждое научное наблюдение должно иметь четко сформулированную цель и заранее разработанный план.

     в) Педагогический эксперимент – это своеобразно сконструированный и осуществленный процесс обучения физики, который предполагает проведение педагогического наблюдения в контролируемых и поддающихся учету условиях согласно поставленных задач.

     Педагогическое  наблюдение протекает в естественных условиях, а при педагогическом эксперименте происходит активное воздействие на процесс обучения путем создания специальных условий для обеспечения проверки цели эксперимента. Продолжительность педагогического эксперимента от нескольких недель до нескольких лет. Одной из форм педагогического эксперимента является сравнения обучения в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах вводится экспериментальный фактор, который отсутствует в контрольных группах. Учитывается:

      - количественный фактор

      - доверительность выборки

     г) Тест успеваемости – это специально подобранные задания для проверки знаний учащихся, который имеет краткий однозначный ответ

     д) Анкетирование

     2. формализованные

     а) Теоретический анализ – это структурно-логический анализ учебного материала и знаний учащегося, статистическая оценка отдельных элементов обучения физики.

     б) Системный подход; при этом процесс обучения физики представляют, как сложную многоуровневую систему, которая функционирует под действием разнообразных факторов. Строится обобщенная модель, отражающая все факторы и связи учебного процесса. 

     3.3. Структура и содержание курса физики

     Исторически курс физики строился по нескольким подходам:

     1. Радиальный (линейный)

     Предлагает  систематическое и последовательное изложение всех курсов, разделов и тем. Пример: общий курс физики в институте.

     Недостатки: нет постепенного нарастания трудности  усвоения  материала, что соответствует принципам возрастной психологии и дидактики.

     2. Концентрический

     Состоит из двух концентров:

      - изложение всего материала на  элементарном уровне

       - изложение того же материала, но на более глубоком уровне физических теорий, обобщений абстракций и математического аппарата.

     Недостатки: - уходит много времени, загромождается программа

                  - теряется интерес

     3. Ступенчатый

     Он  объединяет радиальный и концентрический. От радиального он берет систематичность изложения, а от концентрического – учет возрастных особенностей. Впервые предложил Цингер в 1910. Он же издал книгу «начало физики». Например, гидростатика в 7 классе, гидродинамика в 10 классе; закон Ома для участка цепи в 8 классе, а для полной цепи в 11 классе. 

     Требования  к построению курса физики:

     1. современным (отвечать современному уровню физики)

     2. доступным

     3. стабильным 

     При отборе материала  на учебники необходимо основываться:

     1. научность содержания

     2. систематичность изложения

     3. единство теории и практики

     4. взаимосвязь курса физики с другими предметами

     5. распределение по годам

     Основной  документ, который определяет объем и содержание курса физики – программа – это государственный документ.

     Школы делятся на:

     1. общеобразовательная с углубленным изучением физики

     2. общеобразовательная с профильным обучением физики

     3. гимназии и лицеи

     Программы по физике строятся с требованиями предъявляемыми к средней школе и должны обеспечивать уровневую и профильную дифференциацию обучения.

     Концепция уровневой дифференциации предполагает выделение уровня обязательных результатов знаний, и на основе этого строятся высшие уровни овладения учебным материалом. Таких уровней три: А, В, С.(А – уровень обязательных результатов, В,С – высшие уровни).

     Уровневая дифференциация предполагает дифференциацию по уровням  трудности учебных заданий и требований к этим заданиям. Это не означает, что каждый уровень разный по объему материала. Объем материала для уровней одинаковый, а требования к результатам его усвоения разные. Основной материал учащиеся усваивают в классе, домашние задания дифференцируются. Для всех обязателен уровень А, а уровень В С по выбору обучающегося.

     Обучение  по физике предполагает две ступени:

     1. 7-9 классы – называется базовый курс (тут тоже уровни А,В,С)

     2. 10-11 классы – систематический курс профильного дифференцированного обучения (уровни А, В, С тоже присутствуют).

     Для профильного дифференцированного  обучения предусматривают разное количество часов по физике, различная глубина изложения материала, различный перечень заданий и упражнений, разделов и тем.

     Типы (уровни профильных программ):

     Курс  А – курс общекультурной ориентации

     Профили: гуманный

                      Исторический

                      Спортивный

                      Философский

     Тут физику излагают на уровне общенаучных  понятий  и  теорий  и  используют несложный математический аппарат.

     Курс  В – прикладной

     Профили: физико-технический

                       Технический

                       Химико-технологический

     Развитие  конструкторских решений, умение использовать практические задачи и т.д.

     Курс  С – курс углубленного творческого уровня

     Профили: физический

                       Физико-математический

                       Физико-химический

     Более трудный математический аппарат, более  высокий уровень физических обобщений, решение более сложных задач. В каждом профиле есть свои уровни.

     Гуманитаризация обучения – это акцентирование внимания на преодоление жестокого отношения к природе и человеку.

Информация о работе Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе