Человеческий фактор в управлении качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.
Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы:
1. Принципы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
2. Принципы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
3. Принципы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

человеческий фактор.docx

— 17.50 Кб (Скачать файл)

Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.

Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы:

1. Принципы  технического характера (конструктивные, технологические, метрологические  и т.д.);

2. Принципы  экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

3. Принципы  социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов, которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. К общим факторам относятся: технические, экономические, социальные, политические и др. факторы, которые подразумевают уровень развития производства, средства и системы контроля качества, социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, материальная и личная заинтересованность и пр. Среди частных факторов выделяют: профессиональное мастерство работников, конструкцию изделий и качество технических процессов, используемые сырье, материалы, комплектующие, условия хранения, транспортировки, реализации и эксплуатации продукции, упаковка, маркировка и пр.

Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

 

Факторы, влияющие на качество продукции, укрупнено могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

В соответствии с этими блоками дадим краткую характеристику условий формирования факторов качества:

1. Внешние  условия формирования факторов  качества:

- инвестиции, поддержка государства;

- ритмичность  поставок сырья, материалов и  комплектующих, их качество;

- оценка  и подтверждение качества продукции;

- правовое  обеспечение качества (юридическая  ответственность за дефектную  продукцию);

- уровень  конструкторских разработок;

- взаимосогласованность требований контроля и надзора;

2. Внутренние  условия:

- дисциплина, оборудование, технология производства;

- испытательная  база;

- технический  контроль;

- организационная  и производственная структура  управления предприятием;

3. Человеческий  фактор:

- квалификация, опыт, профессионализм;

- поощрения, стимулирование, мотивация;

- активность  и инициатива;

- обмен передовым  опытом;

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоочередным фактором,  с  которого  надо  начинать  решение  проблемы

качества,  является  человеческий  фактор,  а  в  нем  –  заинтересованность

работников в повышении качества  продукции.  Объясняется  это  прежде  всего тем, что незаинтересованный  работник  не  будет  хорошо  работать  даже  на прекрасном  оборудовании,  а  заинтересованный  будет  искать,  находить   и использовать любые возможности для достижения высокого качества  выпускаемой продукции.

    Только  заинтересованность  работников  предприятия  способна разорвать замкнутый порочный круг, который может  сложиться  в  экономике  и  породить выпуск некачественной продукции.

Рассмотрим подробнее пункты формирования человеческого фактора.

1. Квалификация  – это характеристика совокупности знаний и умений работника, установленная в форме присвоения ему определенной квалификации, звания, соответствующего разряда, категории или класса.

Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

Целью развития персонала является обеспечение эффективного функционирования организации, повышение производительности труда на основе формирования у работников умения работать в команде, современного экономического мышления, поддержание и формирование кадрового потенциала, повышения профессионального мастерства работников.

Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.

2. Мотивация

На мой взгляд, сегодня, одной из главных проблем менеджмента российских организаций является система мотивации, так как на менеджмент всей организации оказывает влияние каждый работник. Особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию сотрудников, как это делается в других развитых странах , создавая гибкую систему льгот для работников:

-признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу,

-применять программы обогащения труда и ротации кадров;

-использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность

-трудиться как на рабочем месте, так и дома;

-устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают;

- предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и так далее.

3. Активность  и инициатива

В России в основном подавляется активность и инициатива работников, так считается. Что работник должен быть скромным по умолчанию, как, например, в США, работник должен быть напорист и амбициозен.

Такое положение дел не дает развиваться как самому работнику, так и фирме, а, следовательно, и тормозит развитие качества продукции или услуг.

4. Обмен передовым  опытом.

Для раскрытия данного раздела приведу статью о развитие человеческих ресурсов в Японии.

Руководство высшего звена японских фирм возглавляет и способствует развитию деятельности по управлению качеством. Оно отвечает за разработку стратегии качества и контролирует сроки выполнения программ и планов, определяет необходимость в корректирующих мерах.

Фирмы тратят большие средства на подготовку и повышение квалификации кадров.

Каждая японская фирма создает свою программу обучения, но для всех программ характерно сочетание теоретических и практических занятий («тренировка на рабочем месте»). Так, на фирме «Ниссан» учеба с отрывом от производства занимает около 500 дней в течение первых 10 лет работы. Дальнейшее обучение осуществляется на рабочих местах, в вечернее время или выходные дни. По окончании учебы проводится аттестация, которая осуществляется руководителями подразделений (могут привлекаться и другие специалисты).

Некоторые работники фирмы сдают своего рода государственный экзамен – они подвергаются аттестации, которую проводит министерство труда. Такая аттестация обеспечивает увеличение зарплаты, а в случае провала на этом экзамене три раза работнику вручается «красная карточка» – свидетельство его профессиональной непригодности.

Развитие требует гораздо больше затрат и большего времени. Но оно необходимо, поскольку эффективное использование капитала и средств производства возможно только при наличии высококвалифицированных сотрудников.

И только способностями сотрудников фирма может обеспечить себе длительный успех в конкурентной борьбе.

Обмен передовым опытом позволяет избежать многих ошибок и выбрать наиболее подходящее решение проблемы или устранить неполадки в кратчайшие сроки, что сушественно может улучшить качество производимой продукции или услуг.

 

Вывод: На управление качеством влияют два основополагающих фактора-это материальная база и человеческий фактор.

Даже если материальная база  соответствует высокому уровню, то это не значит, что качество будет на первых позициях, так как без человеческих ресурсов не будет никогда достигнут успех.

Квалифицированный персонал всегда будет стоять на первых местах. Особенно сейчас, когда экономика развивается такими стремительными темпами, еще больше возрос интерес к человеку. Интерес к нестандартному мышлению, новым идеям.

Поэтому человеческий фактор занимает главное место в управлении качеством.

 

 


Информация о работе Человеческий фактор в управлении качеством продукции