Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:45, реферат

Краткое описание

Разработка и принятие решений по созданию и овершенствованию организационной культуры

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием 5
1.1. Сущность и понятие организационной структуры 5
1.2. Методы проектирования организационной структуры управления 15
предприятием 15
1.3. Классификация организационных структур 19
Глава 2. Анализ и принятие решений по совершенствованию организационно-управленческой структуры предприятия 30
2.1. Анализ организационно-управленческой структуры ТОО «Завод сельскохозяйственной техники» (ТОО «ЗИКСТО») 30
2.2. Рекомендации и совершенствование организационной структуры 32
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческие решения (курс.).doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Методы распределения  обязанностей по подразделениям зависят от положенных в основу признаков. Во-первых, по признаку деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда работники одних профессий, а для достижения  какой либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам. Их число зависит от потребностей смой организации.

В-третьих, по территориальному признаку.

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ получает распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент  производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, а его интересы оказывают решающее влияние на структуру  организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

При формировании подразделений во внимание принимаются следующие  факторы:

- стратификация, то есть, сколько может потребоваться уровней управления;

- формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более  формальной должна быть внутренняя структура;

- централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;

- сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения

 

1.3. Классификация организационных структур

 

 

Любая организация представляет собой  технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом, а также взаимодействие индивида с организацией. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

Взаимодействие на уровне «организация – внешняя среда» может осуществляться  с помощью механистического или органического подходов.            Механистический тип организационных структур характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

Органический тип организационных структур определяется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур,  децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная) или традиционная, дивизиональная или отделенческая и матричная.

При линейной организации управления распределение должностных обязанностей осуществляется  таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

Функциональная структура –  тип организационной структуры, при котором подразделения создаются  в соответствии с видом выполняемых ими работ и подчинены функциональным руководителям.

Основой линейно-функциональной схемы  организационной структуры являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу, и  обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: финансы, кадры, планирование, труд и заработная плата, снабжение.

Прохождение в развитии организации этапа, соответствующего использованию линейно-функциональных схем, является обязательным. Данный этап развития может быть коротким по времени или длинным. Однако он необходим, так как «перепрыгивание» через него лишает организации возможности отработки отношений «начальник-подчиненный» и выведения этих отношений на уровень, адекватный требованиям внешней среды.

Сочетание централизованного  планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений  образует дивизиональный тип организационной  структуры. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации (деления предприятия на крупные организационные подразделения), в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок.

Матричная схема построения организации предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы  над проектом.

Организации, построенные  с включением элементов матричной  схемы: управление по проекту, временные  целевые группы, постоянные комплексные  группы.

Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная организация, индивидуалистская организация.

Корпоративная организация, или корпорация, рассматривается  как особая система связи между  людьми в процессе осуществления  ими совместной деятельности. Такое  понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права – юридического лица.

Корпорации как социальный тип организации представляют собой  замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов.

Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип  организаций. Это объединение людей  свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов.

Новые типы организаций, действующие в «информационной» среде: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок, организации предпринимательского типа, двойной структуры управления, техноцентричные формы, безграничные организации, развивающиеся формы организаций, виртуальные организации.

Эдхократические организации  – это организации будущего. Такое  название они получили за применимость к нестандартным и сложным  работам, трудно определяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.

Многомерная организация  характеризуется  тремя измерениями. Матричная организация обычно является комбинацией линейно-функциональной и дивизиональной организацией, как  бы складывается  и имеет их измерения. Однако этот подход оставляет за границами матричной организации такие важные переменные, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которых также могут объединяться работы в организации. При добавлении этого третьего измерения появляются  многомерные организации.

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

1. обеспечение производственной  деятельности необходимыми ресурсами;

2. производство для  конкретного потребителя, рынка  или территории продукта или  услуги;

3. обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операций в пределах определенной территории.

Проблема создания структуры, которая устраивала бы всех членов  организации и адекватно мотивировала, их деятельность успешно решается, если  членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы. Последнее уточнение является принципиальным и обличает в корне организации, построенные «на участии работников в управлении», или партисипативные организации, от организаций, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации.

Лежащее в основе партисипативной  организации  участие работников всех уровней в управлении предполагает участие в:

- принятии решений;

- установлении целей;

- решении проблем.

Быстрые и динамичные изменения, за последнее время произошедшие во внешнем окружении деловых  организаций, способствовали развитию особого типа организационных структур, получивших название предпринимательских. Предпринимательские структуры не следует отождествлять с малым бизнесом, инвестиционными проектами и просто способом быстрого обогащения. Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся  возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация возможностей  и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической  и поэтапной основе. Структура управления предпринимательской  организацией  характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением.

Организация, ориентированная  на рынок или «движимая рынком» организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком), это органический тип организации. По характеру взаимодействия частей внутри организации, это либо развитая  дивизиональная, либо реальная  матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией; это индивидуалистский тип.

От организации, ориентирующейся на рынок, требуется соблюдение трех главных качеств: гибкости, адаптивности и инновационности. В движении в этом направлении деловых организаций проявляются  следующие тенденции. В организации усиливается группирование работ по рынкам. Больше усилий прилагается для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение продукта. Ускоряются потоки информации. Структура организации начинает все больше носить сетевой характер. Система управления становится главным ресурсом предприятия. Все в организации направлено на сближение тех, кто принимает решения, с теми, кто продукты решений покупает – потребителями. Это в свою очередь требует уменьшения числа уровней управления в организации и передачи ответственности на нижние этажи иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретает групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

Развитие указанных  тенденций меняет структуру рыночно  ориентированной организации в  следующих  направлениях. Связи в структуре организации формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем (процессы), а не отношений между функциями.

 Организация проектируется  исходя из потребностей потребителя.  В результате чего  вместо  жесткой  иерархии  возникают достаточно автономные группы. Этим группам обычно придается статус «центра прибыли» или бизнес-группы. Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках  закрепленного за ними бизнес-процесса.

Образуется таким образом сетевая схема структуры.

Необходимость усиления стратегической направленности  научно-исследовательской, маркетинговой и других важнейших  видов деятельности  привела к  возникновению двойной  структуры  управления предприятием. Ее суть заключается в том, что в рамках предприятия формируются так называемые стратегические зоны хозяйствования, связанные с разработкой и освоением новых технологий,  видов продукции, рынков, ресурсов, ответственность за развитие которых несут стратегические хозяйственные центры. Эти центры не наделены административными правами, а осуществляют рекомендательные и координационные функции. Набор стратегических зон хозяйствования балансируется так, чтобы, с одной стороны, все «технологические яйца» предприятия не оказались в одной корзине, а, с другой стороны, не был бы превзойден оптимальный уровень диверсификации.

Сущность техноцентричных  форм организационных структур заключается  в следующем. В настоящее время  все большее внимание  уделяется  электронным средствам. Устанавливаются корпоративные информационные сети; сотрудники побуждаются к использованию возможностей  как этих сетей, так и общей базы данных. Изменился и порядок принятия решений. Вместо того, чтобы определить структуру, а затем – адекватные ей технологии, современные компании сначала выбирают способствующие выполнению задач электронные средства  и на их основе формируют структуры. «Переменные электронного конструирования» включают в себя компьютерные сети и телекоммуникационные системы, искусственный интеллект,  виртуальную  реальность, факсимильную  связь  и  могут использоваться вместо обычных переменных или расширить их, а также применяться в процессе разработки структур. Новые информационные технологии позволяют реструктурировать  процесс труда, заменить «виртуальными» компонентами или «виртуальными» работниками некоторые внутренние виды деятельности, которые физически и юридически отделяются от организации, но участвуют в рабочем процессе посредством электронных систем.

В развивающихся формах структуры организаций становятся более органическими и адаптивными. Изменения организационных структур  компаний выражаются в децентрализации процессов принятия решений, движении к плоской структуре,  возрастании степени неопределенности. Интернационализация деятельности приводит к размыванию границ организации. Возникла необходимость подготовки «гибких менеджеров». Индивидуальное развитие работников  и организационное развитие во многом определяется корпоративной культурой, стимулирующей открытость, доверие, участие, инициативу и непрерывное обучение.

Информация о работе Управленческие решения