Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить понятие, виды, формы и требования предъявляемые к управленческим решениям.
В соответствии с поставленной целью, выделяются следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и классификацию управленческих решений;
2. Выделить основные этапы подготовки управленческих решений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, виды и этапы подготовки управленческих решений...................................................................................................................5
1.1 Сущность и классификация управленческих решений........................ 5
1.2 Основные этапы подготовки управленческих решений………………9
Глава 2. Формы разработки и основные требования, предъявляемые к управленческим решениям…………………………....................................13
2.1 Формы разработки и реализации управленческих решений…….......13
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям………….16
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы и источников………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Управленческие решения.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса.

В каждой организации  осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации  практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.

В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы, как с количественной, так и с качественной информацией.

Основное внимание уделяют  ситуационному подходу, поскольку  он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.

Подготовка  к разработке управленческого решения [5, С. 82].

Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:

  1. получение информации о ситуации;
  2. определение целей;
  3. разработка оценочной системы;
  4. анализ ситуации;
  5. диагностика ситуации;
  6. разработка прогноза развития ситуации.

Разработка  управленческого решения.

В состав второго блока  этапов разработки управленческого  решения входят:

  1. генерирование альтернативных вариантов решений;
  2. отбор основных вариантов управленческих воздействий;
  3. разработка сценариев развития ситуации;
  4. экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.

Принятие  решения, реализация, анализ результата.

В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены [7, С. 113]:

  1. коллективная экспертная оценка;
  2. принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);
  3. разработка плана действий;
  4. контроль реализации плана;
  5. анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

Результаты всех этапов разработки и принятия управленческих решений в значительной мере зависят  от личности того или тех, кто участвовал в их подготовке. Руководители по-разному  реагируют на существование и  серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений. Каждое решение характеризуется определенным уровнем фантазии, творчества, интеллекта и осмотрительности и т.д.

 

Глава 2. Формы разработки и основные требования, предъявляемые к управленческим решениям

2.1 Формы разработки и реализации управленческих решений

Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, а также иными коммерческими и некоммерческими организациями, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами.

К формам разработки управленческих решений относят следующие [8, С. 111]:

Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона.

Указание — решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.

Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.

Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ — решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности.

Распоряжение — решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов.

Протокол — решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция — решение, устанавливающее порядок и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан.

Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений.

Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.

План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.

Контракт — решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.

Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.

Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.

Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия.

Предписание — официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.

Убеждение — проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения.

Разъяснение — проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.

Принуждение — деловая беседа, цель которой — осознанно заставить работника выполнить управленческое решение.

Наставление — деловая беседа, цель которой — обучить, подготовить работника к выполнению решения.

Сообщение — передача информации, данных, необходимых для успешного исполнения управленческого решения.

Формы принятия решений охватывают все области управленческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления на всех уровнях власти.

 

 

 

 

 

2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные  на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений [15, дата обращения: 27.11.13].

Принятие решения –  связующий процесс, присутствующий при выполнении любой управленческой функции. Необходимость принятия решения диктуется проблемами, стоящими перед управляемой системой. Решение представляет собой такой акт человека или органов управления, в котором поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые и т.п.) [12, С. 78].

Действенность управленческого  решения зависит от его качества, которое в свою очередь должно соответствовать ряду требований.

Решения (планы, задания, приказы, распоряжения, инструкции мероприятия, постановления) принимаются на всех уровнях и во всех звеньях руководства. Решение является фундаментом, на котором строится все здание управления.

Одним из обязательных требований, предъявляемых к управленческим  решениям, является их научная обоснованность. При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные. Для того чтобы понять суть проблемы, необходимо привлечь всех причастных к ней людей, задавая им как можно больше вопросов. В сложных случаях целесообразно построить модель проблемы и на ней рассматривать все варианты. Решение должно приниматься на основе достаточно полной и достоверной информации о состоянии объекта,  внешней среды с учетом действия экономических законов и конкретной  производственной обстановки.

В соответствии с требованием  научной  обоснованности управленческие решения должны быть реальными и  политически направленными, выработанными  с учетом анализа возможных  вариантов  использования достижений науки и техники, передового опыта,  основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных  закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения  задач управления.

Реальность управленческих решений обеспечивается наличием возможностей для их управления (подготовленность, качество обслуживания

потребителей, оснащенность необходимым торгово-технологическим  оборудованием). Реальность управленческих решений гарантируется глубоким  и всесторонним изучением состояния  возможностей не только объектов управления, но и внешней среды.

Управленческие решения  должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом.

Эффективность управленческого  решения предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Во многих случаях критерии оценки выбирают из ряда количественных показателей – наименьшие затраты, наивысшая производительность, эффективное использование основных фондов и т.п. [4, С. 137].

Кроме того, используются качественные показатели: качество труда,  продукции, обслуживания, условия  труда, влияние  принимаемого решения на авторитет руководителя, оценка вариантов решений подчиненными, а также вышестоящими руководителями и т.д.

Критерии оценки эффективности  решений должны наиболее полно отражать результаты,  быть достаточно простыми и конкретными.

Управленческое решение  должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого руководителя в пределах его служебных обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться трудовыми, материальными, денежными и другими ресурсами  в целях достижения заданных результатов. Нарушение этой правомочности,  т.е. принятие решений, не соответствующих правам, обычно ведет к  невыполнению этих решений. Управленческие решения вырабатываются в  соответствии с полномочиями линейных руководителей, коллегиальных  органов, принимающих эти решения. Выполнение данного требования  обеспечивается разработкой положений об органах управления, отделах,  должностных инструкций [6, С. 62].

Требование законности управленческого решения состоит  в том, чтобы 

решение не противоречило  действующим государственным и ведомственным

законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям  и другим  документам. Работники  аппарата управления предприятий и  организаций  общественного питания, деятельность которых связана с  выработкой  управленческих решений, обязаны хорошо знать постановления и законы,  хозяйственные нормативные акты, постановления и приказы руководителей  вышестоящих организаций, применительно к специфике решаемых вопросов.

Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах. Каждое управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение к которым может привести к значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.

Информация о работе Управленческие решения