Управление качеством промышленной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение понятия ''качество продукции, составление единого, общего представления об этих понятиях , их роли в экономике и жизни каждого человека.
При написании данной курсовой работы возникает ряд задач:
определить понятиe ''качества''' продукции предприятия и его сущность,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность, понятие качества продукции…………………4
1.2 Система управления качеством продукции…………………10
1.3 Зарубежный опыт управления качеством……………………17
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ТЯЖМЕХПРЕСС»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования……………….20
2.2 Особенности функционирования системы качества на ТМП …………………………………………………………………………………22
2.3 Анализ состояния системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс ……..26
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ЗАО "ТЯЖМЕХПРЕСС"
3.1 Основные направления совершенствования системы качества в соответствии с МС ИСО 9001:2000 …………………………………32
3.2 Этапы и состав работ по разработке организационного проекта системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс", с использованием метода СПУ…………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по управлению качеством.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня стандарты ИСО 9001-9004 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, в качестве которой выступают, как  правило, полностью независимые  организации (независимые от первой и второй сторон, а также от государства).В некоторых случаях сертификационные органы находятся под патронажем государства.

Стандарты ИСО носят  рекомендательный характер, однако документы  серии ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах.

Стандарты ISO серии 9000 включают:

ISO 9000''Стандарты по  управлению качеством и обеспечению  качества. Руководство для выбора и применения'';

ISO 9001 ''Система качества. Модель обеспечения качеством  при проектировании, разработке, производстве ,монтаже(установке) и обслуживании'';

ISO 9002''Система качества. Модель обеспечения качества  при производстве и монтаже  (установке)''.Эта система качества не включает проектирование, т.е. она предназначена для выпуска традиционной продукции;

ISO 9003''Система качества. Модель обеспечения качества  в процессе контроля и испытания  готовой продукции'';

ISO 9004''Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления''. Эта система качества предназначена для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции, не занимаясь ее воспроизводством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Международные стандарты ISO (9001,9002,9003,9004) содержат соответсвенно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный  международный стандарт ISO 8402 ''Словарь  терминов ''является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их истолковании .

Значимость международных  стандартов ИСО серии 9000 состоит:

1)в регулировании рыночных  отношений между производителем  и потребителем продукции (услуг)  на основе предварительной оценки (сертификации) способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество продукции.

2) в упрощении международного  товарообмена, с тем чтобы потребители  могли легко и понятным для  них образом оценить уровень  качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация. Стандарты признаются как способ ликвидации барьеров в торговле;

3)в создании механизма  массового давления на организации,  чтобы сдвинуть средний уровень  менеджмента и соответственно  качество продукции и услуг в лучшую сторону.[19]

О значимости введения этих стандартов для конкретного предприятия  можно судить по нижеприведенному примеру. Завод упаковочного оборудования «Термо-Пак», разработав и сертифицировав систему  управления качеством в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000, получил возможность управлять производством именно так, как этого требует европейское сообщество. Выполнение требований стандарта позволило заводу управлять производством, исключив отдельные лишние звенья, повысив ответственность и статус на всех уровнях управления.

Внедрение стандартов серии ISO 9000 осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных  условий к их применению .В настоящее  время в качестве государственных  утверждены из этой серии ГОСТ 40.9001-88''Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или ) разработке ,производстве ,монтаже и обслуживании '',

ГОСТ 40.9002-88''Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже'', ГОСТ 40.9003-88 ''Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях''.

Использование отечественными предприятиями МС ISO серии 9000,с одной  стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой - выступает как важнейший фактор, подтверждающий потенциальные возможности предприятия выпускать продукцию высокого качества.

1.3. Зарубежный  опыт управления качеством

В руководстве ведущих  западных компаний все большее распространение  получает взгляд на качество продукции как основного условия обеспечения успеха на рынке. По мнению ряда американских специалистов, за счет этого фактора обеспечивается примерно 80% успеха фирмы, функционирующей в сфере промышленного производства.

После Второй Мировой войны в глобальной экономике укрепилось лидерство США. Однако качество товаров было низкое. Как считали американские специалисты, 20-25% всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции. С учетом расходов на замену дефектных изделий в сфере потребления суммарные потери из-за низкого качества достигли 30% величины издержек производства. Многие специалисты США считали низкое качество главным тормозом роста производительности труда и конкурентоспособности американской продукции. По мере научно-технического развития и подъема экономики стран Европы, возникновения ''японского экономического чуда '' американские предприятия в 70-х и 80-х гг. столкнулись с жесточайшей конкуренцией со стороны европейских и японских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше –другой альтернативы для американской промышленности не существовало. Чтобы не потерять свои позиции на мировом рынке американские компании приняли систему мер по повышению качества продукции. Среди таких мер были : статистические методы контроля ,переход от выходного контроля к преимущественно контролю технических процессов ,пересмотр организационных структур ,внедрение программ стимулирования качества труда, внедрение робототехники и автоматизированных методов контроля и испытаний и др. В сочетании с методами макрорегулирования экономики эти меры позволили американским корпорациям значительно усилить свои позиции на мировом рынке. В октябре 1985 г. институт Гэллапа провел опрос потребителей для Американского общества по контролю качества (АОКК).Этот опрос показал, что лишь 27% потребителей не надеются на повышение качества американских изделий. Это свидетельствует о положительном сдвиге на 250% по сравнению, с опросом , проведенным для АОКК в 1980 году .[20]

Также в отношении  вопросов качества показателен опыт Японии. Один из основателей движения за качество в Японии ,профессор  Каору Исикава указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку ''качество само является экономией''[21].

В Японии решение проблемы качества было весьма успешным. Управление качеством возвели в ранг государственной  политики. Основным направлением стало  вовлечение в деятельность по обеспечению  качества самих исполнителей ,работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные статистические методы и ,самое главное, убедить работников, что проблема качества –это проблема каждого .

Была создана модель управления качеством ,в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятии : этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до работника первой линии.

Сформулированные в 1967 г. особенности управления качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время [22]:

всеобъемлющее управление качеством на уровне фирмы ,участие  в нем всех работников ;

подготовка и повышение  квалификации кадров в области управления качеством ;

деятельность кружков  качества;

инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством;

использование статистических методов;

общенациональная программа  по контролю качества.

Особенности японской системы  управления качеством изучаются во всех странах. Необходимо добавить, что в Японии персонал многих предприятий имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основы высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе. Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической дисциплиной обеспечивает наивысший уровень контроля.

Итак, обеспечение качества продукции в США, Японии, других развитых странах рассматривается как  непрерывный процесс, пронизывающий  всю организационную структуру фирмы и органически сочетающийся с системами национального регулирования экономики. Главной особенностью реализации моделей является их ориентация на потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАО «ТЯЖМЕХПРЕСС»

2.1 Краткая  характеристика объекта исследования

Закрытое акционерное  общество по производству тяжелых механических прессов является одним из мировых  лидеров по производству тяжелых  механических прессов усилием до 125 МЫ, автоматических прессовых линий, автоматизированных и механизированных комплексов для кузнечных и листоштамповочных производств.

Свою первую продукцию - однокривошипный пресс простого действия усилием 3150 Кн - завод изготовил  в 1953 году.

К настоящему времени  свыше 10000 прессов, линий и комплексов с маркой "ТМП" успешно работают на предприятиях России, ближнего зарубежья и 42 странах дальнего зарубежья, включая такие страны, как Япония, Германия, Великобритания, Италия, Испания, Канада, Франция, США, Республика Корея, Китай.

ЗАО "Тяжмехпресс" имеет  замкнутый цикл производства в составе специализированных цехов по изготовлению сварных конструкций весом деталей до 250 тонн, механических цехов по изготовлению мелких, средних и крупных базовых деталей весом до 250 тонн и сборочного цеха.

Акционерами ЗАО "Тяжмехпресс" являются члены трудового коллектива. Доля участия каждого акционера не более 0.3% в уставном капитале ЗАО. Форма собственности - частная (федеральное подчинение). Организационная структура ЗАО "Тяжмехпресс" приведена в Приложении А.

В настоящее время  необходимость освоения новых видов продукции обусловлена потребностью расширения деятельности предприятия и поддержание конкурентоспособности своей продукции. В этих целях ЗАО "Тяжмехпресс" систематически проводит бенчмаркинг своей деятельности, результаты которого приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Сравнительный  анализ конкурентов по результатам 2011 г.

Показатели

Конкуренты

Общество

Качество продукции

Выше

Ниже

Обслуживание в эксплуатации

Выше

Ниже

Более низкие цены

Нет

Да

Надежность продукции

Да

Да

Своевременность в поставке

Да

Да

Удобство для поставки

Да

Да

Гарантия качества

Да

Да

Комплектность поставки

Да

Нет

Отзывчивость на обращение

Да

Да


 

Таким образом, на ЗАО "Тяжмехпресс" преобладает ценовая конкуренция, к настоящему моменту предприятие  уступает своим конкурентам в сервисном обслуживании, а также в качестве, но только в эстетичной и эргономической точек зрения, качество конструкторских разработок превышает показатели конкурирующих фирм.

За время своей работы на мировом рынке (в настоящее  время около 95% производимой продукции поставляется на экспорт) предприятие сформировало прочные связи с фирмами-потребителями такими как: "Интер Стейт" (США), "Токай Танзо" (Япония), "Асахи Фоджи Ко" (Япония), "Матричи" (Испания) и т.д. Оборудованием с маркой "ТМП" оснащены все ведущие автомобилестроительные заводы РФ - ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ и другие. Основные потребители КПО приобретают продукцию с маркой ТМП уже в течение 30-40 лет.

С поставщиками продукции, в большинстве случаев, также  налажены прочные связи, разработана  и действует система критериев оце поставщиков. Среди основных поставщиков можно выделить:

-   Ижорский металлургический комбинат (г.Санкт-Петербург);

-   Череповецкий металлургический комбинат;

-   Ашинский металлургический завод (г. Аша, Челябинская область);

-  Новолипецкий металлургичесикй комбинат;

-  Челябинский завод Станкомаш ;

-  Кузлитмет (г.Рязань).

В целом, анализируя производственные и экономические аспекты в

деятельности предприятия, можно сделать вывод, что предприятие  сумело выдержать переходный период в экономике страны и спад машиностроительного производства, однако, общие для всех предприятий страны проблемы, такие как нехватка оборотных средств, финансирования и т.д. также имеют место на ЗАО "Тяжмехпресс".

 

2.2 Особенности  функционирования системы качества на ТМП

 

Особенности функционирования ЗАО "Тяжмехпресс", работа на мировом  рынке требуют наличия на предприятии  системы качества в соответствии с международными стандартами. В 1996 году на ЗАО "Тяжмехпресс" внедрена и успешно функционирует система качества в соответствии с МС ИСО серии 9001:1994. Предприятию выдан сертификат Рейн-Вестфальским отделением независимой организации, которое проводит ежегодные аудиторские проверки. В начале 2009 года проведен повторный сертификационный аудит ТЮФ-СЕРТ, Тюрингия, подтвердивший соответствие системы качества требованиям МС ИСО 9001:1994, и получен сертификат сроком действия до 2012 года, который приведен в Приложении Б.

Кузнечно-прессовое оборудование в соответствии с европейской "Директивой по машиностроению" (89/392, приложение IV), подлежит обязательной сертификации на соответствие евростандартам. Каждая единица КПО, поставляемого в страны Европейского сообщества, подвергается проверке на соответствие евронормам, сертифицируется европейским органом по сертификации и маркируется знаком "СЕ". Следует также отметить, что все выпускаемое прессовое оборудование сертифицировано в системе ГОСТ Р.

Информация о работе Управление качеством промышленной продукции