Управление качеством в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: В современных рыночных условиях качество продукции, работ и услуг является одним из приоритетных направлений деятельности организаций и предприятий, а также наиболее действенным оружием конкурентной борьбы. В связи с этим во всех сферах хозяйствования внедряются системы качества, применяются стандарты, производится сертификация.
Исходя из своей специфики, каждая отрасль экономики имеет свои особенности и, следовательно, в каждой из них применяются различные технологии управления качеством. В данной работе будут рассмотрены аспекты качества строительства, как одной из наиболее важных и динамичных отраслей экономики Российской Федерации.
Цель реферата: рассмотреть теоретические основы технологий управления качеством в строительной отрасли.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2011.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

Современный период в управлении качеством строительства характеризуется значительным количеством предложений по оценке уровня качества продукции. Заслуживают внимания предложения о внедрении альтернативной оценки («годен - не годен»). По существу постановки вопроса эта идея реализуется при внедрении Саратовской системы управления качеством, ориентирующейся на сдачу продукции с первого предъявления - «ноль дефектов». Принципы оценки Саратовской системы получили широкое распространение не только в промышленности, но и в строительстве, особенно при производстве материалов и конструкций, выполнении строительно-монтажных работ.

Однако нельзя сказать, что  применение системы оценки качества по альтернативному признаку обусловливает «ноль дефектов», поскольку бездефектное изготовление продукции можно представить лишь теоретически. Не случайным является тот факт, что основная идея Саратовской системы с самого начала не была реализована полностью, наблюдались возвраты продукции.

Таким образом, внедрять альтернативную систему оценки можно лишь в том  случае, когда достигнут высокий  уровень качества продукции, а для  этого должны быть созданы необходимые  и достаточные предпосылки: высокий  технический уровень производства, слаженная работа всех участников строительного процесса, четкая инженерная производственно-технологическая комплектация, высокая квалификация работников и совершенный хозяйственный механизм управления.

Экономические интересы строителей и государства требуют учета  не только высокого качества строительной продукции, но и дополнительных затрат при достижении этого же уровня качества. Такой подход к оценке уровня качества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночных отношений.

Основной недостаток методов  оценки уровня качества, применяемых  в настоящее время в строительстве, состоит в том, что все они  базируются на чисто инженерном подходе  и понятию качества продукции  как совокупности свойств, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением. Все это создает  трудности при подсчете экономического эффекта от внедрения мероприятий, направленных на повышение качества продукции. Не создается и реальная база для экономического стимулирования труда работников.

Проведенные исследования позволяют  сделать вывод о том, что объективность  оценки качества продукции повышается, если в ней сочетаются одновременно инженерный и экономический подходы.

Введенная после отмены балльной альтернативная система оценки не способствовала повышению качества сдаваемых в эксплуатацию объектов. Анализ показывает, что в эксплуатацию сдаются объекты различного качества. При этом подрядные организации, сдающие объекты с уровнем качества, превышающим соответствующий и даже ниже нормативного, стимулируются одинаково. В соответствии с условиями альтернативной оценки приемка объектов не должна производиться, если уровень качества строительной продукции не соответствует требованиям норм. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин, это требование не выполняется.

Оценка должна быть объективной  и получена расчетным путем на основе информации, поступающей от независимой контролирующей службы. Критерием оценки должна быть степень  соответствия показателей качества выполненных работ и продукции  требованиям норм. Любые отклонения от требований норм приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических  ресурсов. Поэтому оценка качества должна иметь экономическое содержание и отражать потери из-за недополнительного качества. Эта важнейшая характеристика оценки должна быть учтена при определении значимости показателей качества. Критерием значимости показателей качества являются трудозатраты на устранение дефектов в процессе производства работ, а также размер возможного ущерба на стадии эксплуатации строительной продукции [8].

Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо создавать службу контроля качества, к функциям которой относятся  осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного  контроля. В результате можно управлять  процессом формирования показателей  качества, то есть определять причину  возникновения отклонений от технологических  режимов, место и время их возникновения  и выявлять конкретных виновников появления  дефектов.

 

1.3. Проблемы менеджмента качества на российских предприятиях стройиндустрии

Высокое качество продукции  является самой весомой составляющей, определяющей ее конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного  качества, удовлетворяющего требования потребителей, невозможно рационально  интегрировать национальную экономику  в мировое хозяйство и занять там достойное место. Следует  отметить, что процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества стали объективно необратимыми. Поэтому для России проблема повышении качества промышленной продукции и, в частности, продукции  стройиндустрии и обеспечения ее конкурентоспособности безусловно является первостепенной и наиболее приоритетной, которую без эффективного управления решить невозможно [9].

Современному строительному  производству характерно постоянное изменение  условий возведения и разнообразие объектов, возрастание требований к  их качеству. Важнейшая роль в повышении  качества строительства принадлежит  предприятиям стройиндустрии, продукция  которых является основой технологии производства строительно-монтажных  работ. Качество их продукции во многом определяет и качество строительства  объектов. В этой связи существенно  возрастают требования к качеству продукции  предприятий стройиндустрии, сокращаются  сроки принятия управленческих решений  по его обеспечению.

Чтобы успешно осуществлять экономическую деятельность в условиях рыночной экономики и быть конкурентоспособными, строительные организации и предприятия  стройиндустрии должны применять высокоэффективные  системы управления качеством продукции, отвечающие современному уровню организации  работ в этой области. Ориентиром являются международные стандарты  ИСО серии 9000, вобравшие в себя мировой опыт управления качеством. В систему обеспечения качества они включаются наряду с функциями  управления (контроль продукции, меры корректирующего воздействия и др.) и элементами управления производственным процессом, конструкторско-технологическими разработками, условиями труда работников, информационным обеспечением, а также другими компонентами, существенно влияющими на качество, независимо от того, к каким аспектам деятельности они относятся.

Уcиливается влияние со стороны государственного и территориального уровней управления на принципиальные направления повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции; формирование цен в зависимости от спроса и предложения товаров с учетом их качества, уровня торгово-технического обслуживания и конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия, и страны в целом; создание со стороны государственных и территориальных органов управления условий для работающих по соучастию их в собственности на средства производства, распределении получаемых в результате работы благ и уверенности в справедливости этого. Кроме того, наряду с фундаментальными для рыночной экономики вопросами «что», «сколько», «как» и «кто» должен производить продукцию, в современных условиях объективно кардинальными стали вопросы «какого качества» и «каким управленческим подходом» можно его достичь. Наиболее реальным подходом к управлению, способным в условиях рынка осуществлять систематическое повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции как на отдельном предприятии, так и в промышленности в целом, является системный. Все это для условий рыночных отношений объективно обусловливает актуальность проблемы управления качеством и обеспечения на его основе конкурентоспособность промышленной продукции [7, с. 123].

На современном этапе  развития организаций стройиндустрии Российской Федерации специалисты полагают, что для решения проблем эффективного управления им необходимо наличие и функционирование взаимосвязанных между собой систем управления (подсистем управления), финансово-экономического планирования (бюджетирования), менеджмента качества, управления персоналом и т.д. Как показывает практика создания проектов и совершенствования различных систем управления, такой подход не учитывает того, что составляющие системы управления организаций не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы и взаимообусловлены, т.е. необходимо наличие в системе управления организаций четких однозначно понятых и действующих механизмов управления ее подсистемы управления [3].

Именно с этих позиций  соединение отдельных элементов  систем управления обеспечит главное  качество в управлении организациями  стройиндустрии, т.е. целостности и  целенаправленного функционирования в условиях действия динамичной внешней  среды, упорядоченности, устойчивости и надежности всех элементов систем организации.

При этом в общем менеджменте организаций следует использовать тот или иной из существующих принципов управления и тип организационно-управленческой структуры с учетом особенностей данной организации.

Создание системы менеджмента  качества в организациях стройиндустрии обусловливает выполнение следующих  этапов:

1. Формулирование целей  организации в области качества  и планирование мероприятий по  их достижению. Согласно существующему  стандарту, цели в области качества  должны быть «установлены в  соответствующих подразделениях  и на соответствующих уровнях», быть «измеримыми и согласуемыми  с политикой в области качества»,  а, следовательно, соответствовать  стратегическим целям организации.

2. Определение процессов  системы менеджмента качества, их  последовательности и взаимосвязей, а также установление критериев  их результативности. Перечень процессов системы менеджмента качества строительной организации представляет собой группы взаимосвязанных видов деятельности, результатом которых является предоставление потребителю продукции (работ, услуг), соответствующей установленным требованиям. В состав процессов системы менеджмента качества обязательно должны входить те группы видов деятельности, результаты которых непосредственно передаются потребителю и соответствие которых установленным требованиям организация подтверждают при сертификации, непосредственно указывая их в формулировке сертификата соответствия системе менеджмента качества. Примерами таких процессов для строительной организации могут быть проектирование, поставка материалов и оборудования, производство строительно-монтажных работ, производство пусконаладочных работ, техническое обслуживание. Кроме того, в состав процессов системы менеджмента качества включают, как правило, деятельность но взаимодействию с субподрядными организациями, управлению ресурсами (например, управление персоналом, объектами инфраструктуры, строительными машинами и механизмами) и др.

3. Разработка документации  системы, в том числе определение  состава и форм ведения записей. В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001, система менеджмента качества должна быть задокументирована.

4. Разработка механизмов  мониторинга соответствия деятельности  и качества продукции установленным  требованиям, оценки достижения  запланированных целей, а также  механизмов улучшения, в том  числе корректирующих и предупреждающих  действий. Не менее формализованная, но и не более результативная картина наблюдается с проведением предупреждающих мероприятий, требуемых стандартом ИСО 9001. Стандарт также требует оценки результативности (а не эффективности) проведенных мероприятий, и здесь параметры оценки результативности и цели ее проведения устанавливает сама организация.

5. Анализ результатов функционирования системы менеджмента качества. При построении процессной модели системы менеджмента качества и определении критериев результативности процессов этой системы важное значение приобретает взаимосвязь между разными процессами и ролью высшего руководства в совершенствовании системы.

Экономическая эффективность  от функционирования менеджмента качества в строительных организациях должна обеспечиваться выполнением соответствующих требований международного стандарта ИСО серии 9002. При этом система управления качеством в организациях стройиндустрии включает в себя:

  • организацию и производство технологической продукции;
  • организацию строительства;
  • управление строительством;
  • организацию труда.

При функционировании системы  управления качеством, которая соответствует  требованиям международного стандарта  ИСО серии 9002, строительная организация  должна обеспечить, чтобы строительно-монтажные  работы выполнялись в соответствии с установленными требованиями. Для  этого необходимо планировать, контролировать и регулировать все производственные процессы в соответствии с действующими нормами, правилами, нормативной и  проектной документацией.

Система управления качеством  дает возможность четко контролировать соответствие нормативной документации и правильность выполнения процедур, а также записать результаты их реализации в соответствующих документах, которые, в свою очередь, позволяют производить  систематический мониторинг и необходимые  корректирующие действия.

Организационная структура  строительной организации определяет основу управления строительством и  описывается, регламентируется и контролируется в соответствующих элементах  системы управления качеством [4, с.212]:

Информация о работе Управление качеством в строительстве