Технология разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:03, реферат

Краткое описание

Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализа и хранения информации.

Вложенные файлы: 1 файл

функции управления.docx

— 125.11 Кб (Скачать файл)

функции управления 

   Информационно-аналитическая  функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализа и хранения информации.

   Мотивационно-целевая  функция формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса. Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта. Развивающая программа учитывает внутренние и внешние совокупные педагогические условия, способы, средства и методы действий.

   Организационно-исполнительская  функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной  работе субъектов организационной  структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса.

   Регулятивно-коррекционная  функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в  происходящих процессах.

   Контрольно-диагностическая  функция управления устанавливает  соответствие полученных данных требованиям  образовательного стандарта.

В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управления. В качестве субъекта управления выступает человек или группа людей, находящихся на той или иной ступени организационной структуры управления. Объектом управления является образовательное учреждение, а также все процессы, происходящие там и направленные на образовательные действия. Во взаимодействии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе. 
 

Принятие управленческого  решения — важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца.

Итогом управленче­ской  и организационной работы является управленческое решение.

Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформули­рован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (тру­довые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Решение принимается  в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Последняя всесторонне исследована, определены причи­ны и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в измене­нии качества жизни людей и т. п. При подготовке решения выяв­ляются те ограничения, в рамках которых реализуется цель, начинают решаться поставленные задачи. Эти ограничения могут быть внутренними (квалификация людей, наличие ресурсов, каче­ство информации) и внешние (связи с внешним миром, связи с поставщиками, наличие инвесторов и т. п.).

Многообразию проблем  соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения: экономические, социаль­ные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, кон­цептуальные и программные, научно обоснованные и эмпириче­ские, интуитивные, рутинные и новаторские.

Совершенно очевидно, что можно выделить разное количество стадий в подготовке управленческого  решения (поиск проблемы, определение  путей решения, выбор оптимального решения из име­ющихся альтернатив, декларация решения и т. п.), но основным является процесс сбора, анализа  и переработки информации о внешних  и внутренних условиях.

При подготовке и  принятии решений используются современ­ные научные и технические средства, методы исследования опера­ций, системный  анализ, моделирование, электронно-вычисли­тельная  техника. Для коллективных решений особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий харак­тер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого интеллекта, профессиона­лизма, воли и других личных и профессиональных качеств.

Любое решение связано  с человеком, его творческой индивидуальностью, с мотивацией к деятельности каждого. Без учета этого решение, даже самое обоснованное, не может быть принято, а тем более реализовано. Субъект управления, принимая решение, орга­низуя его исполнение, руководствуется незыблемым принципом — решение должно быть «спроецировано» на человека, коллектив, организацию, затрагивать их коренные интересы, мотивировать их к деятельности. Поэтому важно принять все меры к тому, чтобы решение было принято людьми и они осознали его необходимость. Конечно, может сложиться такая ситуация: решение правильное, даже инновационное, но сознание людей не готово к его восприя­тию, в нем преобладает приверженность к старым решениям, действуют стереотипы прошлого, эмоции преобладают над здравым смыслом. Но и в таком случае субъект управления проводит работу по инновированию сознания, постепенно добивается внедренче­ского эффекта средствами разъясняющих и обучающих технологий по изучению и инновированию общественного мнения.

Принятие решения  можно определить как процесс  неслучайного выбора действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результа­том процесса принятия решений является само решение. В сущно­сти, решение — это такое ощущение субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже знает, как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуаций, но и приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого. С психоло­гической точки зрения принятие решения — «волевой акт форми­рования последовательных действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации в ситуации неопределенности».

Каждый, даже самый  узкий, интервал любой деятельности со­стоит из ряда решений, принимаемых  человеком в процессе выбора вариантов, Целей и способов собственной  деятельности. Управленче­ские решения отличаются от прочих тем, что являются двухступен­чатыми. Руководитель в процессе руководства все время принимает решения в отношении того, как он должен руководить, но эти его решения содержат одновременно «вторую ступень» — они являются решением о том, как должны действовать подчиненные.

Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны, всегда воспитывают у подчиненных либо позитивные, либо негативные качества. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимально­сти принятого им решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими про­изводственных целей, мера их активности, инициативы.

В зависимости от того, в какой степени знаком с  ситуацией субъект управления, принимающий  решение, различают решения:

— уверенности (детерминистские  решения, когда известна ситу­ация  и имеющие в ней место причинные  зависимости);

— риска (вероятностные  решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может  быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют  место);

— неуверенности (стратегические решения, когда принимаю­щему решение  ни один из указанных моментов не известен).

М. Вудкок и Д. Френсис (Раскрепощенные менеджер) различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности проблем, требующих ре­шения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управ­ленческие навыки.

Уровень первый —  рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет себя в соответствии с определенной программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. Его главная функция в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий.

Уровень второй —  селективный. На этом уровне руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и стара­ется выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтерна­тивных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.

Уровень третий —  адаптационный. На этом уровне руководитель ищет новое решение известной проблемы. Успех зависит от его личной инициативности и способности прорыва в неизвестное.

Уровень четвертый  — инновационный. На этом уровне руководителю необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, решение которых зачастую требует развития в себе способности мыслить по-новому.

Типы решений Ключевые навыки
Рутинный Неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, контроль, мотивация
Селективный Установление целей, планирование, анализ развития, анализ информации
Адаптационный Идентификация проблем, системное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска
Инновационный Творческое управление, стратегическое исследование, системное  развитие

В табл. 1 объединяются четыре уровня принятия решений и ключевые навыки, необходимые руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются также и навыки более высокого уровня.

Полезно выделить также  решения единоличные (принимаемые  руководителем единолично) и коллегиальные (принимаемые руково­дителем с привлечением подчиненных). Причем в зависимости от «удельного веса» единоначалия и коллегиальности в принятии решений выделяются пять типов принятия решений:

— единоличное принятие решений без предварительных  кон­сультаций с сотрудниками и  последующего их информирования;

— единоличное принятие решений с последующим информи­рованием подчиненных;

— единоличное принятие решений с предварительными кон­сультациями  в коллективе;

— принятие совместных решений с сотрудниками;

— полная передача подчиненным  функции принятия решения.

Таблица 1

Уровни принятия решений  и ключевые навыки,

требуемые руководителю   

Соответственно этим типам принятия решения можно  говорить о пяти возможных стилях руководства: 1) директивном, 2) дирек­тивно-коллегиальном, 3) коллегиальном, 4) коллегиально-либе­ральном, 5) либеральном.

Л. Планкетт и Г. Хейл различают и описывают бинарные и многовариантные решения. Принятие бинарного решения предпо­лагает выбор из двух возможных вариантов и, в частности, по схеме «да или нет». Принятие многовариантного решения предполагает выбор более чем из двух возможных вариантов.

В научной литературе описываются также решения:

— альтернативно-условные («я сделаю М, если будут условия  С, но если будут условия Д, я сделаю Н») и однозначные («Я сделаю только М»);

— компромиссные («я сделаю К, поскольку это не вызовет  такой бурной реакции со стороны X, как мое действие М») и бескомпро­миссные;

— перестраховочные и смелые;

— перспективные (касаются определения человеком или груп­пой направления деятельности) и текущие (принимаемые по поводу изменения  условий в рамках выработанного  направления).

Чтобы квалифицированно принимать решения, человек должен обладать определенными личностно-деловыми качествами.

Исследования показывают, что есть руководители, которые, обладая  этими качествами, не владеют искусством принимать ре­шения. В связи с этим представляют интерес те психологические условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недоста­ток:

— прогностическое  воспроизведение путей решения  стоящих задач, соотнесение их с  реальными условиями реализации;

— составление подробного информационного описания «сла­гаемых», необходимых для принятия решения  и возможных дейст­вий по его  реализации;

— умелое оперирование своими знаниями, постоянное исполь­зование профессионального опыта и интуиции;

— активное подключение  специалистов к разработке конкрет­ных  предложений по выработке решения, осуществление выбора наиболее обоснованных путей, осваивание этих идей под углом  зрения своей концепции решения;

— основательная  волевая подготовка, внутреннее преодоление  «борьбы мотивов» в пользу принятия решения, которое меньше сопряжено  с риском, обладание высоким чувством ответственности;

— критическая оценка эффективности путей реализации выработанного решения, «открытость» к новой информации, помога­ющей  скорректировать принятое решение, а также к критическим замечаниям, преодоление желания в получении  данных, подтверж­дающих правильность принятого решения, хотя обнаружено, что оно имеет ряд недостатков.

Информация о работе Технология разработки управленческих решений