Сущность процессов стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:59, реферат

Краткое описание

Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические и политические аспекты. Во всех странах повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства, успешной сертификации продукции.

Содержание

Введение
1. Основные понятия и определения стандартизации
2. Цели и задачи стандартизации
3. Виды и методы стандартизации
4. Французская ассоциация по стандартизации
5. Немецкий институт стандартов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 77.29 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от метода решения основной задачи различаю! несколько форм стандартизации.

Симплификация -- форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок и сортаментов материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показа челн ми качества.

Унификация -- рациональное уменьшение числа типов объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т.п.

Типизация -- это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т.п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное -- базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.

Агрегатирование -- метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.4

4. Французская ассоциация  стандартизации

Национальной  организацией по стандартизации во Франции  является Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR), на которую возложены  следующие функции:

* организация,  руководство и координация деятельности

по стандартизации;

* анализ поступающих  заявок на стандарты и определение

потребности в  новых стандартах;

разработка и  принятие национальных стандартов;

контроль за их внедрением;

пропаганда и  продажа стандартов;

составление годовых  программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики;

управление деятельностью  по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту NF1;

обучение, подготовка и переподготовка специалистов;

представление Франции в международных организациях

по стандартизации.

Помимо непосредственно  стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

Таковы современные  направления, но к ним AFNOR подошла  в основном в 1980--1990 гг.

Началом национальной стандартизации во Франции считают  создание в 1918 г. правительственным  декретом Постоянной комиссии по стандартизации, направившей свои усилия на унификацию типов изделий машиностроительных отраслей. Эта предшественница AFNOR просуществовала  недолго, хотя результаты ее работы были весьма нужными и полезными.

Французская ассоциация по стандартизации была организована в 1926 г. Будучи частной некоммерческой структурой, она, тем не менее, возглавила деятельность по стандартизации в стране. Эта деятельность привлекла пристальное  внимание правительства, принявшего в 1941 г. закон о должности комиссара  по стандартизации, который представляет правительство в AFNOR.

Заинтересованность  правительства в развитии стандартизации очевидна, в связи, с чем внимание к этой деятельности постоянно. Так, в 1984 г. декретом правительства создается  Высший совет по стандартизации при  Министерстве промышленности, который  должен играть роль связующего звена  с другими министерствами и определять приоритетные направления работ  по стандартизации, вести консультирование по составлению годовых программ и утверждать эти программы.

Очередные крупные  изменения в национальной французской  стандартизации произошли в 1991 г. Их вызвала необходимость адаптации  к переменам, происходящим в международной  и прежде всего европейской стандартизации, связанным с созданием объединенной Европы. К этому времени уже был осуществлен анализ состояния национальной стандартизации и выявлен ряд недостатков. Наиболее существенные из них, по мнению министра промышленности, -- слабое вовлечение предприятий и других потенциально заинтересованных сторон в процесс разработки стандартов и отсутствие должной координации между участниками процесса стандартизации в стране. Были сформулированы основные задачи на ближайшие годы: активизация участия в стандартизации мелких и средних предприятий и стимулирование их налоговыми льготами; упрощение процедур национальной системы стандартизации и усиление координации стой работы; расширение участия французских специалистов в европейской стандартизации и др.

В результате реформы 1991 г. изменилась оргструктура и самой национальной ассоциации по стандартизации. Оргструктура AFNOR пересмотрена в целях ее наибольшего соответствия выполнению основных задач. Принята трехуровневая структура": вместо Высшего совета по стандартизации -- Комитет по ориентации и планированию; Комитет по стратегическому планированию в отраслях экономики, а в рамках каждой программы -- Генеральные комиссии. Во главе AFNOR стоит Административный совет, постоянными членами которого являются представители министерств. Кроме того, Генеральная ассамблея на своих регулярных собраниях избирает членов этого совета на определенный срок. Административным советом выбираются президент и вице-президент ассоциации (бюро Административного совета). Прошедшая реорганизация направлена не на усиление давления государства, а на дальнейшее развитие взаимопонимания и сотрудничества органов по стандартизации и государства.

В национальной системе стандартизации Франции  под методическим руководством AFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более 30). Их организует Административный совет AFNOR, а утверждают государственные  органы управления. Отраслевые бюро выполняют  основную нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли  имеют бюро по стандартизации. Если подобное отраслевое министерство принимает  решение о проведении работ по стандартизации, то AFNOR создает специализированную комиссию из представителей промышленных предприятий, научно-исследовательских  и технических центров, общества потребителей, которая и становится основным рабочим органом.

Процедура подготовки и принятия национального стандарта  проходит следующие этапы:

исследования, направленные на изучение потребности в стандарте  и планирование работы;

разработка стандартов труппами экспертов в бюро или  комиссиях по стандартизации;

рассмотрение  и оценка стандарта в национальной ассоциации;

утверждение стандарта  президентом AFNOR;

регистрация и  публикация. Весь период от разработки до публикации занимает 1--1,5 года.

Основным принципом  работ по стандартизации во Франции  считается использование программно-целевого метода; в настоящее время реализуется 19 долгосрочных целевых программ, направленных на решение приоритетных задач в  различных областях экономической  деятельности. При этом приоритетами в международной стандартизации признаны информационные технологии, в европейской -- транспорт и телекоммуникации, а в национальной -- экология, безопасность и агропромышленное производство.

Постоянный штат AFNOR насчитывает около 400 сотрудников, но к работе привлекаются в качестве экспертов или консультантов  около 25 тыс. специалистов из разных организаций, предприятий, научных центров, лабораторий  и др.

Заинтересованные  государственные, общественные и частные  организации могут стать коллективными  членами AFNOR. В зависимости от степени  участия бывают ассоциированные, полноправные v почетные члены. Проблемным моментом в работе AFNOR считается довольно слабое участие французских фирм. Из более 30 тыс. национальных фирм ее членами состоят лишь около 6 тыс. Причина, как считают специалисты, в недостаточной информированности фирм об AFNOR и выгодах стандартизации, хотя информационная деятельность самой ассоциации достаточно интенсивна и не ограничивается изданием стандартов. Публикуются также справочники, руководств; инструкции, ежегодно выходит в свет сводный Указатель французских стандартов, ежемесячно -- журнал по проблемам стандартизации "Enjeux". В журнале публикуются материалы о французской и международной стандартизации, сведения о пересмотре и отмене стандартов, о проектах новых нормативных документов как национальных, так и общеевропейских.

При AFNOR создан информационный и выставочный центр "Espace", который предоставляет консультации специалистов и обширную информацию по любым вопросам стандартизации. Центр имеет большой фонд специализированной литературы и стандартов, которые можно здесь и купить. Кроме того, в структуре AFNOR есть подразделение по информации, удовлетворяющее как внутренние, так и внешние потребности. Эта служба выполняет заказы по поиску национальных и зарубежных стандартов (европейских, международных), сведений о знаках соответствия и т.п. В среднем за год сюда поступает до 90 тыс. запросов, которые удовлетворяются как по абонементному обслуживанию, так и по шестиканальной телефонной связи.

Информационное  подразделение AFNOR располагает несколькими  банками данных, наиболее популярным из них признан NORIANE, включающий более 45 тыс. справок по национальным, международным  и зарубежным стандартам и техническим  регламентам. В течение 80--90-х годов AFNOR активно участвует в создании отраслевых банков данных.

С 1987 г. в ассоциации создана новая служба -- подразделение маркетинга, в задачи которого входит информирование членов AFNOR об изменениях на рынке (товарная и фирменная структура, спрос и предложение, степень и формы конкуренции, характер потребительских предпочтений и их требования к товару и др.).

Много внимания AFNOR уделяет производственным фирмам и предприятиям, которые с ней  сотрудничают. По их заказам специалисты  ассоциации проводят периодические  исследования по состоянию служб  стандартизации. Предметом такого исследования могут быть наличие и организация  работы отделов стандартизации, участие  руководства в их деятельности, проблемы по применению конкретных стандартов, взаимоотношения предприятия с  партнерами и т.п. По результатам  исследования предприятие получает квалифицированные рекомендации.

Другие формы  предоставления методической помощи предприятиям (фирмам): оказание содействия экспортерам  специальным подразделением NOREX; организация  стажировок и семинаров по актуальным проблемам стандартизации и качества; предоставление предприятиям нормативно-технической  документации по конкретной тематике (системы производства, системы управления качеством продукции; эффективность  коммерческой деятельности предприятия  и тл.)

Кроме стандартизации, французская национальная ассоциация занимается проблемами сертификации, предоставляя фирмам и предприятиям услуги по сертификации продукции и  систем обеспечения качества. Служба сертификации состоит из трех подразделений, в обязанности которых входят: сертификация продукции и присвоение ей знака соответствия французскому стандарту; оценка систем обеспечения качества на предприятиях и выдача им надлежащего свидетельства; сертификация информационных технологий.

Сертификация  на соответствие национальным стандартам является сертификацией третьей  стороной, роль которой выполняет AFNOR. Однако за последние годы отмечается децентрализация в деятельности по присвоению знака соответствия -- область сертификации систем качества передается частично другим организациям, например Французской ассоциации по обеспечению качества. О масштабах сертификации на соответствие национальным стандартам говорит тот факт, что более ПО тыс. наименований продукции маркированы французским знаком соответствия.

Вопросами стандартизации и сертификации специалисты AFNOR активно  занимаются в региональных и международных  организациях, одновременно защищая  и национальные интересы. Стратегические задачи, сформулированные AFNOR, касаются различных областей. Так, по качеству -- это пересмотр международных стандартов ИСО серии 9000 с целью адаптации их к мелкому и среднему бизнесу, а также к сфере обслуживания. По этому направлению организация планирует совещания с европейскими, североамериканскими и японскими партнерами.

В связи с  усиливающейся глобализацией экологических проблем AFNOR считает необходимым активизировать деятельность на международном уровне: в СЕН французские специалисты возглавляют рабочую группу "Отходы", в ИСО -- участвуют в работе комитета "Охрана и рациональное использование окружающей среды". По этим направлениям реализуются программы, рассчитанные как на национальные проблемы, так и на европейские: "Отходы", "Качество воздуха", "Качество почвы". В рамках указанных программ создаются нормативные документы, касающиеся различных этапов жизненного цикла продукции. На базе разработанных норм эксперты готовят технические условия на те виды продукции, которые еще не прошли экологический контроль на право маркировки знаком соответствия "NF Environnement".

Информация о работе Сущность процессов стандартизации