Сравнительный анализ японского и американского подходов к менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 3
Характеристика американской модели менеждмента 4
Особенности японской модели менеджмента 7
Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента 11
Заключение 16
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

модели.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ НА ТЕМУ:

«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

4 КУРСА ВШУБ

ЭУП АПК-2

КАРЧМИТ С.

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2008 г.

Введение                                                                                                                                                                        3

Характеристика американской модели менеждмента                                                                      4

Особенности японской модели менеджмента                                                                                    7

Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента      11

Заключение                                                                                                                                                    16

Литература                                                                                                                                                                  17


ВВЕДЕНИЕ

 

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.

В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Развитие научно-технического прогресса все больше и больше требует

новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.

Поиски соответствующих мотиваторов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.

В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также воспитания, традиций и устоев.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других с учетом своих специфических особенностей.

Во время многообразий теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их, безусловно, необходимо.

Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее выразительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо изученного и широко распространенного в развитых странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения, на японских предприятиях значительно отличаются от американских. Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом, достаточно эффективны.

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений американской теории управления.

 

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился

в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

 

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это

традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества.

Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству и др. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность за их разработку и принятие.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорацию (акционерное общество), возникшую еще в начале Х1Х в.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за

собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею. Реальная

власть по управлению корпорацией перешла к правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие в 80-е гг. охватило практически все

американские корпорации.

Слово «стратегия» в переводе с греческого обозначает «искусство генерала». В общем виде стратегия – это способ использования средств ресурсов, направленных на достижение поставленной цели. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели и основные пути их достижения, таким образом, корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращает текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы и пр.) среды.

Стратегическое управление требует создания организационной стратегической культуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый подразделяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающие однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и общих конкурентов. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, за формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.

 

Важнейшей составной частью плановой работы  корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование содержит стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Оно создает базу для принятия эффективных управленческих ресурсов.

В 60-е гг. ХХ в. все настойчивее стали требования работников корпора-ций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной  демократии», связанной с вовлечением в управление непрофессионалов. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.

Авторами идеи «производственной демократии» принято считать Дж. Коула и А. Горца. Они предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:

1.      Предоставление работникам права самостоятельного принятия решений.

2.      Привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выше принятого решения, организация работ и др.)

3.      Предоставление работникам права контроля над качеством и количеством выполненной ими работы.

4.      Участие работников в совершенствовании деятельности как в целой организации, так и отдельных ее подразделениях.

5.      Предоставление права создавать рабочие группы по интересам.

В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

1.      Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.

2.      Создание рабочих советов и управлений.

3.      Разработка систем участия в прибыли.

4.      Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

 

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные

принципы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы  известной книги «Организация бизнеса и менеджмент», выделяют в ней  шесть основных видов менеджмента:

1.      Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).

2.      Государственный менеджмент.

3.      Военный менеджмент.

4.      Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5.      Бизнес-менеджмент.

6.      Менеджмент в государственной собственности.

Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понитию менеджмент как «психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством, которого удовлетворяются главные человеческие стремления».

П. Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию.

Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента, а также ряд общих, обязательных функций:

1. Определение целей предприятия и путей их достижения.

2. Организация работы персонала предприятия (определение объема работы и распределение его между работниками, создание организационной стратегии и т.д.).

Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского подходов к менеджменту