Системный подход к определению конкурентной позиции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Объекты, из которых состоят системы, называются элементами. Элемент системы управления представляет собой структурообразующую, относительно автономную часть, выполняющую строго определенные, присущие только ей функции. Элемент обладает способностью интегрировать и взаимодействовать с другими элементами, имеет четкие каналы связи с другими элементами и минимум связей с элементами вышестоящей системы.
С точки зрения методологии важно оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход.

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)
  • доминирование нескольких поставщиков;
  • большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;
  • недоступность товаров-заменителей;
  • относительная незначимость производителя для поставщиков;
  • важность продуктов поставщиков для производителя;
  • высокая дифференциация поставщиков;
  • высокие издержки производителя по смене поставщика;
  • возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

Рыночная власть покупателей. Выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену2. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей, включают:

  • большая концентрация, чем в отрасли производителя
  • большие объемы покупок
  • недифференцированные или стандартные товары и услуги производителя
  • угроза обратной интеграции покупателя с производителем
  • открытость информации о составе затрат производителя
  • высокая ценовая эластичность спроса в отрасли. Если покупатели будут чувствительны к изменениям цен на рынке, то рыночная власть производителя будет небольшой.

Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает  верхнюю границу цены на продукт  в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители. Способы борьбы с заменителями, входящие в активную составляющую конкурентоспособности, состоят в дифференциации продукта или в увеличении затрат потребителя на переключение на товар-заменитель.

Конкуренция между существующими  компаниями в отрасли (ядро модели Портера). Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации (эти факторы были рассмотрены в различных типах конкурентной среды), низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, возможность увеличения производственных мощностей только посредством крупных наращиваний, высокие стратегические ставки, высокие барьеры выхода из отрасли по экономическим, стратегическим или эмоциональным причинам.

4 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Внутренняя среда организации  – та часть общей среды, которая  находится в ее пределах. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько  срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

 Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

Внутренняя среда имеет  несколько срезов, каждый из которых  включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

  • взаимодействие менеджеров и рабочих;
  • подбор, обучение и продвижение кадров;
  • оценка результатов труда и стимулирование;
  • создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение  и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Организационный срез включает в себя:

  • коммуникационные процессы;
  • организационные структуры;
  • нормы,
  • правила,
  • распределение прав и ответственности;
  • иерархию подчинения.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

 Внешняя среда является  источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на  должном уровне. Организация находится  в состоянии постоянного обмена  с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

 Изучение внутренней  среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние  ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Таким образом, в рамках данной контрольной работы были изучены основные элементы системного подхода к определению конкурентной позиции предприятия.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беляев, А. А. Системология / А. А. Беляев, Э. М. Коротков. – 2-е изд., – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 320 с.

 

  1. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – 12-е изд., – СПб.: Питер. – 2007. – 800 с.

 

  1. Крюков, А. Ф. Управление маркетингом / А. Ф. Крюков. – М.: Издательство: КноРус. – 2008 г. – 406 с.

 

  1. Локтионов, М. В. Системный подход в менеджменте / М. В. Локтионов – М.: Генезис. – 2007. – 345с.

 

  1. Макашева, З.М. Исследование систем управления: учебное пособие / З.М. Макашева. – М.: КНОРУС. – 2008. – 176 с.

 

  1. Мельник, М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях / М.В. Мельник. – М.: Финансы и статистика. – 2007. – 133 с.

 

  1. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс. – 2008. — 454 с.

 

  1. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 608 с.

 

  1. Юданов, А. Ю. Конкуренция. Теория и практика / А. Ю. Юданов. – М.: ГНОМ и Д. – 2008. – 304 с.

1 Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — С. 89

2 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – 12-е изд.,  – СПб.: Питер. – 2007. – С. 243

 


Информация о работе Системный подход к определению конкурентной позиции предприятия