Сертификация систем обеспечения качества и государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества.

Содержание

1 Сертификация систем обеспечения качества 2
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов 12

Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Заочная оценка системы  качества - это предварительная оценка, которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества: заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству; анкету-вопросник с ответами. Если анализ этих материалов имеет положительные результаты, орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении окончательной проверки: состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии элементов обеспечения качества требованиям заявленного международного стандарта ИСО серии 9000 либо адекватного ему государственного российского стандарта. В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы:

  • система полностью соответствует установленным требованиям;
  • система в целом соответствует требованиям, но обнаружены отдельные отклонения от стандарта;
  • система не соответствует установленным требованиям.

В первом случае орган по сертификации выдает предприятию сертификат на систему качества после его  регистрации в Государственном  реестре. Во втором случае предприятию  назначается срок для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке сертификация продолжается, но по упрощенной схеме. При положительных результатах предприятие получает сертификат. Если результат проверки отрицательный, предприятие имеет право, будучи подготовленным, на повторную сертификацию по полной программе.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: как плановый (не реже одного раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового контроля: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение существенных изменений в технологический процесс или в конструкцию (состав) продукции; изменение организационной структуры или кадрового состава предприятия.

Сертификаты на систему качества и производства могут использоваться предприятием, если при обязательной сертификации продукции по системе  ГОСТ С (или по другой системе, входящей в ГОСТ Р). В этом случае для получения сертификата соответствия продукции достаточно провести испытания типа этой продукции в аккредитованном испытательном центре (лаборатории).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

 

 Государственный контроль  и надзор за соблюдением обязательных  требований стандартов осуществляется  в России на основании закона  РФ «О стандартизации» от 27.12.2002 № 184 и составляет часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам государственного надзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации лекарственных  средств, предоставление информации органам  исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок.

Проводят государственный  надзор должностные лица – государственные  инспекторы. Главный государственный  инспектор России – Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные  инспекторы республик в составе  РФ и других субъектов Федерации  – руководители центров стандартизации и метрологии, то есть территориальных органов государственного надзора.

Государственный контроль за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляют и другие организации. Госторгинспекция проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Государственный комитет по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции.

Проверкам в процессе государственного надзора подвергается продукция (на всех видах ее жизненного цикла); услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию, деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

 

Государственный инспектор  имеет право:

  1. свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия, получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, несоответствующую обязательным требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от предъявления ее к проверке;
  2. по результатам проверок облагать нарушителей штрафами, строгое наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию – штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям государственных стандартов распространяющихся на импортную продукцию, тем более, если они не прошли сертификацию;
  3. направлять необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием – объектом государственного надзора.

 

  Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте  на данную продукцию методикой. Идентификация  и технический осмотр продукции  проводятся государственным инспектором  с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной  деятельности под наблюдением этого  инспектора. Результаты испытаний образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной  базы испытания должны проводиться  в аккредитованных испытательных  лабораториях.

Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной сертификации, государственный инспектор  проверяет наличие и подлинность, выданного ранее сертификата  соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний  образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных  испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления  сертификационных испытаний и аттестата  аккредитации испытательного центра, соответствие видов испытуемой продукции  профилю лаборатории, состояние  нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдения программы  и методик испытаний. Если проверяется  работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего, убеждается в правомочности  работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов  на сертифицируемую продукцию. Контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрация, обоснованность выдачи сертификатов.

По результатам испытаний  оформляется протокол испытаний, проведенная  проверка заканчивается составлением акта. На основании акта государственный надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое особое мнение. Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).

 

Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов

 

Согласно закону «О стандартизации» Российской Федерации ответственность за нарушение его положений несут как юридические лица так и физические, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, гражданско-правовой или административный характер. Все нарушения выявляет служба государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов.

Лица должностные или гражданские, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели которые нарушили обязательные требования государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировки и хранении продукции подвергаются штрафу в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Такой же вид наказания несут юридические и физические лица за уклонение предъявления продукции, определенных сведений о ней, и необходимую документацию органам государственного надзора.

За нарушение предписаний  государственных инспекторов о  запрете или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости  реализованной продукции, выполненных  работ и оказанных услуг или  в размере до 10 миллионов рублей, в случае если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена.

С 1 января 1997г. Установлена  специальная уголовная ответственность  за обман потребителей в отношении  качества товаров и услуг установленные  договором, а так же их производство и реализация не отвечающих требованиям  безопасности.

Уголовная ответственность  за грубое нарушение требований стандартов по продукции производственного  назначения не предусмотрена, а административная ответственность за несоблюдение требований при продаже, поставке, использовании, транспортировки и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству может определяться на основании положения гражданского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Крылова Г.Д. Основы  стандартизации, сертификации, метрологии. -М.: Издательское объединение "ЮНИТИ". 2005.

2. Куприянов Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк. 2003.

3.иСистема сертификации ГОСТ Р. Сборник документов. -М.:Изд. стандартов, 1993.

4. Сульповар Л.Б., Сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. - М.: Гасбу. - 2003

5. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Учеб. пособие - 2-е изд. перераб. - М.: Издательство стандартов. 2007.

6. Ильенкова С.Д., Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 


Информация о работе Сертификация систем обеспечения качества и государственный контроль