Руководитель «нового типа» и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы «Руководитель «нового типа» и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы». Актуальность данной темы обусловлена тем, что руководство - существенный компонент эффективного управления. Трудно переоценить роль руководителя в системе управления, успех функционирования которой во многом определяется его способностями, навыками, опытом, умением вызвать к жизни энергию и запас душевных сил всего коллектива.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………….4
1 Теоретическая часть ……………………………………………………….……..6
1.1 Шесть ролей современного руководителя …………………………………..6
1.2 Стили руководства современного менеджера……………………………........9
2 Менеджер – инноватор…………………………………………………………..11
2.1 Роль менеджера в повышении эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий ……………………………………………………...15
2.2 Расчетная часть………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….....21
Список использованных источников……………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

- приобретение готовых  технологий, лицензий;

- сокращение нерационального  использования ресурсов;

-сокращение времени, затрачиваемого  на разработку изобретений.

 Одним из  путей  по повышению эффективности инновационной  деятельности промышленного предприятия  на стадии НИОКР является привлечение  и подбор квалифицированных кадров. Как показывают исследования, квалифицированный  персонал, занятый научно-техническими  разработками, сконцентрирован в  основном на крупных предприятиях. На остальных же наблюдается  дефицит исследователей и конструкторов  и, как следствие, отсутствие стадии  НИОКР в инновационном процессе  предприятия. При достаточной квалификации  и организации работы научно-исследовательских  кадров предприятие достигает  скорейшей разработки и внедрения  инновации.

Другим, не менее важным, направлением повышения эффективности на стадии НИОКР является создание мощной материально-технической базы, совершенное и современное оснащение которой обеспечит наиболее эффективное проведение данной стадии. Для решения задач повышения мощностей материально-технической базы менеджеру необходимо разработать стратегическую программу, которая будет содержать и определять наиболее важные направления исследований и разработок, а также необходимые для этого ресурсы.

 

16

Следующая стадия, которая напрямую влияет на повышение эффективности инновационной деятельности, это стадия оценки эффективности инновационных проектов. Правильный выбор и объективная оценка предполагаемых инноваций оказывают серьезное влияние на деятельность промышленного предприятия, т.к. неправильная оценка и отказ от инновационного проекта может привести к недополучению потенциальной прибыли. Следовательно, чем точнее оценка предполагаемой инновации, тем выше эффективность работ, связанных с ее проведением.     

Можно предложить комплекс мер, повышающих точность оценки экономической эффективности инноваций:

- совершенствовать существующие  методики оценки эффективности  инновационных проектов и адаптировать их под условия промышленного предприятия;

- проводить выявление  и анализ факторов, влияющих на  результат от внедрения инновационного  проекта;

- применение методов прогнозирования  и экономико-математического моделирования;

- проводить сравнительный  анализ показателей аналогичных  инновационных проектов;

- использовать при необходимости  услуги экспертов-специалистов из  внешней среды промышленного  предприятия.

 Все перечисленные  мероприятия повышают как эффективность  стадии оценки инновационных  проектов, так и эффективность  инновационной деятельности промышленного  предприятия в целом. При оценке  эффективности инноваций большое  значение имеет сравнение прогнозных  оценок и фактических результатов. Выявленные отклонения являются  побуждающим стимулом к совершенствованию  методики оценки инновационных  проектов.

На повышение эффективности инновационной деятельности на стадии внедрения изобретений будут влиять следующие факторы:

- сокращение сроков внедрения  изобретений;

- эффективное использование  материальных ресурсов;

- использование инструментов  снижения издержек;

- повышение результативности  внедрения;

- совершенствование организации  и мотивации труда работников;

- совершенствование технического  оснащения;

17

- внедрение изобретений, отвечающих требованиям экономической  эффективности.

 Проблема сокращения  сроков внедрения изобретений  вынуждают руководство промышленных  предприятий постоянно искать  методы и способы ее решения. Сократить время внедрения изобретений  можно, используя в инновационной  деятельности ряд мероприятий:

- привлечение дополнительных  работников;

- уменьшение времени  простоев;

- использование опыта  других предприятий;

- увеличение интенсификации  производства.

 Помимо вышеперечисленных  мероприятий на сокращение сроков  внедрения изобретений влияет  приобретение предприятием готовых  инновационных проектов (производств), включающих технологии, оборудование, рынки сбыта и другие составляющие, необходимые для осуществления  данных проектов. Особо следует  отметить, что, привлекая дополнительных  работников для внедрения разработанного  изобретения, встает проблема управления  и организации их труда. На  повышение эффективности инновационной  деятельности на стадии реализации  инноваций оказывают влияние  следующие факторы:

- повышение эффективности  маркетинговой деятельности;

- поиск рынков сбыта  инновационной продукции;

- усовершенствование инновации  под требования рынка;

- получение максимальной  прибыли от реализации инновации.

 Все перечисленные  факторы направлены на скорейшую  реализацию максимального объема  инновационных товаров по максимальным  ценам. В решении этой задачи  ключевую роль играют маркетинговые  службы предприятия. Нахождение  рынка сбыта инновации является  важнейшим условием эффективности  стадии реализации и функционирования  предприятия в целом. Следует  помнить, что повышение эффективности  одной из стадий инновационного  процесса не всегда ведет к  повышению эффективности инновационной  деятельности предприятия в целом. Например, предприятия, имеющие большие  ресурсы на стадиях разработки  и внедрения инноваций, но испытывающие большие сложности со сбытом инновационной продукции, сводят к нулю эффективность всей инновационной деятельности. Соответственно для повышения эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий от менеджеров требуется организация работы,18

18

    1.  Расчетная часть

 

Представим следующую ситуацию. Внедренческий научно-технический центр "Уралжелдоравтоматизация" занимается разработкой и внедрением на сети железных дорог новых микроэлектронных устройств и систем железнодорожной автоматики, отвечающих за безопасность движения поездов, аппаратуры контроля свободности путевых участков железнодорожных путей. На данном предприятии открыт конкурс на вакансию «руководитель инновационного проекта». После общего тестирования и двух собеседований (сначала с менеджером персонала, а затем с менеджером научно-инновационного отдела) осталось два кандидата. 

Теперь специалисту отдела персонала необходимо дать экспертную оценку каждому из кандидатов по ряду важных, для данной должности, критериев. После чего генеральный директор предприятия делает окончательный выбор.

Перечень качеств, включаемых в анкету с оценками. Качества расположены в ранжированный ряд – от более до менее значимого.

 № п/п | Показатель | Баллы |

 1 | Интеллектуальная эффективность (достаточные знания в данной области, предпочтение интеллектуальной деятельности и стремление к ней)  | 10 

2 | Психологический склад ума (проницательность, стремление к пониманию общих принципов и причин человеческого поведения) | 9 |

3 | Общительность (направленность на взаимодействие с другими людьми, коммуникабельность) | 8 |

4 | Ответственность (знание социальных норм и следование им на основе знания, добросовестность) | 7 |

5 | Толерантность (устойчивость к новому, социальная терпимость, способность принимать людей такими, какими они есть)  | 6 |

6 | Социальное присутствие (использование общения как средства достижения собственных целей, демонстративность)  | 5 |

7 | Гибкость (общая гибкость в мышлении и поведении, стремление и интерес к новому, адаптивность) | 4 |

8 | Эмпатия (способность к непосредственному, эмоциональному пониманию чувств и переживаний других людей) | 3 |

9 | Способность к статусу (стремление и способность к обладанию высоким социальным статусом) | 2 |

 19

10 | Чувство благополучия (общая удовлетворенность собой и своей жизненной ситуацией) | 1 |

Оценка каждого кандидата отдельно.

Результаты кандидата № 1

 № п/п | Показатель | Баллы | Баллы , набранные кандидатом |

1 | Интеллектуальная эффективность (достаточные знания в данной области, предпочтение интеллектуальной деятельности и стремление к ней)  | 10 | 7 |

2 | Психологический склад ума (проницательность, стремление к пониманию общих принципов и причин человеческого поведения) | 9 | 4 |

3 | Общительность (направленность на взаимодействие с другими людьми, коммуникабельность) | 8 | 8 |

4 | Ответственность (знание социальных норм и следование им на основе знания, добросовестность) | 7 | 6 |

5 | Толерантность (устойчивость к новому, социальная терпимость, способность принимать людей такими, какими они есть)  | 6 | 2 |

6 | Социальное присутствие (использование общения как средства достижения собственных целей, демонстративность)  | 5 | 4 |

7 | Гибкость (общая гибкость в мышлении и поведении, стремление и интерес к новому, адаптивность) | 4 | 4 |

8 | Эмпатия (способность к непосредственному, эмоциональному пониманию чувств и переживаний других людей) | 3 | 1 |

9 | Способность к статусу (стремление и способность к обладанию высоким социальным статусом) | 2 | 2 |

10 | Чувство благополучия (общая удовлетворенность собой и своей жизненной ситуацией) | 1 | 1 |

 ИТОГО: |         39 |

Результаты кандидата № 2

 № п/п | Показатель | Баллы | Баллы, набранные кандидатом |

1 | Интеллектуальная эффективность (достаточные знания в данной области, предпочтение интеллектуальной деятельности и стремление к ней)  | 10 | 9 |

20

2 | Психологический склад ума (проницательность, стремление к пониманию общих принципов и причин человеческого поведения) | 9 | 6 |

3 | Общительность (направленность на взаимодействие с другими людьми, коммуникабельность) | 8 | 4 |

4 | Ответственность (знание социальных норм и следование им на основе знания, добросовестность) | 7 | 5 |

5 | Толерантность (устойчивость к новому, социальная терпимость, способность принимать людей такими, какими они есть)  | 6 | 5 |

6 | Социальное присутствие (использование общения как средства достижения собственных целей, демонстративность)  | 5 | 3 |

7 | Гибкость (общая гибкость в мышлении и поведении, стремление и интерес к новому, адаптивность) | 4 | 3 |

8 | Эмпатия (способность к непосредственному, эмоциональному пониманию чувств и переживаний других людей) | 3 | 3 |

9 | Способность к статусу (стремление и способность к обладанию высоким социальным статусом) | 2 | 1 |

10 | Чувство благополучия (общая удовлетворенность собой и своей жизненной ситуацией) | 1 | 1 |

 ИТОГО: | 37 | По балловому методу оценки кандидат №1 опережает второго кандидата с разностью в 2 балла. Но окончательное слово остается за генеральным директором. По итоговым таблицам видно, что претенденты на работу различаются и как личности – кандидат №1, например, более открытый, энергичный и стремящийся к повышению социального статуса. А вот кандидат №2 возможно замкнутый, зато более внимательный к другим людям и имеет довольно высокий уровень интеллектуальной эффективности.  

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделав курсовую работу можно сделать следующие выводы. Можно выделить основные требования к менеджеру-инноватору на современном российском рынке. Это человек 30-45 лет, с высшим экономическим, техническим образованием или с образованием, соответствующим профилю работы компании. Также необходимо дополнительное образование в области маркетинга. Для успешного выполнения деятельности менеджеру необходим опыт работы от 3 лет, в том числе на руководящей должности, опыт разработки маркетинговой стратегии компании, опыт аналогичной работы от года. Желателен опыт проведения опросов, маркетинговых исследований, продаж. Менеджер должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, знать иностранный язык. К предполагаемым обязанностям будут относиться изучение конкурентов, организация исследований и анализ рынка, разработка и реализация маркетинговой стратегии, сбор и анализ информации, ведение баз данных, ценообразование, ассортиментная политика, внедрение инноваций и многое другое. Роль менеджера в повышении эффективности инновационной деятельности одна из центральных. В компетенции менеджеров и НИОКР, и стадия внедрения нововведений, и  оценка эффективности результатов. 

Информация о работе Руководитель «нового типа» и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы