Принципы и задачи квалиметрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:34, реферат

Краткое описание

Квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных , предметов и процессов , продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Объект, предмет и структура квалиметрии……………………..5
Принципы и задачи квалиметрии……………………………….6
Заключение ………………………………………………………………9

Список использованной литературы…………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 24.46 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………….3

  1. Объект, предмет и структура квалиметрии……………………..5
  2. Принципы и задачи квалиметрии……………………………….6

Заключение  ………………………………………………………………9

Список  использованной литературы…………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

       Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком  качества продукции.          

         Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

      Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он  с помощью  соответствующих коэффициентов, учитывающих  степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства  кораблей. Сведение этих коэффициентов  в единую систему позволяло количественно  оценить качество рассматриваемых  проектов.

      Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено  насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.

      Квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных , предметов и процессов , продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

      Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся  в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами  зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся  международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии  и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная  с проведения оцениваний качеств.

      Итак, к настоящему времени квалиметрия  представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и  учебную дисциплину, знания, которых  необходимы  практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим  управлением качеством различных  объектов.

        Большой вклад в теорию квалиметрии  и практику ее использования  внесли наши соотечественники, в  частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В. Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Объект, предмет и структура  квалиметрии.
 

      Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

      Объектом  квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

      Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

      Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 –  общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

2 - специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

      Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.

      Качество  объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми.   

2. Принципы и задачи квалиметрии. 

      Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных  методик, относящихся к гносеологии  – теории познания. Квалиметрия  считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

      Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит  в нижеследующем.

      1. Квалиметрия обязана давать практике  хозяйственной деятельности людей  (т.е. экономике) общественно полезные  методы достоверной квалифицированной  и количественной оценки качества  различных объектов исследования.

      В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в  том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.

      2. Приоритет в выборе определяющих  показателей для оценки качества  продукции всегда на стороне  потребителей.

      Дело  в том , что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции « удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.

      3. Следующий принцип можно сформулировать  так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

      Абсолютные  значения отдельных показателей  качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина  знаний обобщенного показателя его  качества и такого е показателя базового, эталонного образца.

      4. Показатель любого обобщения,  кроме самого нижнего (исходного)  уровня, предопределяется соответствующими  показателями предшествующего иерархического  уровня.

      Под самым низким иерархическим уровнем  показателей следует принимать  единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем  качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

      5. При использовании метода комплексной  оценки качества продукции все  разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

      6. При определении комплексного  показателя качества каждый показатель  отдельного свойства должен быть  скорректирован  коэффициентом его  весомости.

      7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

      8. Качество целого объекта обусловлено  качеством его составных частей.

      9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

      10. Обычно оценивается качество  продукции, которая способна выполнять  полезные функции в соответствии  с ее назначением.

      Выше  перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области  науки. Однако они являются основополагающими  при решении общих и частных  вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической  продукции в частности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

         Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.

      По  итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

      Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная  наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных  наук, направленных на решение проблем  управления качеством. Во-вторых, квалиметрия  все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении  качества чего-либо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Стандартизация  и управление качеством продукции/Под ред. В.А.Швандара. – М.:Логос, 2000.
  2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, 1998.
  3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2002.
  4. Мищин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  5. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие по спец. 060801-Экономика и упр.на предрпиятии машиностроения/СПбГИЭА. СПб., 1997.-120 с.
  6. Федюкин В.К. Квалинтология: Учебное пособие. Часть 1. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.
  7. Федюкин В.К.Основы квалиметрии. - М.: Изд-во «ФИЛИНЪ»,2004.
  8. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС»,2002.

Информация о работе Принципы и задачи квалиметрии