Понятие “качество жизнедеятельности”, его компоненты. Подходы к понятию «качество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

С определением понятия «качество жизнедеятельности (жизни)» дело обстоит ещё сложнее. Такое многообразие в определении понятия "качество жизни" обусловлено различиями предметов дисциплин, которыми занимались исследователи (социальной, экономической, экологической, медицинской, физиологической и т.д.).
Качество жизнедеятельности человека является сложным понятием, интегрирующим комплекс качеств всех сторон жизни и деятельности человека в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Для человека качество объектов, с которыми он в той или иной степени взаимодействует, в конечном счете определяет важнейшую обобщенную характеристику - качество жизнедеятельности.

Жизнедеятельность - это особый вид деятельности, направленный на созидание индивидуального жизненного пути и регулируемый динамической системой смысла жизни. Существенными чертами жизнедеятельности, отличающими ее от иных форм и видов деятельности, являются: во-первых, объект жизнедеятельности - индивидуальная жизнь; во-вторых, субъект жизнедеятельности - личность в роли субъекта жизни; в-третьих, целевая функция жизнедеятельности - проектирование и созидание жизненного пути; в-четвертых, динамическая система смысла жизни как ведущая инстанция психической регуляции жизнедеятельности.

С определением понятия «качество жизнедеятельности (жизни)» дело обстоит ещё сложнее. Такое многообразие в определении понятия "качество жизни" обусловлено различиями предметов дисциплин, которыми занимались исследователи (социальной, экономической, экологической, медицинской, физиологической и т.д.).

Качество жизнедеятельности человека является сложным понятием, интегрирующим комплекс качеств всех сторон жизни и деятельности человека в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ « КАЧЕСТВО  ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Качество жизнедеятельности - это субъективно-объективная характеристика, раскрываемая через степень удовлетворения постоянно меняющихся инпотребностей и аутпотребностей человека.

С одной стороны, качество жизнедеятельности нельзя рассматривать без учета субъективных факторов, так как образ мышления, запросы, вкусы, интересы человека весьма индивидуальны, с другой стороны, качество жизнедеятельности определяют объективно существующие компоненты, например качество окружающей человека среды, предлагаемых ему услуг и товаров, системы образования и т.д.

Потребности человека также актуальны. Инпотребности, связанные с объектами, которые он потребляет или использует, включают такие жизненно важные компоненты, как качество созданной государством и частными организациями системы обучения, самообучения и интеллектуального развития личности.

Качество обучения в школах, средних учебных заведениях, вузах, системе повышения квалификации, аспирантурах и т.д. во многом определяет качество жизнедеятельности человека.

Качество объектов труда - продуктов, включающее в себя качество приобретаемой человеком продукции и предоставляемых ему услуг, представляет собой, хотя и важный, но только один из многих компонентов данной системы.

Аутпотребности (условно-исходящие потребности) человека включают в себя два основных компонента, без которых не может быть полной характеристики качества жизнедеятельности человека.

Большое значение для подавляющего большинства людей имеет качество их трудовой деятельности. Оно связано со степенью удовлетворения своим трудом. Это определяется как степенью самовыражения человека в процессе трудовой деятельности, так и степенью полезности производимого им труда.

Разумеется, структура компонентов качества жизнедеятельности будет неполной без учета качества отдыха человека. Он может быть производительным, когда, например, человек занимается видами деятельности, связанными с его хобби: коллекционирует марки и монеты, выращивает для своего удовольствия цветы и т.п. Развлекательный и условно-пассивный отдых также важны для человека и определяет качество его жизнедеятельности.

Рассматривая приведенную систему компонентов, можно заметить, что они в значительной степени взаимосвязаны. Так, качество учебников, оргтехники и компьютеров влияет на качество обучения, качество внешней среды на качество охраны здоровья и т.д. Это определяет трудности оценки рассмотренных компонентов качества жизнедеятельности.

Следует также обратить внимание на то, что качество жизнедеятельности является не только индивидуальной характеристикой, но и обобщенной, т.е. применимой как к отдельным людям, сообществам людей, гражданам государств, так и в глобальном масштабе.

По существу о прогрессивных изменениях в стране, на земном шаре более объективно можно судить не по динамике отдельных компонентов качества жизнедеятельности (улучшение качества продуктов, качества коммуникаций и т.д.), а учитывая динамику всего комплекса взаимно влияющих характеристик, т.е. по динамике системы всех компонентов качества жизнедеятельности.

Рассматривая широкий диапазон характеристик качества, необходимо особо остановиться на так называемом функциональном качестве. Дело в том, что для обеспечения конкурентоспособности необходимо не только создать сам продукт нужного потребителю качества, но и реализовать высокое качество системы того, как фирма предлагает клиенту свой продукт - системы поддержки продукции. Качество, обеспечиваемое данной системой, и называют функциональным качеством.

Предоставление услуг часто противопоставляют производству продукции. На самом деле это не так.

В целом, рассматривая качество как социально-экономическую категорию, можно отметить следующие его аспекты:

1. Национальный аспект. Он  связан с определенными национальными  чертами, влияющими на стандарты  требований, предъявляемых к качеству компонентов инпотребностей и аутпотребностей. С другой стороны, национальный аспект качества проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества.

2.Политический аспект. Поскольку качество определяет конкурентоспособность фирм, а в конечном счете и стран, он, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д., а следовательно, и на политическую ситуацию внутри страны, а также на международный политический статус государств. В то же время и политическая ориентация страны влияет на национальную систему планирования и распределения продукции и услуг. Система централизованного планирования, доминирующая при социалистической ориентации страны, и система локального планирования при преобладании частной собственности на средства производства влияет на мотивы улучшения и обеспечения качества и соответствующие рычаги управления качеством.

3.Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов - взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создаст мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создадут лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.

4.Социальный аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество, как компонент инпотребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособные высококачественные продукты труда и высоким среднестатистическим социальным уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда — это творения высокой культуры.

5.Экономический аспект. Качество от начала и до конца напрямую связано с экономикой. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться прежде всего как экономическая категория. На протяжении изучения данной дисциплины мы постоянно будем подтверждать эту истину.

6.Моральный аспект. Достаточно вспомнить такие компоненты качества жизнедеятельности, как качество познания и развития личности, качество продуктов труда, уровень самовыражения в трудовой деятельности, степень полезности труда, чтобы сделать вывод о наличии морального аспекта качества.

7.Экологический аспект. По мере повсеместного ухудшения экологической обстановки стратегия управления качеством, основанная на попытке удовлетворить краткосрочные потребности клиентов за счет их долгосрочных интересов и благосостояния, с течением времени все в большей степени утрачивает свои позиции. Покупатели становятся все более требовательными, они ищут товары и услуги, безопасные для жизни и здоровья, адаптированные к их долгосрочным запросам, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер по экологической защите потребителей.

В обществе появляются новые потребности, обусловливающие необходимость в экологически чистых продуктах. Только ориентация на высокое качество процессов, материалов, сырья, комплектующих изделий и готовой продукции позволяет в наибольшей степени удовлетворять требованиям экологической безопасности. Понятия «высококачественный продукт» и «экологически чистый продукт» потребителями во всех странах отождествляются.

Поэтому ответственные за качество менеджеры в большей степени, чем другие руководители, сталкиваются в своей профессиональной деятельности с экологическими проблемами.

Рассмотренные аспекты качества показывают, насколько важно решать проблемы управления качеством. В то же время многоаспектность категории качества определяет сложность и неоднозначность ее философской трактовки. В процессе эволюции качества объективно сложились два альтернативных подхода - две идеологии раскрытия понятия «качество».           

Первый подход раскрывает качество с позиции «вещь в себе», т.е. качество определяется конструктивными внутренними отличиями объекта.

На фирмах, ориентированных на данный подход, применяют при оценке качества объектов понятия «низшее качество» и «высшее качество». Основное направление прогресса на подобных предприятиях связано, в первую очередь, с экономией материальных средств. Стоимость продукта здесь отождествляется со стоимостью труда.

Второй подход раскрывает качество с позиции «вещь для нас», т.е. качество определяется внешним проявлением внутренних отличий. Тут на фирмах применяют понятие «нужное качество», отражающее взгляд на качество объектов, создаваемых фирмой, клиентов — потребителей данного качества.

Прогресс на таких предприятиях направлен на лучшее удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей. Стоимость продукта отождествляется с потребительной стоимостью, т.е. с его полезностью для потребителя.

Следовательно, можно сделать вывод, что при этом подходе цена рассматривается как мера, определяющая уравновешенность между спросом и предложением. Цена здесь в основном объективный показатель, т.е. основа ценообразования объективна, и прогнозы цен строятся на базе изучения рыночной конъюнктуры.

Субъективная сторона ценообразования на таких фирмах связана с их целями и стратегией маркетинга. Таким образом, альтернативные подходы к качеству по существу определяются теми концепциями, на которых основывается производственно-коммерческая деятельность предприятия. При сбытовой концепции — это подход с позиции «вещь в себе», а при маркетинговой — «вещь для нас».

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ  КАЧЕСТВА

Качество – понятие многоплановое. Существует большое разнообразие определений понятия «качество», а также его восприятий. Например, субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т. д.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять определенные и планируемые потребности.

Подход к понятию качества может быть разным:

Подход потребителя - качество товаров определяет потребитель. Высококачественными считаются продукция или услуги, которые в большей удовлетворяют интересы и запросы потребителя. Данный подход определяется как «пригодность к использованию».

Подход производителя – определяется как «соответствие требованиям». Технология определяет характеристики продукции, и чем больше производственный процесс может обеспечить соответствие предъявляемым требованиям, тем выше качество продукции. Этот подход предложил Кросби. Он отстаивал позицию «нуль дефектов» - желаемая и достижимая цель. Признавая, что соверщенствование качества путем повышения уровня контроля приведет к росту себестоимости, он настаивал, что путь достижения нуль дефектов – совершенствование методов предупреждения. Им предложены четыре постулата:

    • качество означает соответствие требованиям; требования должны быть точно определены, и каждый должен знать, что ожидается от него;
    • качество следует из предупреждения; предупреждение - результат обучения, дисциплины, личного примера и лидерства;
    • стандарт качества – нуль дефектов, ошибки не допускаются;
    • мера качества – цена несоответствия.

Информация о работе Понятие “качество жизнедеятельности”, его компоненты. Подходы к понятию «качество»