Основные инструменты контроля качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Годами упорного труда специалисты выделяли из мирового опыта по крупицам такие приемы и подходы, которые можно понять и эффективно использовать без специальной подготовки, причем делалось это так, чтобы обеспечить реальные достижения при решении подавляющего большинства проблем, возникающих в реальном производстве.

В итоге была выработана система практических методов, рассчитанных на массовое применение. Это так называемые семь простых методов (инструментов), которые и будут рассмотрены в данном реферате.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Метод "Семь простых инструментов качества" . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Основные инструменты контроля качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2.1 Контрольные листки . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.2 Гистограммы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .5

2.3 Анализ Парето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.4 Стратификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 7

2.5 Контрольные карты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 8

2.6 Диаграммы разброса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .9

2.7 Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы). .. . . . . . . . . . . . . 10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

упр качеством реее.docx

— 162.98 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

Институт менеджмента  и внешнеэкономической деятельности

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

РЕферат

по дисциплине «Управление качеством»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель       студент группы 3-ВД-44

К.С. Голубева

 

 

 

Руководитель       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

1. Метод "Семь простых  инструментов качества" . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

2. Основные инструменты  контроля качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

 

2.1 Контрольные листки . . . . .  . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

2.2 Гистограммы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .5

 

2.3 Анализ Парето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   . . . . . . . . . . . . . . . . 6

 

2.4 Стратификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 7

 

2.5 Контрольные карты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .  . . . . 8

 

2.6 Диаграммы разброса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .9

 

2.7 Причинно-следственная  диаграмма (диаграмма Исикавы). .. . . . . . . . . . .  . . 10

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

 

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире чрезвычайно  важное значение приобретает проблема качества продукции. От ее успешного решения в значительной степени зависит благополучие любой фирмы, любого поставщика. Продукция более высокого качества существенно повышает шансы поставщика в конкурентной борьбе за рынки сбыта и, самое важное, лучше удовлетворяет потребности потребителей. Качество продукции - это важнейший показатель конкурентоспособности предприятия.

 

Качество продукции закладывается  в процессе научных исследований, конструкторских и технологических  разработок, обеспечивается хорошей  организацией производства и, наконец, оно поддерживается в процессе эксплуатации или потребления. На всех этих этапах важно осуществлять своевременный  контроль и получать достоверную  оценку качества продукции.

 

Для уменьшения затрат и  достижения уровня качества, удовлетворяющего потребителя нужны методы, направленные не на устранение дефектов (несоответствий) готовой продукции, а на предупреждение причин их появления в процессе производства.

 

Годами упорного труда  специалисты выделяли из мирового опыта  по крупицам такие приемы и подходы, которые можно понять и эффективно использовать без специальной подготовки, причем делалось это так, чтобы обеспечить реальные достижения при решении  подавляющего большинства проблем, возникающих в реальном производстве.

 

В итоге была выработана система практических методов, рассчитанных на массовое применение. Это так  называемые семь простых методов (инструментов), которые и будут рассмотрены  в данном реферате.

 

1. Метод "Семь  основных инструментов контроля  качества”

 

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации или предприятия.

 

Один из базовых принципов  управления качеством состоит в  принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом  моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами  математической статистики. Однако, современные  статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического  использования без углубленной  математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании  наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют  связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.

 

Цель метода “Семь основных инструментов контроля качества” заключается  в выявлении проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

 

Суть метода - контроль качества (сравнение запланированного показателя качества с действительным его значением) - это одна из основных функций в  процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов - важнейший  этап этого процесса.

 

2. Основные инструменты  контроля качества

 

Из множества статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны  и могут легко применяться  специалистами различного профиля. Они позволяют вовремя выявить  и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно  начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

 

К наиболее простым в использовании  статистическим инструментам относятся:

1)   контрольные листки;

 

2)   гистограммы;

 

3)   диаграмма Парето;

 

4)   расслаивание (стратификация);

 

5)   контрольные карты  (Шухарта);

 

6)   диаграмма разброса;

 

7)   причинно-следственная  диаграмма Исикавы.

 

Последовательность применения семи методов может быть различной  в зависимости от цели, которая  поставлена перед системой. Точно  так же применяемая система не обязательно должна включать все  семь методов. Однако можно с полной уверенностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются необходимыми и достаточными статистическими  методами, применение которых, помогает решить 95% всех проблем, возникающих  на производстве.

 

2.1.Контрольный  листок

Контрольный листок (или  лист) — инструмент для сбора  данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования  собранной информации.

 

Вне зависимости от вида статистических инструментов, применяемых  для решения задачи, стоящей перед  компанией, первое, что необходимо сделать  — сбор исходных данных, на основе которых  применяют тот или иной инструмент. Известно, что количество людей, занимающихся обработкой данных, оказывает прямое влияние на достоверность этих данных. Для исключения возможностей возникновения  ошибок в обработке данных применяют  контрольный листок.

 

Контрольный листок — бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, соответственно которым можно заносить данные с  помощью пометок или простых  символов. Назначение использования  контрольных листков — облегчение процесса сбора данных и автоматическое упорядочение данных для их дальнейшего  использования. Вне зависимости  от количества целей, стоящих перед  компанией, можно создать контрольный  лист для каждой из них.

 

При составлении контрольных  листков необходимо предусматривать, что в листе должно быть указано, кто, на каком этапе процесса и  в течение какого времени собирал  данные, а также, чтобы форма листка была простой и понятной без дополнительных пояснений. Важно и то, чтобы все  данные добросовестно фиксировались  с тем, чтобы собранная информация могла быть использована для анализа  процесса.

 

Рис.1 Пример контрольного листка

 

Кроме того, в любом контрольном  листке обязательно должна быть адресная часть, в которой указывается  его название, измеряемый параметр, название и номер детали, цех, участок, станок, смена, оператор, обрабатываемый материал, режимы обработки и другие данные, представляющие интерес для  анализа путей повышения качества изделия или производительности труда. Ставится дата заполнения, листок подписывается лицом, его непосредственно  заполнявшим, а в случаях, если на нем приводятся результаты расчетов — лицом, выполнявшим эти расчеты.

 

2.2. Гистограммы

 

Гистограммы – один из вариантов  столбчатой диаграммы, отображающий зависимость  частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

 

Гистограмма строится следующим  образом:

 

  1. Определяем наибольшее значение показателя качества. 
  2. Определяем наименьшее значение показателя качества. 
  3. Определяем диапазон гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением. 
  4. Определяем число интервалов гистограммы. Часто можно пользоваться приближенной формулой: 
    (число интервалов) = Ц (число значений показателей качества) Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7. 
  5. Определяем длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов). 
  6. Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы. 
  7. Подсчитываем число попаданий результатов в каждый интервал. 
  8. Определяем частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества) 
  9. Строим столбчатую диаграмму (рис.2)

Рис.2 Пример гисторгаммы

 

2.3. Анализ Парето

 

Анализ Парето получил  свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

 

Правило Парето - “универсальный”  принцип, который применим во множестве  ситуаций, и без сомнения - в решении  проблем качества. Джозеф Джуран отметил “универсальное” применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

 

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето (рис. 3), на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат – в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

 

На диаграмме отчетливо  видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые  вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия  должны быть направлены на решение  проблем именно этих проблем.

Рис. 3 Диаграмма Парето

 

2.4. Стратификация

 

В основном, стратификация - процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

 

Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

 

Стратификация - основа для  других инструментов, таких как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.

 

На рисунке приведен пример анализа источника возникновения  дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории – по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных данных наглядно видно, что наибольший вклад в  наличие дефектов вносит в данном случае «поставщик 1».

Информация о работе Основные инструменты контроля качества