Организация обеспечения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 05:07, контрольная работа

Краткое описание

Повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Содержание

Введение. 3
Понятие качества изделия, основные показатели качества. 4
Виды контроля качества. 6
Основы организации контроля качества продукции. 11
Новая стратегия в управлении качеством. 13
Стандартизация продукции. 15
Заключение. 18
Список используемой литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Орг..docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение.                                                                                                         3

Понятие качества изделия, основные показатели качества.                    4

Виды контроля качества.                                                                              6

Основы организации  контроля качества продукции.                      11

Новая стратегия в управлении качеством.                                                 13

Стандартизация продукции.                                                                        15

Заключение.                                                                                                  18

Список используемой литературы.                                                            20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Одним из важнейших  факторов роста эффективности  производства является улучшение  качества выпускаемой продукции.  Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие  её конкурентоспособности на  внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж  страны и является решающим  фактором увеличения её национального  богатства.

     В промышленно развитых  странах во многих фирмах и  компаниях функционируют системы  качества, успешно обеспечивающие  высокое качество и конкурентоспособность  выпускаемой продукции. В большей  части эти системы аналогичны  отечественным комплексным системам  управления качеством продукции  (КС УКП), но в отличие от  них они значительно эффективнее.

   Состав и сущность систем  качества регламентируется рядом  международных стандартов по  управлению качеством продукции.  Для потребителей наличие таких  систем у изготовителей продукции  является гарантией того, что  им будет поставлена продукция  требуемого качества в полном  соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель  при заключении контрактов требует  проверки имеющейся у изготовителя  системы обеспечения качества  на соответствие её требованиям  международных стандартов. Таким  образом, российским предприятиям  без подобного рода систем  обеспечения качества продукции  не обойтись.

     Повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению  эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

 

 

 

 

 

Понятие качества изделия, основные показатели качества.

      В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 "качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".

     Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.

    Показатели качества делятся:

- на функциональные; 
- ресурсосберегающие; 
- природоохранные.

   К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:

- технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие  и т.д.); 
- надежность (долговечность); 
- эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований); 
- эстетичность.

   К ресурсосберегающим показателям относятся:

- технологические (ресурсоемкость  при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость); 
- ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).

   Природоохранные — включают показатели экологичности и безопасности.

    Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).

   Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.

    При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества. Относительный показатель вычисляется по формуле

,

Где K— относительный показатель качества; 
 — значение единичного показателя качества оцениваемой продукции; 
 — значение единичного базового показателя качества.

   При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

,

где K— комплексный показатель качества продукции; 
n — число учитываемых показателей; 
b — коэффициент весомости i-го показателя качества; 
k— относительный i-й показатель качества.

Для определения номенклатуры показателей  качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные  методы      

                         

Рис. 1. Алгоритм расчета комплексного показателя качества

                                    Виды контроля качества.

  Организационные формы и виды процессов технического контроля качества продукции весьма разнообразны. Поэтому целесообразно их деление на группы по классификационным признакам. Выделяют следующие виды контрольных операций: 
 
— По стадиям жизненного цикла изделия: 

  1. контроль проектирования новых изделий;
  2. контроль производства и реализации продукции;
  3. контроль эксплуатации или потребления.

 
— По объектам контроля: 

  1. контроль предметов труда;
  2. контроль средств производства;
  3. контроль технологии;
  4. контроль труда исполнителей;
  5. контроль условий труда.

 
— По стадиям производственного процесса: 

  1. входной контроль, предназначенный для проверки качества 
    материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений до начала производства;
  2. промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологического процесса (пооперационный);
  3. окончательный приемочный контроль, проводимый над заготовками, деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями;
  4. контроль транспортировки и хранения продукции.

 
— По степени охвата продукции: 
 
1. сплошной контроль, выполняемый при 100%-ном охвате предъявляемой продукции. Он применяется в следующих случаях: 
 
а) при ненадежности качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц; 
 
б) когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивают однородности изготовляемых объектов; 
 
в) при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости; 
 
г) после операций, имеющих решающее значение для качества последующей обработки или сборки; 
 
д) после операций с возможным высоким размером брака; 
 
е) при испытании готовых изделий ответственного назначения; 
 
2. выборочный контроль, осуществляемый не над всей массой продукции, а только над выборкой. Обычно он используется в следующих случаях: 
 
а) при большом числе одинаковых деталей; 
 
б) при высокой степени устойчивости технологического процесса; 
 
в) после второстепенных операций. 
 
— ^ По месту выполнения: 
 
• стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях: 
 
а) при необходимости проверки большого числа одинаковых 
объектов производства, которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура); 
 
б) при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса; 
 
• скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как правило, в следующих случаях: 
 
а) при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки; 
 
б) при изготовлении малого числа одинаковых изделий; 
 
в) при возможности применения простых контрольно-измерительных инструментов либо приборов. 
 
— По времени выполнения: 

  • непрерывный;
  • периодический.

 
— По организационным формам выявления и предупреждения брака: 

  1. летучий контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных, за ним рабочих мест;
  2. кольцевой контроль, заключающийся в том, что за контролером закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он обходит «по кольцу» периодически в соответствии с часовым графиком, причем продукция проходит контроль на месте ее изготовления;
  3. статистический контроль, являющийся формой периодического выборочного контроля, основанный на математической статистике и позволяющий обнаружить и ликвидировать отклонение от нормального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку;
  4. текущий предупредительный контроль, выполняемый с целью предупреждения брака в начале и в процессе обработки. Он включает:

 
а) проверку первых экземпляров изделий; 
 
б) контроль соблюдения технологических режимов; 
 
в) проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др. 
 
— По влиянию на возможность последующего использования продукции: 

  • разрушающий контроль;
  • неразрушающий контроль.

 
— По степени механизации и автоматизации: 

  • ручной контроль;
  • механизированный контроль;
  • автоматизированный (автоматизированные системы управления качеством) контроль;
  • автоматический контроль;
  • активный и пассивный контроль продукции.

 
— По исполнителям: 

  • самоконтроль;
  • контроль мастеров;
  • контроль ОТК;
  • инспекционный контроль;
  • одноступенчатый контроль (контроль исполнителя и приемка ОТК);
  • многоступенчатый контроль (контроль исполнителя и операционный, а также специальный и приемочный).

 
— По используемым средствам: 

  • измерительный контроль, применяемый для оценки значений контролируемых параметров изделия: по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные, стрелочные и др.) и по допустимому диапазону значений параметров (применяются шаблоны, калибры и т.п.);
  • регистрационный контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных признаков, событий, изделий);
  • органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств без определения численных значений контролируемого объекта;
  • визуальный контроль — вариант органолептического, при котором контроль осуществляется только органами зрения;
  •  
    контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого изделия с признаками контрольного образца (эталона);
  •  
    технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости — с привлечением простейших средств контроля.

 
Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают: 

  • визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
  • измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;
  • лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
  • механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
  • рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
  • технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
  • контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;
  • контроль соблюдения технологической дисциплины;
  • изучение качества продукции в сфере потребления;
  • электрофизические методы измерения параметров изделия;
  • методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков (вторичная ионная масс-спектроскопия, электронная Оже-спектроскопия, электронно-зондовый рентгеновский микроанализ и др.).

Информация о работе Организация обеспечения качества продукции