Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении основных понятий и видов должностных преступлений, выработке на основе изученного материала предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности должностных лиц.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
рассмотреть становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом;
определить понятие должностных преступлений, и их классификацию;
исследовать объективные и субъективные признаки составов должностных преступлений;
рассмотреть вопросы квалификации преступлений, совершенных должностными лицами;
проанализировать соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем законодательстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………………………..7
1.1. Становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом……………………………………………..7
1.2. Понятие должностных преступлений, их классификация……………….17
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………....31
2.1. Объект и объективные признаки составов должностных преступлений..31
2.2. Субъект и субъективные признаки составов должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ………………………………………………...36
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………………43
3.1 Вопросы квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами путем превышения полномочий………………………………………49
3.2 Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………83

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 6 Понятие должностных лиц должностных преступлений.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Родовой объект группы преступлений, предусмотренных настоящей главой, в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.

Предусмотренные гл. 30 УК преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной  службы, на интересы государственной  службы и на деятельность органов  местного самоуправления, что составляет видовой объект этой группы посягательств.

Непосредственным объектом данной группы преступлений, если исходить из того, что в заголовок главы внесены составные части (компоненты) видового объекта, логично считать нормальную деятельность органов государственной власти или управления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления37.

Объективная сторона должностных  преступлений состоит в  посягательстве на нормальную деятельность органов власти, управления  или местного  самоуправления  путём действия, некоторые преступления  также и путём бездействия (халатность, злоупотребление должностными полномочиями). Должностные  преступления с материальными  составами (ст. 285, 286, 288, 293 УК) имеют  обязательные признаки  объективной стороны – общественно опасные  последствия (это может быть не только материальный ущерб, но и иной вред: нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе) и причинно – следственная связь между деянием и последствиями. А преступления с формальными составами ограничиваются только преступным деянием38.

Расследование уголовного дела окончено в связи с вынесением обвинительного заключения и направления материала  в суд39.

У объективной стороны этой группы преступлений есть два специфических признака:

1. Они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению. Этот признак по существу вытекающий из УК (ст.285- 289; 292; 293), разделяется всеми криминалистами, занимающимися проблемами ответственности за должностные преступления. При раскрытии этого признака почти все авторы  сходятся на том, что сущность его состоит в совершении лицом таких действий (или в таком бездействии), которое оно могло совершить единственно благодаря служебному положению, т.е. вследствие того, что занимает определённую должность в системе государственных органов и т.п. и её осуществление связано с такими полномочиями по службе, наличие которых только и делает возможным преступное посягательство на нормальное функционирование органов власти и исполнения. Например: Преподаватель автошколы взимал с каждого слушателя по некоторой сумме за то, что перед экзаменом заранее знакомил их с вопросами экзаменационных билетов – если бы он не занимал эту должность, то у него не было бы возможности совершать эти преступные действия. Спорным в уголовно – правовой науке является важный вопрос о том, совершаются ли деяния при  должностных преступлениях в пределах служебной компетенции, т.е. непосредственно по службе (I точка зрения), либо возможно наличие должностного преступления и в тех случаях, когда виновный лишь использует своё служебное положение в широком смысле слова, не совершая при этом непосредственно действий по службе (II точка зрения).

Сторонники первой точки зрения, оспаривая возможность совершения должностного  преступления  вне  сферы  служебных  обязанностей  виновного  полагают,  что  должностное  преступление  может  быть  совершено  лишь  тогда,  когда  лицо  выполняет  такие  действия,  которые  находятся  в  рамках  его  служебной  деятельности,  непосредственно  вытекают  из  его  полномочий,  прав  и  обязанностей.

Сторонники  второй  точки  зрения  допускают  в  отдельных  случаях  совершение  должностного  преступления  и  не  в  связи  с  выполнением  обязанностей  по  службе,  но  с  использованием  своего  должностного  положения. Следовательно,  состав  получения  взятки  будет   иметься  и  тогда,  когда  лицо  получает  её  за  воздействие  в  интересах  взяткодателя  на  другое  должностное  лицо. В  принципе  эта  точка  зрения  представляется  более правильной.

Однако  данный  вопрос  нельзя  решать  однозначно. Действительно,  по  общему  правилу,  должностные  преступления  возможны  только  тогда,  когда  речь  идет  о  совершении  деяния  в  сфере  служебной  деятельности  должностного  лица  и  формально  в  пределах  тех  полномочий,  которые  на  него  возложены. При  этом  необходимо  учитывать  вид  должностного  преступления. Некоторые  из  этих  преступлений (такие  как должностной  подлог  и  халатность)  требуют  совершения  действий  или  бездействия  только  в  сфере  служебной  деятельности  и  только  таких,  которые  охватываются  полномочиями  лица  либо  непосредственно  вытекают  из  них. Другие  же  преступления (например: получение  взятки  и  злоупотребление  служебным  положением)  чаще  всего  также  предполагают  совершение  действия  в  пределах  полномочий  по  службе  виновных  лиц,  но  могут  быть  совершены  и  вне  их. В  последнем  случае  виновный  использует своё  служебное  положение  в  широком  смысле, свой  служебный  авторитет,  служебные  связи  и  возможности,  существующие  благодаря  занимаемому должностному  положению,  чтобы  оказать  влияние  на  других  лиц.  

2. Эти преступные  деяния  совершаются   вопреки (во вред)  интересам  службы. Этот  признак,  понимаемый  как  совершение  действия  или  бездействия,  которые  препятствуют  нормальному  функционированию  тех  или  иных  звеньев  государственной и исполнительной  власти,  осуществляются  не  основе  и не  во  исполнение  законов  и  других  нормативных  актов,  не  вызывает  особых  разногласий  в  работах  о  должностных  преступлениях. Деяние  признаётся  совершённым  вопреки  интересам  службы  во  всех  тех  случаях,  когда  оно  объективно  противоречит  как  общим  задачам  и  требованиям,  предъявляемым  к  государственным  органам  в  целом, так  и задачам, которые  выполняют  отдельные звенья государственного  органа. В связи  с  тем,  что деяние  будет  совершено  вопреки  интересам  службы  и  тогда,  когда  оно  нарушает  установленные  принципы  и  методы  работы  органов  государственной  службы  и  органов  местного  самоуправления.  Этот  признак  сохраняется  и  в  случаях  совершения  должностным  лицом  таких  действий,  которые  продиктованы  ложно  понимаемыми  им  интересами  ведомства  или  организации. В  подобных  случаях  у  лица   может  не  только  отсутствовать  стремление  причинить  вред  нормальной  работе  того  или  иного  звена,  но  даже  иметься  ошибочное  представление  о  полезности  этих  действий  для  организации,  где  он  работает.  Однако  такое  ложное  представление  лица,  руководствующегося  узковедомственными  интересами,  не  лишает  совершаемых  им  действий  общественной  опасности  и  не  устраняет  их  оценки  как  противоречащих  интересам  службы. Вместе  с  тем,  при  оценке  этого  признака     объективной  стороны  должностного  преступления  следует  иметь  ввиду,  что  действия  должностного  лица  по  службе,  вызванные подлинной служебной либо  производственной  необходимостью  не  могут быть  при определённых  условиях  расценены как совершаемые вопреки интересам службы,  хотя  им  при этом  был причинён  определённый  ущерб. Новый УК в число обстоятельств,  исключающих преступность  деяния  ввел  обоснованный  риск (ст.41УК), а вынужденное нарушение положений и инструкций  для предотвращения  более серьёзного  вреда должно  оцениваться как крайняя необходимость (ст. 39 УК), при условии, что будут соблюдены условия правомерности применения крайней необходимости и обоснованного риска.

Описание  объективной  стороны  должностных  преступлений  будет  неполным, если  не  остановиться  на  таком  её  признаке,  который  состоит в наступлении   общественно опасных последствий вследствие  действия (бездействия) должностных лиц. Для преступлений с материальным  составом  наличие оконченного состава преступления  требует фактического  причинения  существенного вреда  государственным  или  общественным  интересам  граждан. Признак  этот  относится  к  числу  оценочных.  Таким образом,  признание  ущерба  существенным  зависит  от  конкретных  обстоятельств  уголовного  дела. Существенный  ущерб  может  выражаться,  кроме имущественной формы, также в серьёзном нарушении нормальной  работы  звена государственных органов или отдельной организации (перерыв или приостановление производственных  процессов, невыполнение  организацией обязательств  по договорам и т.п.). В  ряде  случаев  практика  обоснованно  признаёт  существенным  вредом  такое  нарушение  работы  организации,  которое  хотя  и  не  выразилось  в  указанных серьёзных  последствиях,  однако  было  многократным  или  систематическим.  Нарушение  законных  прав  и  интересов  граждан  рассматривается  судебной  практикой  как  форма  существенного  вреда  обычно  в  тех  случаях, когда  речь  идёт об  ущемлении  прежде  всего  основных  конституционных  прав  граждан (право  на  труд,  отдых, образование, имущественных  прав).  Следует  отметить и  такую  форму  проявления  существенного  вреда,  как  совершение  вследствие  должностного  злоупотребления  или  халатности  иных  преступлений  самим  виновным  или другими  лицами. Признание  вреда существенным  в таких  случаях  вполне обосновано40.

          По конструкции объективной стороны  эти преступления можно подразделить  на две группы:

- с материальным  составом – ст. 285, ч. 1 и 2 ст. 286, ст. 288, 293 УК;

- с формальным  составом – ч. 3 ст. 286, ст.287, 289, 290, 291, 292 УК.

          В материальных составах к  последствиям, с которыми деяние  находится в причинной связи,  законодатель относит существенное  нарушение прав и законных  интересов граждан и организаций  либо охраняемых законом интересов общества и государства.

          Большинство преступлений может  быть совершено только путем  действия и лишь деяния, предусмотренные  ст.ст. 285, 287, 293 УК, могут совершаться  путем действия или бездействия.

Обязательным  признаком  материальных  составов  должностных  преступлений  является  также  причинная  связь  между   поведением  должностного  лица  по  службе  и  наступившими  последствиями. Важно  в  этой  причинной  связи  установление  того,  что  деяние  виновного  совершённое  в силу  служебного  положения  либо  вопреки  интересам  службы:

а) предшествовало  по  времени  наступлению  одного  из  конкретных  последствий;

б) явилось  главной  и  в то  же  время       непосредственной  причиной  их  наступления;

в) с  необходимостью  причинило  данные  последствия.

Таким  образом,  для  признания  этих  видов  должностных  преступлений  оконченными  требуется  установить,  что  указанные  в  законе  последствия  фактически  наступили  и  что  они  явились  следствием  именно  деяния  данного  лица  по  службе. Наступление общественно  опасных последствий,  предусмотренных в ст. ст. 285, 286, 288, 293 УК,  при отсутствии  или недоказанности  причинной связи между ними  и деянием лица,  связанным с его должностным положением  исключает наличие состава такого  вида  преступлений.

 

2.2.  Субъект и  субъективные  признаки составов должностных  преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ

 

В современном уголовном праве  России субъектом преступления признается лицо, совершившее запрещенное уголовным  законом общественно опасное  деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность

Физическое лицо, совершившее преступление, способно нести за содеянное уголовную  ответственность, если обладает следующими признаками: вменяемость, достижение установленного уголовным законом возраста.

Вместе с тем в ряде случаев  в Особенной части УК РФ предусматривается  ответственность лиц, обладающих кроме  общих еще и специальными признаками, характеризующими субъекта соответствующего преступления41.

Наряду с существованием в уголовном праве общего понятия «субъект преступления» существует понятие «специальный субъект преступления», обладающий дополнительными свойствами, присущими определенной категории лиц, совершивших общественно опасное деяние.

Уяснение понятия «специального  субъекта преступления» имеет важное как теоретическое, так и практическое значение в деятельности правоохранительных органов. Так, при квалификации преступлений против государственной власти, преступлений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, преступлений, направленных против военной службы и других, существенно установление, или выявление, в первую очередь специальных признаков субъектов, совершивших эти преступления.

Важным и дискуссионным остается как в теории, так и на практике вопрос, связанный с установлением уголовной ответственности в отношении лица, совершившего должностное преступление. В данном случае речь идет, как правило, о специальном субъекте преступления, наделенном должностными признаками по отношению к общему субъекту.

Понятие «должностное лицо» прочно закрепилось в уголовном праве  России, оперируют им и другие отрасли  права. До настоящего времени многие вопросы, касающиеся этого понятия, не получили единообразного решения. Достаточно сказать, что не выработано единого  межотраслевого определения должностного лица.

Особо следует отметить, что в  УК РФ имеется много норм, в которых  специальным субъектом преступления является должностное лицо.

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.42

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Выполняющим управленческие функции  в коммерческой или иной организации  признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).

В соответствии с примечанием к  ст. 285 УК РФ субъектами преступлений, предусмотренных  главой 30, могут быть следующие категории  правонарушителей:

1) должностные лица;

2) должностные лица, занимающие государственные должности Российской Федерации;

3) должностные лица, занимающие  государственные должности субъектов Российской Федерации;

4) государственные служащие и  служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые несут ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями главы 30 УК РФ.

При этом специальными субъектами в  соответствии с анализируемым законом  признаются должностные лица, которые  постоянно или временно, а также по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо лица, выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления или государственных и муниципальных учреждениях и, наконец, в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Информация о работе Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве