Совершенствования работы с экологической преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы экологической преступности 7
1.1 Понятие экологической преступности 7
1.2 Экологические системы, подлежащие правовой охране 9
1.3 Управление и экологический контроль 11
2 Криминологическая характеристика экологической преступности 14
2.1 Состав экологического преступления 14
2.2 Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве 30
2.3 Особенности детерминации и причинности 30
3 Мероприятия по усовершенствования работы с экологической 35 преступностью
3.1 Основные направления 35
3.2 Законодательная база по борьбе с экологической преступностью 40
Заключение 42
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая предупреждение экологической престуности.rtf

— 400.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение         3

1 Теоретические основы экологической преступности   7

1.1 Понятие экологической преступности    7

1.2 Экологические системы, подлежащие правовой охране            9

1.3 Управление и экологический контроль             11

2 Криминологическая характеристика экологической преступности     14

2.1 Состав экологического преступления           14

2.2 Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве               30

2.3 Особенности детерминации и причинности          30

3 Мероприятия по усовершенствования работы с экологической         35  преступностью

3.1 Основные направления                                                                           35

3.2 Законодательная база по борьбе с экологической преступностью    40

Заключение                42

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.

Актуальность данной работы. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем - жителям необъятной и богатой ресурсами России - пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон РФ 1997 г. "Об охране окружающей природной среды» отводят регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

Более 24 тысяч предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями вод и воздуха. С позиции действующего законодательства, их деятельность преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности (в том числе на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду) перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.

В последние годы мы столкнулись с появлением новых, притом опаснейших видов противоправного поведения по отношению к окружающей среде. Это захоронение на территории России сотен тонн радиактивных, токсичных, опасных медицинских отходов, ввозимых тайком из других государств. Также поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер предосторожности.

Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы объясняют трудностями экономического положения. Производители не только экономят на природе и нарастающими темпами потребляют природные ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии.

В связи со сказанным, предупреждение экологической преступности приобретает самое острое значение. Эффективность же организации борьбы с данным видом преступности возможна только при наличии полного и ясного представления о самом криминологическом явлении экологической преступности и причинах, ее порождающих.

Задачами данной работы  послужили исследование  предмета предупреждения экологической безопасности.

Объектом исследования явились  конституционные отношения, возникающие в процессе применения нормы об ответственности  экологического права.

Предметом исследования являются нормы действующего  конституционного законодательства.

Методологической основой исследования является метод всеобщего познания, а также исторический, системно-структурный, формально-логический, конкретно-социологический, статистический методы.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, гражданское и  экологическое право.

Теоретической базой исследования явились труды по общей теории права, теории  конституционного права, нашедшие отражение в библиографическом разделе курсовой работы.

Все вышеуказанные обстоятельства, а также недостаточность освещения проблематики экологической преступности как криминологического явления в современной отечественной науке и обусловили выбор темы курсовой работы.

 

 

1 Теоретические основы экологической преступности

1.1 Понятие экологической преступности

 

Экологическая преступность - это общественно опасное, сопряженное с экологическим риском и/или влекущее вред окружающей среде и представляющее угрозу экологической безопасности общества, относительно массовое и устойчивое, социально-правовое и психологически обусловленное явление, подрывающее биологические основы жизни всего живого на Земле.

Размах, который приобрели экологические правонарушения в современной России, поистине огромен. В целом, удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированной преступности вырос более, чем в пять раз за последние семнадцать лет. По сравнению с 1990 годом прирост экологической преступности составил в 2006 году 1061,94%. При этом количество официально зарегистрированных преступлений и правонарушений не соответствует реальной картине. По мнению специалистов, латентность в этой сфере составляет почти 100%. Все эти обстоятельства заставляют говорить уже не об отдельных фактах правонарушений, а об экологической преступности как криминологическом явлении. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раза, т.е. 88050 преступлений1.

Обращает на себя внимание не только устойчивая тенденция роста экологической преступности, но и организованность и профессионализм ее форм, что приводит к самым тяжким последствиям. Для занятия данным преступным бизнесом создаются организованные преступные группы. Примерно от 70% до 80% совершенных преступлений имеют транснациональный характер. Излишне говорить о том, что совершение противоправных действий и рост экологической преступности усиливают влияние антропогенных и природных факторов и усугубляют экологический кризис.

В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана природы, под которой понимается система юридических мер, направленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды. Правовая охрана природы -- составная часть природопользования В России, т.е. повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само природопользование).

Правовая охрана природы -- не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы -- сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.

Объект природы -- это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность2.

Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека.

Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.

 

1.2 Экологические системы, подлежащие правовой охране

 

Экологические системы бывают различного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».

Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая -- санация (очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных территорий, вторая -- охрана природы и неистощительное природопользование в экологически чистых районах. А для реализации этих планов надо знать реальное состояние природы нашего, хотя и сократившегося, но все еще обширного Отечества.

Существует насущная необходимость уменьшения «потребительного давления» человека, до сих пор ориентированного на максимализацию качества уровня своей жизни. В условиях индустриального общества -- это главный фактор отрицательного воздействия на земные экосистемы различного уровня.

Разумеется, это воздействие -- неизбежное следствие жизнедеятельности человека, своеобразная плата за цивилизацию. Но этот процесс необходимо регулировать нормами экологического права.

Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вод, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный, лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская (региональные), Красная книга -- совокупность сведений о состоянии и распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны. Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль3.

Информация о работе Совершенствования работы с экологической преступностью