Роль и значение защитника в осуществлении прав подозреваемого и обвиняемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является исследование правовой характеристики реализации правовых норм о защите прав участников уголовного процесса.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение принципа обеспечения гражданам права на защиту.
2. Определить место и роль принципа обеспечения гражданам права на защиту в системе уголовно-процессуальных начал.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту…………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и значение принципа обеспечения, права на защиту…………..5
1.2. Обеспечение права на защиту как составляющее деятельности осуществляемой руководителем следственного органа………………………..8
1.3. Защитник обвиняемого и подозреваемого ………………………………15
Глава 2. Роль и значение защитника в осуществлении прав подозреваемого и обвиняемого……………………………………………………………………...19
2.1. Обязательное участие защитника………………………………………….22
2.2. Отказ от защитника…………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.96 Кб (Скачать файл)

Исходя из принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту на органы, осуществляющие уголовное преследование, возлагаются обязанности по обеспечению этого права. Их невыполнение расценивается как существенное нарушение закона. К числу таких обязанных субъектов следует отнести и руководителя следственного органа. Несмотря на то что в уголовном процессе он выполняет обвинительную функцию, будучи наделен властными полномочиями, руководитель следственного органа должен вносить существенный вклад в дело обеспечения права на защиту на досудебных стадиях процесса.

Согласно п. 38.1 ст. 5 УПК РФ8 руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее соответственное следственное подразделение, а также его заместитель. В настоящее время руководитель следственного органа - это самостоятельная процессуальная фигура, а по занимаемой должности он является заместителем руководителя органов внутренних дел любого уровня, имеющего соответствующие организационные и дисциплинарные полномочия. Статус руководителя следственного органа закреплен в ст. 39 УПК РФ и получил свое развитие в Приказе МВД России от 17 декабря 2007 г. N 38 "О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов".

Наряду с чисто организационными и дисциплинарными функциями руководитель следственного органа принимает уголовное дело к своему производству, лично производит предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя. Кроме того, руководитель следственного органа получил право контролировать действия следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, следить за соблюдением законности при возбуждении и расследовании уголовных дел, сроками, полнотой, всесторонностью и объективностью расследования, проверять уголовные дела и давать по ним указания следователям, а также давать свое согласие следователю на обжалование решения прокурора, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене либо изменении меры пресечения или о производстве любого процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. По нашему мнению, необходимо закрепить в законе за руководителем следственного органа полномочия по контролю над действиями и решениями следователя на строго определенных этапах предварительного следствия. Данный вид контроля ни в коей мере не исключит права руководителя следственного органа осуществлять процессуальный контроль на любом из иных этапов расследования, если в этом возникнет объективная необходимость. На наш взгляд, рациональное сочетание обязательных и факультативных этапов осуществления процессуального контроля над деятельностью следователя могло бы придать процессуальному контролю системный характер и, таким образом, повысить его эффективность. По мнению многих ученых-процессуалистов, контроль за действиями следователя, осуществляемый руководителем следственной власти (которому перешли многие из бывших надзорных полномочий прокурора), выступает важнейшей гарантией законности и защиты прав и свобод человека и гражданина. Именно посредством систематического контроля руководитель следственного органа выявляет наличие либо отсутствие оснований для осуществления двух других направлений своей деятельности по руководству предварительным следствием:

1) организующего и направляющего  воздействия на ход и результаты  процессуальной деятельности следователя;

2) оказания следователю  необходимой консультативной, методической  и практической помощи.

Одно из направлений решения обозначенной выше проблемы, по нашему мнению, состоит в том, чтобы ввести процессуальную деятельность руководителя следственного органа в рамки более строго очерченного в законе процессуального регламента, определяющего не только перечень его процессуальных полномочий, как это в основном имеет место в настоящее время (ст. 39 УПК РФ), но и основания их применения, последовательность осуществления, порядок процессуального оформления (документирования), механизм ответственности.

Объективировать и нормативно закрепить обязательность процессуального контроля за ходом и результатами предварительного следствия возможно путем прямого указания в законе или в подзаконных актах на те процессуальные решения и действия следователя, своевременность, законность и обоснованность которых руководитель следственного органа обязан проконтролировать при любых условиях и обстоятельствах.

Кроме того, руководитель следственного органа, реализуя свои процессуальные полномочия, имеет возможность активно влиять на ход уголовного процесса9. При этом вся его деятельность в конечном счете направлена на решение задач уголовного судопроизводства. Указанный участник уголовного процесса осуществляет не только уголовное преследование. Он наряду с другими участниками процесса способствует решению приоритетных задач уголовного судопроизводства, к которым относятся защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ч. 1 ст. 6 УПК РФ)10. Участвуя в решении задачи защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, руководитель следственного органа осуществляет деятельность, направленную на обеспечение прав подозреваемого обвиняемого на защиту при производстве предварительного следствия.

Субъективному праву подозреваемого, обвиняемого на защиту всегда соответствуют обязанности государственных органов, ведущих уголовное судопроизводство. Руководитель следственного органа наряду с другими участниками уголовного процесса, наделенными властными полномочиями и предусмотренными ч. 2 ст. 16 УПК РФ, обязан обеспечить подозреваемому, обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану его личных и имущественных прав. Он, осуществляя предварительное следствие по уголовному делу, обязан выявлять по каждому делу, наряду с обличающими подозреваемого и обвиняемого обстоятельствами, оправдывающие и смягчающие их ответственность обстоятельства, причем независимо от того, выявлены ли они защитой. Хотя напрямую эта обязанность не закреплена в законе, как это имело место в УПК РСФСР 1960 г., она вытекает из содержания норм ч. 4 ст. 152 УПК РФ, которая видит цель предварительного расследования в обеспечении его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. В ч. 2 ст. 154 говорится о таких требованиях к предварительному расследованию, как всесторонность и объективность. Но и всесторонность, и объективность, и полнота предварительного расследования возможна лишь при условии поиска как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

На руководителя следственного органа при осуществлении личного расследования уголовного дела возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому и другим участникам процесса их прав, обязанности, ответственности. Обстоятельное и подробное разъяснение участникам уголовного судопроизводства процессуальных прав является необходимым условием их реализации в ходе предварительного следствия. Ведь воспользоваться можно лишь теми правами, которые известны и понятны. Особенно это относится к обвиняемому, который и так находится под прессом всей системы правоохранительных органов, чьи права достаточно серьезно ограничены уже самим фактом привлечения к уголовной ответственности. Думается, что это актуально и для подозреваемого.

Наибольшее распространение получила такая форма обеспечительной деятельности руководителя следственного органа, как процессуальный контроль за работой следователя при расследовании уголовного дела. Процессуальный контроль, осуществляемый руководителем следственного органа, является важной гарантией защиты прав заинтересованных в исходе дела участников уголовного процесса.

Данный вид деятельности руководителя следственного органа предполагает реализацию организационно-распорядительных полномочий. При установлении нарушений уголовно-процессуального законодательства со стороны следователя руководитель следственного органа принимает соответствующие процессуальные решения, которые являются необходимым атрибутом процессуального контроля. По нашему мнению, процессуальный контроль в стадии расследования следует понимать как регламентированную уголовно-процессуальным законом систему процессуальных действий и решений руководителя следственного органа, связанных с проверкой процессуальной деятельности следователей на предмет выполнения задач уголовного судопроизводства на досудебных стадиях производства по уголовному делу.

В соответствии с Федеральными законами от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором. Законодатель исключил дублирование участников уголовного процесса друг другом в осуществлении процессуального контроля на предварительном следствии. При этом роль руководителя следственного органа резко возросла.

Думается, что внесенные в УПК РФ изменения будут и в дальнейшем способствовать росту эффективности уголовно-процессуальной деятельности руководителя следственного органа, и в том числе той ее части, которая направлена на обеспечение прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого11.

В заключение следует отметить, что деятельность руководителя следственного органа, направленная на обеспечение права подозреваемого, обвиняемого на защиту, - лишь часть общего механизма, направленного на обеспечение права на защиту, который нуждается в дальнейшем исследовании.

 

1.3. Защитник обвиняемого  и подозреваемого

 

Подозреваемый и обвиняемый имеют право на защитника. Защитник - лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Лица, которые вправе быть защитниками. В качестве защитников допускаются адвокаты. Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ст.49 УПК РФ).

На стадии предварительного расследования защитниками могут быть только адвокаты, однако на стадии судебного разбирательства по ходатайству обвиняемого судья может допустить участвовать в качестве защитника наряду с адвокатом также одного из близких родственников обвиняемого или иное лицо.

Момент, с которого к участию в деле допускается защитник. Защитник допускается к участию в деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а в случаях, когда предварительное расследование производится в форме дознания - с момента возбуждения уголовного дела в отношении этого лица, в случае же задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - защитник допускается с момента фактического задержания (ст.49 УПК РФ)12.

Момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления" (ст.49 УПК РФ).

Если в отношении этого лица назначена судебно-психиатрическая экспертиза, то защитник допускается с момента объявления постановления о ее назначении.

В случае, если к лицу, подозреваемому в совершении преступления, применены иные меры процессуального принуждения или его права и свободы затронуты действиями, связанными с его уголовным преследованием, защитник допускается к участию в деле с начала осуществления этих мер или действий13.

В соответствии со ч.2 ст.48 Конституции РФ "Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".

Однако так было не всегда - вплоть до последнего времени (до появления Постановления Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П) под моментом задержания понималось время оформления протокола задержания в отношении подозреваемого лица. Со времени, указанного в названном протоколе, защитник и допускался к участию в деле. Однако на практике с момента фактического задержания человека до оформления протокола о данном событии могло пройти более суток.

А за это время следователь успевал допросить задержанного как свидетеля, провести иные следственные действия. При этом человек, с которым все эти действия проводились, был лишен возможности пользоваться услугами адвоката, так как еще не имел статуса задержанного лица.

Такой подход являлся грубым нарушением Конституции РФ и в новом УПК РФ эти недостатки исправлены.

Случаи, когда присутствие защитника обязательно. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников (ст.50 УПК РФ).

По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором или судом.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если (ст.51 УПК РФ):

1) подозреваемый, обвиняемый  не отказался от защитника;

2) подозреваемый, обвиняемый  является несовершеннолетним;

3) подозреваемый, обвиняемый  в силу физических или психических  недостатков не может самостоятельно  осуществлять свое право на  защиту;

4) подозреваемый, обвиняемый  не владеет языком, на котором  ведется производство по уголовному  делу;

5) лицо обвиняется в  совершении преступления, за которое  может быть назначено наказание  в виде лишения свободы на  срок свыше 15 лет, пожизненное лишение  свободы или смертная казнь;

6) уголовное дело подлежит  рассмотрению судом с участием  присяжных заседателей;

7) обвиняемый согласен  с обвинением и заявил ходатайство  о рассмотрении уголовного дела  в особом порядке, без судебного  разбирательства.

Если в этих случаях защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором или судом.

В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа - самим принять меры по назначению защитника.

Информация о работе Роль и значение защитника в осуществлении прав подозреваемого и обвиняемого