Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Содержание

1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением
законов органами дознания и предварительного следствия.
2. Полномочия прокурора в данном направлении.
3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия.

Вложенные файлы: 1 файл

кр прокурорский надзор.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского  надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия  прокурор уполномочен применять  следующие средства правового реагирования.

 

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в  уголовном судопроизводстве имеет  двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при  осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

 

Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т. д.

 

Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении  прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

 

Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен  правом вынести мотивированное постановление  о направлении соответствующих  материалов в следственный орган  или орган дознания для решения  вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

 

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц  и т. д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

 

В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий  или возможной конфискации имущества  дознаватель с согласия прокурора  возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

 

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований  для реализации такой меры уголовно-процессуального  принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

 

Принятие некоторых  процессуальных решений также требует  непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение  следователя, дознавателя о прекращении  производства по уголовному делу, а  также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

 

Официальное извинение  реабилитированному. Прокурор от имени  государства приносит официальное  извинение реабилитированному за причиненный  ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает  следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

 

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его  близких родственников или родственников  суд, прокурор, следователь, дознаватель  обязаны в срок не позднее 14 суток  направить письменные сообщения  о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  прокурорского надзора за исполнением  законов органами 
дознания и предварительного следствия.

 

 

Согласно ст. 151 УПК  РФ, органами предварительного следствия по уголовно-процессуальному законодательству являются следователи органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В зависимости от определенной в ч. 2 ст. 151 УПК РФ для каждого ведомства последовательности следователи указанных органов проводят расследование преступлений.В связи с этим при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор должен устанавливать контроль за тем, чтобы следователями этих органов соблюдались требования закона о подследственности1.

 Статья 146 УПК РФ  предоставляет прокурору властнораспорядительные  полномочия. Это говорит о том,  что любое уголовное дело может  быть возбуждено только с согласия прокурора. В ч. 4 ст. 146 УПК РФ указывается, что постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Получив постановление, прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела немедленно либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.

 При соединении  в одном производстве уголовных дел подследственных разным органам предварительного следствия подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности установленной ст. 151 УПК РФ. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Возникшие споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор. Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора.

 Деятельность прокурора  по осуществлению надзора за  исполнением законодательства в процессе взаимодействия следователей и оперативных работников осуществляется до возбуждения уголовного дела при реализации оперативнорозыскной информации следователем; в период производства предварительного следствия; после принятия решения о приостановлении производства по делу в случаях когда обвиняемый скрылся от следствия, или когда по иным причинам не установлено его местонахождение.

 Осуществляя надзор  за законностью взаимодействия  следователей и оперативных работников  при проведении розыска скрывшегося обвиняемого, прокурор должен выяснить вопросы, касающееся вынесения следователем постановления об объявлении розыска обвиняемого, направления его в подразделение криминальной милиции полноты материалов, необходимые для розыска.

 Особое внимание прокурор должен обращать на такие вопросы, как полнота, всесторонность и объективность предварительного следствия; правильность избрания меры пресечения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юридической оценки преступления, данной следователем; приняты ли меры обеспечения гражданского иска; выяснены ли причины и условия, способствующие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; а также соблюдены ли иные требования уголовно-процессуального закона.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

I. Нормативные правовые акты

1. Конституция  РФ

. Уголовно-процессуальный  Кодекс Российской Федерации.- М.: Издательство «Омега-Л»,2008.-279с.

. Федеральный  закон «О прокуратуре Российской  Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.-62с.

. Федеральный  закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении  изменений в Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  и Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации»

. Приказ Генерального  прокурора РФ от 19.09.2007 № 140 «Об  организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

. Письмо заместителя  Генерального прокурора РФ от 11.09.2007 №49-64532-07.

. Приказ Генерального  прокурора от 06.09.2007 №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

. Приказ Генерального  прокурора от 06.09.2007 № 137

II. Научная и учебная литература

9. Прокурорский  надзор: учебник /Винокуров Ю.Е. м др.; под общ.ред.Ю.Е. Винокурова.- 8-е изд., перераб.и доп.- М.: Юрайт- Издат, 2008.-485с.

III. Периодическая литература.

10. Маслов И.В.  Прокурорский надзор на стадии  предварительного расследования  [Текст] / И.В. Маслов // Уголовный процесс. - 2008. - №1. - С. 11-14

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

НОУ ВПО «Уральский Финансово-Юридический  институт»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Прокурорский Надзор»

Вариант 5

 

 

   


 

 

 

 

                                                                                                       Выполнил:

                                                                                                       Патраков А.Ю.

                                                                                                                  Проверила:

                                                    Екимова Г.Н.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Екатеринбург  2013 г.

 

 

 


Информация о работе Прокурорский надзор