Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:46, реферат

Краткое описание

Ранее, изучая те или иные дисциплины, вы усвоили понятие «принцип», под которым, (в самом общем смысле) следует понимать основополагающие идеи и начала, регулирующие ту или иную деятельность.
Не является исключением и деятельность органов прокуратуры, которая так же базируется на конкретных принципах.

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

Одна из форм реализации названного принципа прокурорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и отчет о проделанной работе по их укреплению.

Из Закона о прокуратуре вытекает, что прокуратура информирует органы государственной власти не только о состоянии законности в Российской Федерации, но и о результатах своей работы по ее укреплению. В названной статье Закона говорится только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, естественно, на своем уровне полномочий, также постоянно информируют местные органы власти о результатах своей работы.

Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге -- укреплению законности. Последнее имеет особо важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, такая гласность не допускается. Сказанное не изменяет вывода о том, что принцип гласности -- необходимое условие надзора, значимость которого существенно возросла на современном этапе развития демократии в РФ.

Напоминаю вам, что мы рассмотрели принципы организации и деятельности прокуратуры, предложенные Ю.Е. Винокуровым.

Но, как обычно в юридической литературе имеется и другой взгляд на ту или иную проблему. Исключением не является и перечень принципов организации и деятельности прокуратуры. Так, В.Н. Авдеев и Д.И Шелег предлагают к рассмотрению следующие принципы организации и деятельности прокуратуры:

1. Единство прокурорской  системы;

2. Централизация прокурорской  системы;

3. Независимость органов  прокуратуры;

4. Законность;

5. Гласность;

6. Политическая независимость  прокурорской системы (внепартийность);

7. Запрет прокурорским  работникам совмещать свою основную  деятельность с иной оплачиваемой  или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной  или творческой.Авдеев В.Н., Шелег Д.И. Прокурорский надзор: курс лекций / Под ред. В.Л. Попова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 28-36.

Как видим, что существенных отличий между этими классификациями не существует, за исключением следующего. 1. В.Н. Авдеев и Д.И. Шелег рассматривают такой принцип как единство прокурорской системы. Под которым, указанные авторы, понимают единство прокурорской системы. Т.е. по мнению указанных авторов в систему органов прокуратуры входят все территориальные и специализированные (транспортные и др.) органы прокуратуры, Генеральная прокуратура Российской Федерации. Поэтому создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

Российская прокурорская система едина и не подразделяется на федеральные и местные органы. Каждый прокурор в пределах своей юрисдикции выступает как представитель единой федеральной прокурорской системы, осуществляющей надзор от имени Российской Федерации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального прокурора Российской Федерации, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранение таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами.

Действие принципа единства проявляется и в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе. Так, например, в соответствии с Законом о прокуратуре (ст. ст. 24, 38) вышестоящий прокурор не вправе отозвать протест, принесенный нижестоящим прокурором, поскольку протест может быть отозван только принесшим его лицом.

Принцип единства прокурорской системы является организационным принципом, характеризующим ее построение. Поэтому, по мнению В.Н. Авдеева и Д.И. Шелег нельзя согласиться с теми авторами, которые рассматривают данный принцип в качестве принципа прокурорского надзора, проявляющегося в единоначалии, т.е. единоначальном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором.

Право прокурора единолично, в пределах своей компетенции, решать вопросы надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов никакого отношения к принципу единства прокурорской системы не имеет.

Кроме того, указанные авторы (В.Н. Авдеев и Д.И. Шелег) принцип независимости, предложенный, Ю.Е. Винокуровым, разделяют на два самостоятельных принципа, таких как политическая независимость прокурорской системы (внепартийность) и запрет прокурорским работникам совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.

Подводя итог по данному вопросу, отметим, что применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Принципы организации и деятельности регламентируют не только деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, но и организацию этой деятельности.

При этом следует иметь ввиду, что принципы - это не просто провозглашение положения, а руководство к действию, они должны использоваться повседневно и, безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы (независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого, подозреваемого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса и т. д.).

 

Заключение

Подводя итог по рассмотренным нами вопросам лекции, отметим, что:

- мы последовательно рассмотрели  систему органов прокуратуры (в  которую входят территориальные  и специализированные прокуратуры  трех звеньев), а так же следственный  комитет при прокуратуре РФ, научно-консультативный  совет (для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и  деятельностью органов прокуратуры). Освещая вопрос, связанный с организацией  работы органов прокуратуры, мы  с вами пришли к выводу о  том, что выбор того или иного  принципа организации работы  районной (городской) прокуратуры Генеральной  прокуратурой и прокуратурами  субъектов Российской Федерации  жестко не предопределен. Главное, чтобы избранный принцип отвечал  штатной численности, профессиональной  подготовке кадров и поставленным  перед прокуратурой задачам. Однако  Вы должны усвоить, что к таким  принципам организации работы  органов прокуратуры являются - предметный, зональный, предметно-зональный и  объективный принцип.

 

Применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Принципы организации и деятельности регламентируют не только деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, но и организацию этой деятельности.

При этом следует иметь ввиду, что принципы - это не просто провозглашение положения, а руководство к действию, они должны использоваться повседневно и, безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы (независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого, подозреваемого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса и т. д.).

Список литературы

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О  прокуратуре Российской Федерации»  от 17.01.1992 года, с изменениями и  дополнениями по состоянию на 24.07.2009 г.

4. Авдеев В.Н., Шелег Д.И. Прокурорский надзор: Курс лекций / Под ред. В.Л. Попова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2007.

5.Бабенко С.В. Деятельность  прокуратуры в обеспечении прав  и свобод личности / С.В. Бабенко// Российская юстиция. - 2007. - № 10. - С. 49-51. -Библиогр.: с. 51.


Информация о работе Принципы организации и деятельности органов прокуратуры