Предварительное расследование, как самостоятельная стадия процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 07:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и значение предварительного расследования;
выявить содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института уголовно-процессуального права;
рассмотреть формы предварительного расследования;

Содержание

Введение…………………………………….…….…..…..…..………………2-3
Глава 1. Предварительное расследование, как самостоятельная стадия
процесса…………………………………………………………………………...4
1.1.Понятие, значение и задачи предварительного расследования…………4-9
1.2 Предварительное следствие. Общая характеристика…………………10-12
1.3 Дознание…….…………………………………………………………..13-23
Глава 2. Общие условия предварительного расследования………………….24
2.1 Понятие и значение общих условий предварительного расследования
уголовных дел………………………………………………………………24-25
2.2 Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов...............................................26-28
Заключение…………………………………………………..……………...29-30
Список литературы…………………………………………………………..31-33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

            Согласно ст.  226. 7 УПК Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление. Обвинительное постановление подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания. Обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

            Согласно ст. 226.8 УПК  Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений:

             1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;

            2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой статьи 226.7 настоящего Кодекса, устанавливая для этого срок не более 2 суток;

            3) о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях:

            а) наличие обстоятельств, предусмотренных частью первой статьи 226.2 настоящего Кодекса;

            б) если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований настоящего Кодекса, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

            в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления;

            г) наличие достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого;

           4) о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24, 25, 27, 28 и 28.1 настоящего Кодекса.

 Не позднее 3 суток со дня  составления обвинительного постановления  обвиняемый и его защитник  должны быть ознакомлены с  обвинительным постановлением и  материалами уголовного дела, о  чем в протоколе ознакомления  участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела делается соответствующая отметка. 

       П. 6 ст. 226. 7 УПК  Обвиняемый, его защитник, потерпевший и (или) его представитель до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела вправе заявить следующие ходатайства:

       1) о признании доказательства, указанного в обвинительном постановлении, недопустимым в связи с нарушением закона, допущенным при получении такого доказательства;

         2) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в доказательствах по уголовному делу, собранных в объеме, достаточном для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;

         3) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, что может повлиять на законность итогового судебного решения по уголовному делу;

          4) о пересоставлении обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой настоящей статьи. 
           Постановление приговора по таким делам будет осуществляться в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. Ст.   226. 9 УПК Приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении, а также дополнительных данных о личности подсудимого. 
          В случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, назначенное подсудимому наказание не может превышать одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

В современном российском обществе существует определенная вероятность нарушения прав и свобод граждан в ходе уголовного судопроизводства ввиду того, что органы предварительного расследования наделены существенными полномочиями по ограничению ряда конституционных прав и свобод граждан. Поэтому следует иметь в виду, что Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 2. Общие условия предварительного расследования

   2.1 Понятие и значение общих условий предварительного    

                                расследования уголовных дел.

     Общие условия предварительного расследования - это, как  следует  из

самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном  законе  правила, исполнение  которых  обязательно  для   любой   из   форм   предварительного расследования.  Так  должно  быть.  Однако  общие  условия  предварительного расследования  в  полном  объеме   относятся   только   к   предварительному следствию.  Они  не  в  полной  мере  относятся  к  дознанию  и   смешанному расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования.

       На стадии  предварительного  расследования,  как  и  на  любой  другой

стадии уголовного процесса, реализуются  принципы  уголовного  процесса.  Но общие  условия  предварительного  расследования   не   являются   принципами уголовного  процесса.  Это  правила  меньшей,  чем  принципы  процессуальной значимости. Они касаются  не  всего  уголовного  процесса,  а  всего-навсего одной из его составляющих - предварительного расследования.

        Система  правил,   составляющих   общие   условия   предварительного

расследования, включает в себя:

      1.    Подследственность.

      2.   Полномочия    следователя.    Процессуальная    самостоятельность    

             следователя.

      3.  Начало, место и сроки производства предварительного расследования.

      4.    Соединение и выделение уголовных  дел.

      5.    Расследование уголовных дел группой следователей.

      6.  Профилактическую деятельность органов дознания  и 

          предварительного следствия или, иначе, меры по выявлению причин  и 

          условий  совершения преступлений.

      7.    Взаимодействие следователя с органами дознания.

         Профессор   Б.Т.Безлепкин   к   общим   условиям   предварительного

расследования также относит23:

  1. привлечение общественности к участию  в  раскрытии  и 

расследовании уголовных дел;

  1. обязательное удовлетворение ходатайств, имеющих значение

 для дела;

      3. недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

      4. применение  научно-технических  средств  в  ходе   предварительного

         расследования;

      5. обжалование действий следователя;

      6. порядок сношения следователей  с  соответствующими  органами 

         других государств;

      7.  этические  основы  и  воспитательное  воздействие  предварительного

        следствия.

       В литературе  высказаны и другие подходы  к  понятию  и  перечню  общих условий предварительного расследования.

       Разногласия  по поводу представления  о  системе  и  количестве  общих

условий    предварительного     расследования     обусловлены     различными

представлениями процессуалистов о соотношении  понятий  "принцип  уголовного процесса" и "общее условие предварительного расследования".  Именно  поэтому многие   ученые   под   общими   условиями   производства   предварительного расследования  понимают  также   положения,   по   своей   сути   являющиеся проявлениями в соответствующих формах деятельности самих принципов.24

 

 

 

 

    1. Система общих условий предварительного расследования

            и характеристика их видов.

Общие условия - это установленные законом правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений. В них заключены правовые требования, обеспечивающие осуществление в этой стадии принципов процесса. 
         Общие условия образуют определенную систему правовых правил, к которым относятся следующие: Правила о подследственности. Закон определяет круг органов предварительного следствия и устанавливает обязательность его проведения по всем делам, за исключением преступлений, названных в ч. 1 ст. 156 УПК.  
         Компетенция органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности, под которой понимается совокупность установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного органа расследования (ст. 156 УПК). Различаются следующие виды подследственности: Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями прокуратуры и органов внутренних дел. Следователи прокуратуры расследуют дела о государственных преступлениях, о наиболее тяжких, преступлениях против личности, дела о должностных преступлениях, преступлениях против правосудия, уголовные дела в отношении прокурорских работников. Следователи органов внутренних дел расследуют некоторые дела об иных государственных преступлениях, незаконном обороте наркотиков, вымогательстве, грабеже, разбое, умышленных тяжких телесных повреждениях и др. (ч. 2 ст. 126 УПК).

 
        Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может проводиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей. 
         При необходимости расследования двух или нескольких связанных между собой преступлений действует признак подследственности по связи дел. Так, дела об укрывательстве и недонесении о преступлениях, заведомо ложном показании, разглашении данных предварительного следствия и некоторых иных преступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело. Следователь, установив, что дело ему не подследственно, обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело прокурору.  
       При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток(ст.152УПК). 
      При расследовании преступлений все решения о направлении следствия, производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет ответственность за ход и результаты расследования (ст. 157 УПК). 
      Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, которые касаются существа расследования, - о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении

 

 

дела в суд или прекращении производства по делу.25

       Во всех этих случаях следователь может не выполнять указания прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет эти указания, либо поручает производство следствия другому следователю. 
        Процессуальные права следователя проявляются и в его взаимоотношениях с органами дознания. Следователь вправе по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных или следственных действий (например, о розыске подозреваемого, его задержании, о розыске похищенного имущества). 
      Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех или иных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.). Тесное взаимодействие следователя с органами дознания -необходимое условие успешного раскрытия и расследования преступлений, а также их предупреждения. 
По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. По сложным или большим по объему делам следствие может производиться несколькими следователями (бригадный, или групповой, метод следствия). В таком случае один из них принимает дело к производству и руководит действиями других. Ему принадлежит окончательное решение по всем наиболее важным вопросам, возникающим в ходе расследования. От его имени составляют все важнейшие процессуальные акты: постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение. Это не лишает остальных участников группы процессуальной самостоятельности: в отношении каждого из них действует правило, установленное ч. 2 ст. 157 УПК. Предусмотренные законом полномочия следователя принадлежат всем следователям независимо от их ведомственной принадлежности.

 

                                             Заключение.

     По рассмотренной мною теме можно сделать следующие выводы:                                            

     Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ – это  урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.  

 Выделяются  следующие виды предварительного расследования - это предварительное  следствие и дознание.

    Общими  условиями предварительного расследования являются: подследственность и место предварительного следствия; предпосылки  для начала расследования; сроки  расследования; процессуальная самостоятельность следователя; обязанность удовлетворения ходатайство, имеющих назначений по делу;  недопустимость  разглашения  данных предварительного следствия; соединение и выделение  уголовных  дел; использование научно-технических средств и специалистов; принятие мер выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и другие.

Информация о работе Предварительное расследование, как самостоятельная стадия процесса