Правовой статус потерпевшего в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Правовой основной появления в уголовном деле такого участника является конституционная норма ( ст. 60 Конституции Республики Беларусь), закрепившая право каждого на судебную защиту его прав и свобод компетентным, независимы и беспристрастным судом.
Потерпевшим признается физическое лицо, которому предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием причинен физический, имущественный или моральный вред и в отношении которого орган, ведущий уголовный процесс, вынес постановление (определение) о признании его потерпевшим[11, с.146].
Если после признания лица потерпевшим будет установлено отсутствие оснований для его пребывания в положении потерпевшего, орган, ведущий уголовный процесс, своим мотивированным постановлением (определением) прекращает участие данного лица в уголовном процессе в качестве потерпевшего[12, с.24].

Вложенные файлы: 1 файл

тема.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Все судебные дела обычно начинаются в суде нижней инстанции – мировом суде, если же дело связано с серьезным преступлением, то оно передается на рассмотрение в суд высшей инстанции – Королевский Суд присяжных. В этих случаях у потерпевшего возникают проблемы психологического плана, поскольку ему приходится пройти двойную процедуру[13, с.98].

У потерпевшего нет никакого особого статуса в системе уголовного правосудия. Он не имеет права заявлять ходатайства о компенсации ущерба. Его показания требуются только тогда, когда при наличии оспариваемых моментов они могут способствовать судебному разбирательству. То есть потерпевший является обычным гражданином, который обязан помогать следствию давая показания. На основании этого систему осуществления правосудия Великобритании часто называют противоречивой или неблагоприятной для потерпевшего. Весь процесс отправления правосудия в Великобритании ориентирован на обеспечение судебного преследования и справедливого слушания для правонарушителя, а интересы жертвы в расчет практически не принимаются. Но вместе с тем нельзя не отметить, что информационное обеспечение потерпевших находится на очень высоком уровне, поскольку в обязанности офицеров полиции входят обязанность давать подробные рекомендации о возможной помощи в организациях поддержки жертв преступлений и от местных властей. Полиция должна сообщать потерпевшему о ходе расследования, об обнаружении подозреваемого в преступлении, конечно о результатах рассмотрения дела в суде. Также полиция должна немедленно проинформировать местные структуры поддержки жертв преступлений, предоставляя им имя и адрес потерпевшего[18, с.19].

Соединенные Штаты Америки. Система нормативного регулирования правового статуса потерпевших и методов обращения с жертвами преступлений складывалась в США, как, впрочем, в Великобритании и других странах, намного позднее, чем уже упорядоченная к этому времени система услуг и социальной поддержки жертв преступлений. Однако в отличие от Великобритании, США пошли по принципиально иному пути, отказавшись от методов административного регулирования. Соединенные Штаты типизировали именно законодательный подход к изменению правового статуса жертв. Характерно при этом, что первые ростки законодательства в рассматриваемой сфере появились на региональном, а не на федеральном уровне. Так, самый первый в США Билль о правах жертв преступлений был принят в 1980 году. В дальнейшем - вплоть до сегодняшних дней - вся система правового регулирования статуса жертв и методов обращения с ними строится на принципах согласованности федерального законодательства и законодательства штатов, причем без каких – либо практически значимых коллизий. В системе ныне действующих законов следует выделить, в первую очередь, Федеральный закон 1982 года о защите жертв и свидетелей преступлений. Важно подчеркнуть, что этот закон, предусматривающий справедливые и уважительные стандарты обращения с жертвами и свидетелями преступлений всем органам федеральной системы юстиции, был принят еще до завершения работы специальной комиссией, назначенной президентом Р. Рейганом для подготовки пакета предложений по реформированию практики обращения с потерпевшими с соблюдением их достоинства и конфиденциальности, укрепивший права жертв на участие в судебном процессе, а также их права на защиту и помощь[19, с.90-93].

Главными принципами справедливого обращения с жертвами и свидетелями преступлений Закон 1982 года назвал:

-оказание им первоочередной  и срочной медицинской помощи;

-разъяснение их роли  и места в уголовном процессе;

-представление информации о мерах, которые могут быть предприняты правоохранительными органами для защиты, а также о задержании и аресте обвиняемого, о его освобождении до рассмотрения дела в суде, о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела;

-уведомление администрации предприятия, на котором работают потерпевший или свидетель, о его сотрудничестве с правоохранительными органами;

-оказание иной помощи, включая предоставление транспорта, бронирование мест в гостиницах  и т. д.

Закон 1982 года и сегодня является главной нормативной основой, определяющей, в первую очередь, правовые стандарты обращения со свидетелями и жертвами преступлений для органов юстиции США всех уровней.

Вскоре появляется новый федеральный закон, где целевым объектом правового регулирования является вся система социальной защиты жертв преступлений. Речь идет о Билле о правах жертв 1984 года, подтвердившем основные принципы обращения с жертвами, но главное, внесшим крупные организационные изменения в деятельность всей системы социальной поддержки жертв, перестроившем ее структурно и, конечно, определившем порядок ее финансирования[13, с.103].

За шесть последующих лет общественное движение в поддержку жертв преступлений прошло значительный путь не только в направлении всемерного расширения сферы социальных услуг для жертв, но и поиска резервов для дальнейшего повышения правового статуса потерпевших.

Аккумулируя международный опыт, инициативы штатов и не желая упускать пальму первенства в международном движении в поддержку жертв, Конгресс США в 1990 году принимает новый Федеральный закон – Билль о правах жертв, где акцент сделан уже на возмещении ущерба в порядке реституции. Характерно в этом отношении и название самого закона 1990 года – О правах жертв преступлений и реституции[17, с.89].

Согласно этому закону жертва преступления имеет следующие права:

-на справедливое и  уважительное отношение с соблюдением  достоинства личности и конфиденциальности;

-на необходимую защиту  от обвиняемого;

-быть информированным  о судебном заседании;

-представлять свои интересы и быть выслушанным на всех этапах рассмотрения дела;

-советоваться с государственным  обвинителем на всем протяжении  процесса;

-на возмещение ущерба  виновным (право на реституцию);

-на информацию об обвиняемом, о вынесенном ему приговоре, об  отбывании им наказания и освобождении его из заключения.

Сегодня законы о защите прав жертв приняты в большинстве штатов. Независимо от этого, серьезная реформа системы юстиции, нацеленная на приоритетную защиту прав жертв и реальное изменение их правового статуса, уже стала социальным фактом и безусловным активом нации.

Применительно к деятельности судебных органов можно отметить, что в последние годы США приняли решение о создании «безопасных комнат ожидания» для жертв и свидетелей преступлений и об обеспечении других необходимых мер безопасности. Немало делается и для создания большего удобства для этих участников процесса.

Что касается организации работы полиции, то здесь, прежде всего, необходимо отметить внимание, которое уделяется методам обращения с жертвами. Их учат сочувствию, чуткости при ведении опроса людей, находящихся в состоянии стресса, уважительному и внимательному отношению к жертвам. В полицейских участках многих штатов созданы специальные отделы по работе с жертвами. Как правило, их сотрудники – женщины с большим опытом работы и навыками психологов. Они встречаются с потерпевшими сразу же, как только становится известно о преступлении, и могут квалифицированно оказывать потерпевшим необходимую эмоциональную поддержку, давать консультации по правовым вопросам, оказывать другую необходимую помощь.

В США предпочитают законодательный подход к определению норм поведения в отношениях с жертвами. И не случайно самые первые положения почти всех законов говорят о том, что полиция и другие должностные лица системы уголовного правосудия должны обращаться с жертвами внимательно, уважительно и с соблюдением достоинства личности потерпевшего. Это требование содержится и в федеральных законах, и во всех законах, принятых штатами.

Законодательство США требует от прокуроров не только уважительного обращения с жертвами, но и проведения с ними необходимой консультационной работы. Потерпевшие вправе в любой момент прийти к прокурору с тем, чтобы ознакомиться с ходом дела, узнать, какое наказание будет требовать обвинение для преступника, и высказать свое отношение к этому. При этом прокурор обязан дать исчерпывающие разъяснения.

В американском законодательстве права обвиняемых всегда были значительно шире, чем права потерпевших. Жертва же играла в суде лишь роль свидетеля обвинения: потерпевший давал свидетельские показания, а его личное мнение в расчет практически не принималось. И только с резким ростом преступности и активизацией общественного движения в защиту прав жертв положение кардинально изменилось. Жертва получила гораздо более широкие права в уголовном процессе, что повлекло к поискам дальнейших путей расширения ее прав[16, с.52].

Что касается деятельности пенитенциарных учреждений, также активно включившихся в работу с потерпевшими, то основная нагрузка здесь падает на так называемые системы «пэроул» – специальные программы досрочного освобождения с установлением надзора за поведением освобожденных из тюремного заключения[8, c.91]. Вопрос о таком освобождении решают специальные комиссии, которые проводят детальные опросы осужденных и на основании этого решают вопрос о целесообразности их досрочного освобождения. Кроме того, через эти комиссии в конфиденциальном порядке запрашивается мнение потерпевшего по этому поводу. Потерпевшие должны быть информированы письменно о дате и условиях освобождения осужденного[18, с.27].

Таковы во многом общие, а в ряде отношений существенно отличные подходы к изменению правового статуса жертв, которые характерны для законодательства и деятельности системы уголовной юстиции наиболее развитых стран, где движение в социальную поддержку и защиту жертв преступлений добилось наибольших результатов.

 

2.2 Исследование личности потерпевшего

 

В последнее время важное место в криминалистических исследованиях отводится роли жертвы в генезисе самого преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. Более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с осужденными непосредственно перед совершением преступления[15, с.164]

Исследования показывают, что каждый восьмой потерпевший не работал, более 10% вели паразитический образ жизни, в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе и провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших могли способствовать увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий.

Взаимосвязь и взаимообусловленность личности и отрицательного поведения потерпевшего до преступления и динамику психологического механизма их развития можно в известной мере проследить на примере проявления некоторых установленных исследованиями нравственно-психологических черт у части потерпевших от убийств, причинения телесных повреждений и изнасилований, совершение которых провоцировало поведение потерпевших. Доминирующими по устойчивости и значимости в структуре нравственно-психологического облика потерпевших были такие качества, как агрессивность, деспотизм в отношении близких, неуживчивость, склонность к употреблению алкоголя, половая распущенность, неразборчивость в выборе знакомых, в частности вследствие склонности к веселому времяпрепровождению при не оправданной обстоятельствами доверчивости. Многие из них обусловливают совершение различных по характеру преступлений.

Важным регулятором поведения личности является уровень развития ее самооценки. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требование авторитетных взрослых, но и через собственные требования. Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми.

В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных ориентации, одного из основных структурных образований зрелой личности. Ценностные ориентации обуславливают направленность личности, определяют позицию человека.

Как правило, показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность. От свидетельских показаний показания потерпевшего отличаются как по своему субъекту, так и по процессуальной природе и содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое по своему процессуальному положению является участником процесса. Потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных конкретным преступлением[20, c.26].

Показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. В них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению, могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при исследовании и оценке их. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний является его гарантированными законным правом как участника процесса[12, с.322].

Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, зная особенности личности потерпевшего. Очень важный фактор в расследовании преступления — правосознание потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, хочет помочь следствию и правосудию, часто зависит достоверность и точность его показаний.

Информация о работе Правовой статус потерпевшего в уголовном процессе