Правовое положение прокурора в Уголовном процессе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

УПК РФ отразил в процессуальном статусе государственного обвинителя состязательную идеологию. Однако, как показывают последние изменения УПК РФ, законодатель, повинуясь сиюминутным конъюнктурным, политическим соображениям, оказался склонным радикально пересматривать некоторые из своих прежних концептуальных воззрений на роль прокурора в уголовном судопроизводстве. Опыт показывает, что перемены закона не всегда приводят к желаемому результату. То, как обсуждались поправки в кодекс и Закон о прокуратуре, заставляет усомниться продуманности новелл. С теоретической точки зрения, они небесспорны.
Целью настоящей работы является изучение правового статуса, функции и деятельности прокурора как одного из ключевых участников уголовного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и классификация субъектов…………………………………………....4
Субъекты уголовного процесса…………………………………………………………7
Глава 2. Прокурор в уголовном процессе………………………………………………..10
Уголовно - процессуальные функции………………………………………………….11
Надзор прокурора………………………………………………………………………13
Полномочия прокурора………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа прокурора рф.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

         В настоящее время в Российской Федерации действует Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 2001 г. В российском законодательстве он выделяется тем, что это один из самых массивных нормативных актов: он содержит 18 разделов, в которых объединены 473 статьи.

В отличие от других процессуальных отраслей права уголовно-процессуальное право характеризуется весьма специфическими субъектами. Их можно разделить на три группы.

 

1. Органы государства и должностные лица: суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Именно эти органы осуществляют производство по делу и применяют меры процессуального принуждения в отношении тех или иных лиц.

 

2. Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Они имеют собственный интерес в процессе и активно его отстаивают. Для этой цели закон наделяет их широкими процессуальными правами.

 

3. Лица, привлекаемые в процессе для содействия органам государства в выполнении задач правосудия: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.

Рассмотрим подробнее правовое положение первых двух групп субъектов  уголовного процесса, несущих в нем  основную нагрузку.

4.  Представители общественных  организаций и трудовых коллективов;

 

Органы государства и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу Суд — рассматривает уголовные дела, осуществляя тем самым правосудие, и назначает наказание за совершенное преступление, выступая одновременно и как правоохранительный орган. Четыре варианта состава суда предусматривает УПК:

 а) судья единолично рассматривает  дела (если санкция не превышает  10 лет лишения свободы);

б) судья и 12 присяжных заседателей (рассматривают дела, затрагивающие  общественный интерес и имеющие  общественный интерес, согласно перечню в УПК);

в) коллегия из трех судей (дела о тяжких и особо тяжких преступлениях); 4

г) мировой судья (если санкция не превышает трех лет). В процессе суд  занимает центральное место. Все  участники процесса все свои действия совершают с разрешения суда и под его контролем. Решения, принимаемые судом, обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, в том числе и для самого суда. В своей деятельности суд руководствуется принципами независимости и подчинения только закону, гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности и др.

 

        Прокурор — осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. По отношению к ним он имеет властно-распорядительные полномочия. Однако в судебном разбирательстве он их утрачивает и участвует как сторона в процессе — государственный обвинитель. Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства. От других участников судебного разбирательства отличается тем, что он обязан реагировать на каждый факт нарушения законности. Если прокурор не согласен с вынесенным приговором, то он вправе принести протест в кассационный суд, а если приговор вступил в законную силу, то он вправе его опротестовать в надзорном порядке.

 

       Следователь — осуществляет предварительное следствие по делу. Он обязан раскрыть преступление и изобличить виновных, а также принять меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением. Для этой цели он наделяется очень широкими полномочиями (вызвать любое лицо для допроса, производить осмотры, обыски, требовать проведения ревизии, задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и др.).

 

Начальник следственного отдела —  осуществляет надзор за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия и сам лично каких-либо процессуальных действий, как правило, не производит.

 

Органы дознания: милиция, командиры воинских частей, ФСБ, начальники ИТУ, капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, налоговая полиция, таможенные органы. Их деятельность по расследованию уголовных дел эпизодична. На них возлагается принятие оперативно-розыскных мер в целях обнаружения и пресечения преступления. Они также должны выполнять отдельные указания и поручения следователя.

       Изложенное позволяет сделать вывод, что субъектом уголовного процесса признается лицо, наделенное процессуальными правами и несущие процессуальные обязанности и вступающие с другими участниками процесса в процессуальные отношения в процессе реализации своих прав и исполнения обязанностей.5

 

 

 

Глава 2. Прокурор в уголовном  процессе.

 

Прокурор - единственное должностное  лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу.

 

Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Здесь он может принимать следующие  решения: о возбуждении дела или отказе в этом; его расследовании и перспективах передачи в суд либо прекращении уголовного дела. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; имеет право истребовать уголовное дело, давать указания о его расследовании, отменять или изменять постановления органов предварительного расследования. Прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование подчиненным ему лицам, передать дело от одного следователя другому.

 

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона задержан, подвергнут предварительному заключению или помещен в судебно-психиатрическое учреждение.

 

Процессуальное положение прокурора в суде существенно меняется - он утрачивает властно-распорядительные полномочия по разрешению дела.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживает перед судом государственное  обвинение.

Государственный обвинитель принимает участие в представлении и исследовании доказательств как равноправная сторона процесса, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мере наказания в отношении подсудимого.

От всех остальных участников процесса прокурор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.

 

В случае несогласия с вынесенными  в суде решениями, в том числе  и с приговором, не вступившим в  законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетенции принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный прокурор может опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения. Аналогичными полномочиями обладает прокурор и при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Уголовно – процессуальные функции. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций - различных направлений, которые обусловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальные функции - это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зависимости  от круга субъектов, выполняющих  те или иные процессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процессуальных форм, в которых они действуют.

 

Функции, выполнение которых  связано с достижением главного результата уголовного процесса, к  которому относится нахождение истины, являются основными. Среди них 6выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование. Дополнительные функции - поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.

Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурорского надзора  за законностью, воспитательную, социального контроля и др.

Осуществление правосудия - важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающему дело по существу. Она заключается  в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.

Исходя из принципа состязательности, основным содержанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное  исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.

Смысл этой функции - дать окончательный  ответ относительно виновности или  невиновности лица в связи с представленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление  правосудия. 7

Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (заключения) которых являются источниками доказательств, а также лиц, способствующих проведению следственных и судебных действий, является вспомогательной по отношению к функции, выполняемой судом.

Обвинение представляет собой деятельность уполномоченных органов и лиц, направленную на раскрытие преступления, доказывание виновности лица, его совершившего, с целью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.

В зависимости от того, кто  и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публичное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).

Государственное (публичное) обвинение, являясь основной формой, осуществляется в интересах и  от имени государства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевшего, в силу служебных обязанностей государственного обвинителя - прокурора.

Общественное обвинение  поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, общественных организаций.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения  принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при  наличии его жалобы и прекращаются в случае примирения потерпевшего с обвиняемым.

Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частного - публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуждаются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первоначальном этапе является инициатором уголовного преследования. Однако такие дела не могут быть прекращены за примирением сторон, и в последующем обвинение поддерживает государственный обвинитель. В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рассматриваются коллегиально профессиональными судьями. Суд может действовать в качестве суда первой инстанции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.

При осуществлении правосудия суды не связаны выводами органов дознания или следствия, мнением прокурора  и выводами вышестоящих судебных инстанций.

 

Взаимоотношения между различными звеньями судебной системы строятся на основе принципа независимости судей  и подчинения их только закону. При  несогласии с 8выводами и решениями суда первой инстанции суды кассационной или надзорной инстанции вправе в пределах предоставленной им компетенции прекратить дело производством; изменить приговор, смягчив наказание, исключив эпизоды обвинения, переквалифицировав деяние на статью уголовного закона, предусматривающую более мягкое наказание; отменить приговор в случае неполноты судебного разбирательства, при существенном нарушении судом норм уголовно-процессуального закона либо при необходимости применить более строгое наказание.

При отмене приговора и возвращении  дела на новое судебное разбирательство либо предварительное следствие суд дает обязательные указания о том, какие процессуальные действия следует провести, чтобы устранить допущенные ошибки и восполнить пробелы предварительного или судебного следствия. Причем суд вышестоящей инстанции не вправе предрешать выводы по основным вопросам, к которым может прийти нижестоящий суд при новом рассмотрении дела.

 

Надзор прокурора. Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания  и предварительного следствия  для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные  сведения о совершенных преступлениях,  ходе дознания, предварительного  следствия и установления лиц,  совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

 

2) отменяет незаконные и необоснованные  постановления следователей и  лиц, производящих дознание;

 

3) дает письменные указания о  расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

 

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемке, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

Информация о работе Правовое положение прокурора в Уголовном процессе РФ