Права потерпевшего на предварительном следствии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Статья 52 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».
На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись предметом особой заботы и правовой защиты.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по упп.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Введение.

            Статья 52 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

            На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного расследования зачастую проявляют пренебрежительное отношение к выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав жертв преступлений.

             В соответствии со статьёй 42 УПК РФ «потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации».

              Данная статья регламентирует статус потерпевшего как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. В отличие от УПК РСФСР эта статья распространяет статус потерпевшего не только на физическое, но и на юридическое лицо.

              Под «физическим лицом» понимается гражданин Российской Федерации, гражданин иного государства, лицо без гражданства, т. е. любое физическое лицо. Основанием для принятия решения о признании потерпевшим является для физического лица причинение ему непосредственно преступлением физического, имущественного, морального вреда, а для юридического лица – вреда его имуществу и деловой репутации.

                В Декларации ООН «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» 1985 года под термином «потерпевший» понимаются лица, которым был причинён вред в виде телесных повреждений или морального ущерба, эмоционального страдания, материального ущерба или существенного страдания, материального ущерба или существенного ущемления их основных прав и законных интересов в результате совершения преступного действия или бездействия, предусмотренного уголовным законом.

                Потерпевший, не принесший жалобы, никакими особыми правами на предварительном следствии не пользуется. Лицо же, принесшее жалобу, — a жалобами закон (ст. 301 y. y. с.) называет объявления о преступлении лиц потерпевших,—приобретает на предварительном следствии следующие права:

          1) выставлять своих свидетелей;

          2) присутствовать при всех следственных действиях;

          3) предлагать, с разрешения следователя, вопросы обвиняемому и      свидетелям;

          4) представлять, в подкрепление своего иска, доказательства;

          5) требовать, на свой счет, выдачи копий со всех протоколов и постановлений (ст. 304 y. y. с.).

 

            Статья 304 говорит вообще о «принесшем жалобу». Под этими словами нельзя разуметь только гражданских истцов и частных обвинителей, как думает, напр., Макалинский (у. с. ч. 2, стр. 211-—213). Если бы закон имел в виду только их, он и сказал бы прямо: «гражданский истец и частный обвинитель». Законодатель, говоря в общих выражениях о «принесшем жалобу», имел, очевидно, в виду и случаи, когда потерпевший не ищет вознаграждения, но, вследствие того, что преступление затронуло его нравственные интересы, пожелает принять участие в предварительном следствии, или когда потерпевший не хочет, по тем или иным причинам, заявлять свой гражданский иск следователю, но имеет в виду предъявить его позднее, на что он имеет право. Закон вынуждал бы гражданских истцов спешить заявлять свой иск, если бы он лишал жалобщиков, не заявивших иска и не выступающих частными обвинителями права на какое-либо участие в предварительном следствии. Иногда потерпевший может не заявлять иска просто потому, что ему хорошо известно, что y преступника нет ничего и никакого вознаграждения с него получить нельзя.

              Жалобщик, заявивший иск, может просить о принятии мер к обеспечению отыскиваемого им вознаграждения. Однако следователь сам непосредственно не в праве принять этих мер, a входит в суд с представлением о принятии таковых, если признает просьбу основательною (ст. 305 y. y. с.). Меры обеспечения могут заключаться в наложении ареста на движимое или запрещения на недвижимое имущество. В просьбе об обеспечении должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о необходимости принятия подобных мер, способ обеспечения, имущество, которым желают обеспечить иск.

                  По разъяснениям Сената частные обвинители могут принимать участие в предварительном следствии через поверенных (92/59), a гражданские истцы, — кроме юридических лиц (89/18),—нет (84/11). Сенат не допускает на предварительное следствие поверенного гражданского истца из опасения, что при таком допущении y обвиняемого, — лишенного к тому же на предварительном следствии защиты, — окажется два обвинителя, чем, конечно, обвинение будет усилено. Такая точка зрения представляется правильной, если не упускать из виду общего характера нашего предварительного следствия.

               Несоблюдение интересов потерпевшего в ходе предварительного расследования не редкость для практики. Нарушения имеют место в отношении практически всех  его процессуальных прав на данной стадии судопроизводства – права знакомиться с материалами дела с момента окончания расследования, право знать о предъявленном обвиняемому обвинении, а также о принесенных по делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения. Помимо этих, основополагающих прав, игнорируется также право потерпевшего знать состав следственной группы, знакомиться с постановлениями о назначении  экспертиз и экспертными заключениями и т.д.

              Между тем, согласно ст. 52 КРФ  государство обеспечивает потерпевшим  доступ к правосудию и компенсацию  причиненного ущерба. В подкрепление  этой нормы КС РФ выразил  в своих решениях правовые  позиции, позволяющие потерпевшему  в полной мере отстаивать и  реализовывать права в ходе  следствия.

 

Право на ознакомление с материалами дела.

       Потерпевший,  как лицо, которому преступлением  причинен физический, имущественный,  моральный или репутационный вред,  имеет в уголовном процессе свои интересы. Для защиты этих интересов он, в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, наделен правами стороны.

       Такой подход к регламентации прав потерпевшего соответствует положениям Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, согласно которым потерпевшему должна быть обеспечена возможность  изложить свое  мнение  и пожелания на любых этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются его личные интересы, но без ущерба для обвиняемых. Аналогичные положения были неоднократно закреплены и в решениях КС РФ.

         Часть 2 ст. 24 КРФ обязывает органы  государственной власти обеспечить  каждому возможность  ознакомления  с документами и материалами,  непосредственно затрагивающими  его права и свободы, если  иное не предусмотрено законом. Положения уголовно-процессуального законодательства о праве потерпевшего знакомиться с материалами уголовного дела с момента окончания предварительного расследования и о реализации этого права с учетом специфики уголовного процесса не могут рассматриваться как ограничивающие право потерпевшего на получение информации. В целях обеспечения устранения нарушений прав личности, в том числе путем обжалования соответствующих судебных актов, потерпевшему должен быть предоставлен доступ к соответствующей информации для незамедлительного обращения с жалобой в суд.

           Согласно п.1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший  вправе знать о предъявленном  обвиняемому обвинении. Это предполагает  обязанность следователя довести  до сведения потерпевшего не  только сам факт предъявления обвинения конкретному лицу, но и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, включая описание фактических обстоятельств инкриминируемого лицу преступления и его юридическую оценку.

           Отсутствие в названной  норме  прямого указания  на порядок,  в соответствии с которым следователь  знакомит потерпевшего с предъявленным  обвиняемому обвинением, а также  на обязанность  вручить потерпевшему  копию постановления не означает, что до окончания предварительного  расследования этот участник  процесса не вправе ознакомиться  с текстом постановления и  снять с него копию.

            То же относится – с учетом  особенностей правового положения  потерпевшего на стадии предварительного  следствия – и к закрепленному  п. 20 ч. 2 ст. 42 УПК РФ праву потерпевшего  знать о принесенных по делу  жалобах и представлениях и  подавать на них возражения. Иное  противоречило бы закрепленному  в ст. 123 КРФ  принципу состязательности  и равноправия сторон и ограничивало  бы возможности потерпевшего  по отстаиванию  своей позиции по делу и оспариванию решений, непосредственно затрагивающих его права и законные интересы.

           

Право на информацию о следователе и его отвод.

          Чтобы обеспечить потерпевшему  возможность защищать свои права  и законные интересы, в том числе заявлять отводы следователю и дознавателю ( п. 5 ч. 2 ст. 42 УПК РФ), его, по смыслу приведенных выше позиций КС РФ, должны, как минимум, информировать о том, каким именно следователем или дознавателем осуществляется расследование по делу.  Если следствие производится следственной группой, потерпевший должен знать, кто и с какими полномочиями входит в состав этой следственной группы.

           Норма ч. 2 ст. 163 УПК РФ, предусматривающая обязанность объявить о составе следственной группы обвиняемому и подозреваемому, не может истолковываться как исключающая право других лиц, выступающих как на стороне обвинения, так и на стороне защиты, знать состав следственной  группы и при наличии к тому оснований заявлять отводы входящим в нее лицам.

Право на получение  сведений об экспертизе.

           Немаловажным для потерпевшего  является право на ознакомление  с постановлением о назначении  судебных экспертиз (ч. 2 ст. 198 УПК  РФ).

           Особенности реализации этого  права также были  предметом  рассмотрения КС РФ. Так, в Определении от 04.11.2004 № 430-О Суд сформулировал правовую позицию, согласно которой правоохранительные органы при применении взаимосвязанных положений п. 11 ч. 2 ст. 42 и ч. 2 ст. 198 УПК РФ должны предоставить потерпевшему возможность знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз (независимо от их вида) и с подготовленными на их основании экспертными заключениями.

 

Заключение.

           В статье 42 УПК РФ представлен перечень процессуальных прав потерпевшего в уголовном процессе. Детальный анализ рассматриваемой нормы позволяет выделить те процессуальные права потерпевшего, которые непосредственно связаны с показаниями данного участника уголовного суди производства.

           Прежде всего это, предусмотренные в пунктах 2 и 3 ч. 2 ст. 42 УПК РФ  право давать показания, а также право отказаться свидетельствовать против  самого себя, супруга (супруги) и других близких родственников, круг которых определен в п. 4 ст. 5 УПК РФ.

            В процессе реализации указанных прав в аспекте дачи показаний потерпевшим последние формируются как вид доказательств.  Поэтому с целью получения предельно информативных сведений, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, важно неукоснительно соблюдать  все требования закона, направленные на реальное осуществление этих прав. Проявлением данного правомочия является разъяснение следователем перед началом допроса потерпевшего всех его прав и обязанностей.

           Правомочия потерпевшего при даче показаний связаны с получением доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК РФ. Поэтому перед началом допроса потерпевшему должно быть в доступной форме разъяснено, что он обязан давать показания, т. е. излагать сведения  об обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, и что эти показания могут использоваться в качестве доказательств по делу.

           Для потерпевшего также важно знать о том, что он имеет право отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников без каких-либо правовых последствий для себя.

            В предоставлении потерпевшему возможности предоставлять показания  об обстоятельствах уголовного дела необходимо очень четко разграничивать показания и объяснения. Показания потерпевшего  по своему значению являются доказательствами в уголовном деле, объяснения же, напротив, не являются таковыми. В частности потерпевший может давать объяснения в виде сообщения сведений, не имеющих отношения к предмету доказывания, по поводу обстоятельств, которые выясняются или уточняются в ходе его участия в производстве отдельных следственных или процессуальных действий, не связанных с допросом.

          Ограничений, касающихся продолжительности дачи объяснений и количества листов, на которых они излагаются, законодателем не предусмотрено. Вместе с тем лицо, ведущее процесс, в случае необходимости вправе указать потерпевшему на отсутствие связи между его объяснениями и обстоятельствами, имеющими значение для уголовного дела.

          Следующее правомочие потерпевшего, связанное с получением показаний, обозначено в п. 4 ст. 2, ст. 42 УПК РФ как право представлять доказательства.

Информация о работе Права потерпевшего на предварительном следствии