Порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 07:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование стадии возбуждения уголовного дела.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:
1) проанализировать сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела;
2) рассмотреть поводы и основания к возбуждению уголовного дела;
3) изучить процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении;
4) охарактеризовать процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, а также отказа в возбуждении уголовного дела.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела……………4-6
2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела……………..7-15
3. Порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела…………………………………………………………...16-21
Заключение…………………………………………………………………. .22
Список использованной литературы ...………

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовный процесс контрольная.docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим пример. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила все состоявшиеся судебные решения и производство по жалобе К. прекратила, указав в определении следующее. Как усматривается из материала, суд, признавая постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, указал в своем постановлении на нарушение уголовно-процессуального закона при возбуждении уголовного дела, выразившееся в возбуждении уголовного дела не в отношении конкретных лиц, а по факту совершения деяний, запрещенных уголовным законом. Так, в обоснование своего решения суд сослался на тот факт, что уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ может быть возбуждено лишь в отношении конкретного лица, которое к моменту вынесения постановления о возбуждении уголовного дела было установлено, - К. и не может быть возбуждено в отношении неопределенного круга лиц, поскольку иное нарушает конституционные и процессуальные права К. Вместе с тем ст. 146 УПК РФ, регламентирующая порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения, не требует установления лица, совершившего преступление, на стадии возбуждения уголовного дела. При этом данная норма не ставит реализацию полномочия следователя на возбуждение уголовного дела в зависимость от факта установления лица, причастного к преступлению. Напротив, условиями этого согласно ст. 140 и ч. 1 ст. 146 УПК РФ являются повод и основание для возбуждения уголовного дела.

Что же касается ссылки в постановлении на факт отсутствия сведений о значимых признаках преступления, то, как указала Коллегия, уголовно-процессуальный закон не обязывает следователя при решении вопроса о возбуждении уголовного дела в каждом случае предварительно, до принятия указанного решения, устанавливать все признаки состава преступления. При этом в постановлении полностью отражен перечень значимых обстоятельств, необходимых для возбуждения уголовного дела и закрепленных в ст. 146 УПК РФ. Кроме того, по смыслу закона, уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретных лиц, если они к моменту принятия решения известны органам расследования. Уголовно-процессуальный закон не предполагает, что материалы доследственной проверки должны быть положены в основу постановления о возбуждении уголовного дела в полном объеме и следователь обязан соглашаться с выводами органов дознания о причастности конкретных лиц к совершению преступления, поскольку является самостоятельным процессуальным лицом и имеет право на собственные суждения, в том числе и о возможной причастности конкретных лиц к расследуемому преступлению.

Таким образом, уголовное дело было возбуждено в установленном законом порядке для проведения следственных и иных процессуальных действий, направленных на получение и закрепление доказательств совершенного преступления и установление лиц, его совершивших.

Обычно, для того чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела, необходимо произвести проверку материалов. Установлено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч. 1 ст. 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ).

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 144 УПК РФ (ч. 6 ст. 144 УПК РФ).

Думается, что в стадии возбуждения уголовного дела нельзя требовать установления всех признаков состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, поскольку они должны быть установлены в стадии предварительного расследования. Отсутствие каких-либо сведений о субъекте неочевидного преступления (и, соответственно, о виновности) не только не исключает возбуждения уголовного дела, но скорее предполагает необходимость этого.

Таким образом, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть получены данные об общественной опасности, противоправности и наказуемости деяния, о котором поступило сообщение. В литературе высказано мнение, что наказуемость лица также должна устанавливаться на стадии расследования. Однако признаком преступления является предусмотренное в уголовном законе наказание за конкретное деяние, а не наказуемость лица. Определить же, подлежит ли лицо уголовному наказанию или нет, может только суд, а не орган расследования.

Закон не требует к моменту возбуждения уголовного дела достоверного и полного установления вышеназванных признаков. Вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае должен решаться должностным лицом по своему внутреннему убеждению. Однако, если имеются сомнения, он обязан в соответствии со ст. 144 УПК РФ произвести предварительную проверку поступивших сведений.

Важно отметить, что существуют и средства предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, предусмотренные иными (не уголовно-процессуальными) нормативными актами: оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности»), розыскные действия, судебно-медицинское освидетельствование, освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств, административные досмотр и изъятие (ст.ст. 27.7, 27.8, 27.9, 27.10 КоАП РФ), акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223, 228 УК РФ) и др.

Согласно пп. 4, 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» полиции предоставлено право в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях:

- запрашивать и получать на  безвозмездной основе по мотивированному  запросу уполномоченных должностных  лиц полиции от государственных  и муниципальных органов, общественных  объединений, организаций, должностных  лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую  информацию, в том числе персональные  данные граждан, за исключением  случаев, когда федеральным законом  установлен специальный порядок  получения информации; при выявлении  и пресечении налоговых преступлений  запрашивать и получать от  кредитных организаций справки  по операциям и счетам юридических  лиц и граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица; в порядке, определяемом федеральным  органом исполнительной власти  в сфере внутренних дел и  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

- беспрепятственно по предъявлении  служебного удостоверения посещать  государственные и муниципальные  органы, общественные объединения  и организации, знакомиться с  необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными  данными граждан, имеющими отношение  к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных  правонарушениях, проверке заявлений  и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Соблюдению законности и обоснованности возбуждения уголовных дел призван способствовать Приказ Генпрокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Приказом утверждены и введены в действие с 1 января 2006 г. Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений.

На основании Положения «О едином порядке организации, приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях» каждый правоохранительный орган Российской Федерации, осуществляющий предварительное следствие, дознание, принимает собственный нормативный акт, регулирующий вопросы регистрации сообщений и заявлений о преступлениях. Основная масса заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях поступает в органы внутренних дел. Нормативные правила работы с такими заявлениями установлены Приказом МВД РФ от 04.05.2010 №333 (ред. от 17.05.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». В соответствии с требованиями данной Инструкции каждому заявителю при личном обращении в орган внутренних дел с заявлением о преступлении должен быть выдан специальный талон-уведомление о регистрации принятого от него заявления в «Книге учета сообщений о преступлениях».

В целях обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятия по ним законных процессуальных решений Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ был принят совместный Приказ от 12.09.2006 №80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях». Приказ предусматривает обязанность руководителей ОВД обеспечить неуклонное исполнение ведомственных приказов и инструкций о порядке организации в подчиненных органах дознания и предварительного следствия приема, регистрации и проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, для чего ежеквартально анализировать состояние этой работы в подчиненных подразделениях, сопоставляя ее результаты с данными органов прокуратуры. Подчеркнуто, что необходимо принимать исчерпывающие меры по организации проверок сведений, содержащихся в сообщениях о преступлениях, и вынесению процессуальных решений не позднее трех суток со дня поступления заявления, сообщения.

По мнению ряда ученых, деятельность до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не является процессуальной. Сторонники этой точки зрения считают, что уголовно-процессуальные отношения возникают только после возбуждения уголовного дела, а в уголовно-процессуальные формы могут облекаться только следственные действия. Согласиться с этим нельзя. Если возбуждение уголовного дела есть стадия уголовного процесса, то деятельность, производимая на этой стадии, не может не быть процессуальной. Принимая заявление, разъясняя заявителю его права и обязанности, решая вопрос о предварительной проверке, получая объяснения и необходимые документы, должностные лица действуют на основе норм уголовно-процессуального права, и поэтому их деятельность не может не считаться уголовно-процессуальной.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ): 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. В этом случае орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Итак, возбуждение уголовного дела не сводится лишь к вынесению соответствующего постановления, а включает в себя также прием информации о преступлении, ее оформление и регистрацию, рассмотрение этой информации. Вопрос о начале расследования разрешается на основе тщательного анализа поводов и основания для этого. Решение о возбуждении уголовного дела должно основываться на реально зафиксированных фактах. Причем проверку заявлений и сообщений о преступлениях следует проводить только в тех случаях, когда в самом заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Если же такие признаки налицо, компетентные органы и должностные лица в соответствии с законом обязаны возбудить уголовное дело немедленно.

 

3. Порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела

Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения установлен ст. 146 УПК РФ.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

Информация о работе Порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела