Понятие уголовно - исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:26, контрольная работа

Краткое описание

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей. Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Содержание

1.Введение
2. Понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы и источники уголовно-исполнительного права
3.заключение
4.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 3.docx

— 25.36 Кб (Скачать файл)

 

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые  ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными  его членами. Он реализуется также  в средствах исправительного  воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок  в местах отбывания наказания  и одновременно создающими условия  для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания  в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними в  таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы  мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91 УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего  в привлечении общественности к  воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих  наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Принцип  демократизма закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу  основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие  на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление  контроля за деятельностью указанных  учреждений и органов.

Принцип равенства осужденных перед законом. В соответствии с  конституционными положениями и  международными правилами нормы  УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в  зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения  и т.д. Вместе с тем равенство  осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания  наказания. Они дифференцируются в  зависимости от возраста, состояния  здоровья, пола. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания  является производным от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания  означает, что к различным категориям осужденных, в зависимости от тяжести  совершенных ими преступлений, прошлой  преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания  наказания, применяются принудительное воздействие и ограничение в  правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания — классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение  их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение  в ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются  при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен  названный принцип, указывается, что  средства исправления должны применяться  с учетом характера и степени  общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а  также его поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления  осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч 1 ст. 117 УИК).

 

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности, перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие  на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В  данном случае реализуется метод  дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия  на осужденных.

Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием. При  исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных  мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы  на определенный срок, содержания в  дисциплинарной воинской части, ограничения  свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться  в обязательном порядке общие  меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

Соединение исполнения наказания  с мерами исправительного воздействия  образует карательно-воспитательный процесс.

Соблюдение всех принципов  уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению  осужденных.

Источники уголовно-исполнительного  права

Конституция Российской Федерации.

Целый ряд конституционных  норм имеет самое непосредственное отношение к уголовно-исполнительному  праву:

положение Конституции РФ о праве на образование, гарантированности, общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и  среднего специального образования, об обязательности общего основного образования;

право на отдых, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, на возмещение вреда;

гарантии свободы совести  и вероисповедания, закрепленные в  Конституции Российской Федерации, также имеют прямое отношение  к исполнению уголовных наказаний, к правовому положению осужденных, особенно осужденных к лишению свободы  на определенный срок и пожизненно.

Уголовно-исполнительное законодательство, согласно ст. 2 УИК РФ, состоит из Уголовно-исполнительного кодекса  и других федеральных законов  Российской Федерации.

Уголовно-исполнительным законодательством  устанавливаются:

общие положения и принципы исполнения наказания и других мер  уголовно-исполнительного воздействия  на осужденных, предусмотренных Уголовно-исполнительным Кодексом РФ;

порядок и условия исполнения и отбывания наказания и применение средств исправления осужденных;

порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

участие органов государственной  власти и органов местного самоуправления,

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

 

       Уголовно-исполнительное право разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре УИК РФ. В Общей части раскрываются основные понятия изучаемой отрасли права: предмет и метод правового регулирования; уголовно-исполнительное законодательство, история его формирования и развития; уголовно-исполнительные правоотношения; основные средства исправления осужденных; правовое положение лиц, отбывающих наказание; система учреждений и органов, исполняющих наказания, виды и формы контроля за их деятельностью. В Особенной части рассматриваются вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения (отбывания) отдельных видов наказания, применения к различным категориям осужденных основных средств исправления, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, условия и порядка освобождения от отбывания наказания, контроля за поведением условно осужденных, а также исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, уголовно-исполнительное право является самостоятельной  отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных  наказаний и применения иных мер  уголовно-правового воздействия. Предметом  уголовно-исполнительного права  являются общественные отношения, возникающие  в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных  наказаний, а также применения и  иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения). Главным  методом правового регулирования  в уголовно-исполнительном праве  является императивный. Вместе с тем  это не исключает использование  в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний  диспозитивного метода. Принципы уголовно-исполнительного  права это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний. Общеправовые принципы – законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы – дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список использованной  литературы

 

1. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации под ред. А.И.Зубкова. — М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 1997

 

2.Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. М.: 1997.

 

3.Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., Вердикт, 1996.

 

4.Уголовный кодекс РФ.

 

5. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. Проф. И.В. Шмарова. - М., 1996.

 

6. Угловно-исполнительое право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А.И.Зубкова.- М.,1997.


Информация о работе Понятие уголовно - исполнительного права