Полномочия суда надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование полномочий суда надзорной инстанции в гражданском процессе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и сущность производства в надзорной инстанции;
- рассмотреть общие положения о полномочиях суда надзорной инстанции;
- проанализировать содержание полномочий суда надзорной инстанции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Производство в надзорной инстанции 5
1.1. Сущность и основные черты надзорного производства в гражданском процессе 5
1.2. Возбуждение надзорного производства в гражданском процессе 6
1.3. Порядок рассмотрения надзорной жалобы (представления) в гражданском процессе 9
Глава 2. Характеристика полномочий суда надзорной инстанции. 11
2.1. Общие положения о полномочиях суда надзорной инстанции 11
2.2. Содержание полномочий суда надзорной инстанции 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Полномочия суда надзорной инстанции.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Производство в надзорной инстанции 5

1.1. Сущность и основные черты надзорного производства в гражданском процессе 5

1.2. Возбуждение надзорного производства в гражданском процессе 6

1.3. Порядок рассмотрения надзорной жалобы (представления) в гражданском процессе 9

Глава 2. Характеристика полномочий суда надзорной инстанции. 11

2.1. Общие положения о полномочиях суда надзорной инстанции 11

2.2. Содержание полномочий суда надзорной инстанции 14

Заключение 20

Список  использованной литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  особую актуальность приобрели проблемы надзорного производства.

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной  процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно.

По действующему законодательству суд надзорной  инстанции проверяет правильность получения судом доказательств, порядок их исследования, распределение бремени доказывания, соответствие доказательств принципу допустимости, осуществление судом оценки всех доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании. В случае обнаружения нарушений норм процессуального права, связанных с неправильным определением предмета доказывания, обоснования решения недопустимыми доказательствами, представлением, собиранием, исследованием и оценкой доказательств, суд надзорной инстанции отменяет судебное постановление, если признает, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

Целью данной работы является исследование полномочий суда надзорной инстанции в гражданском процессе.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие и сущность производства в надзорной инстанции;

- рассмотреть общие положения о полномочиях суда надзорной инстанции;

- проанализировать содержание полномочий суда надзорной инстанции.

При подготовке и написании  курсовой работы были использованы Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Федеральные законы РФ, учебники и учебные пособия по курсу гражданского процессуального права, научные статьи, комментарии к ГПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ и судебная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

 

1.1. Сущность и основные черты надзорного производства в гражданском процессе

 

Обычно ошибки суда первой инстанции устраняются  в апелляционном либо кассационном порядке. Однако судебные акты не всегда становятся предметом проверки со стороны суда второй инстанции. Кроме того, апелляционный (кассационный) суд также может ошибаться в своей деятельности. Поэтому закон предусматривает возможность проверки вступивших в силу судебных актов в порядке судебного надзора.

Таким образом, надзорное производство является дополнительной гарантией законности принимаемых  судебных постановлений.

Еще одной задачей  стадии надзора является обеспечение  единообразия судебной практики нижестоящих  судов общей юрисдикции.

Сущность надзорного производства состоит в том, что  уполномоченные на то суды проверяют  законность вступивших в силу постановлений  нижестоящих судебных учреждений1.

Надзорный порядок  проверки судебных актов отличается от апелляционного и кассационного по ряду признаков:

Во - первых, предметом  проверки становятся вступившие в законную силу судебные постановления.

Во – вторых, проверяются не только судебные акты 1 инстанции, но и решения, определения  апелляционной инстанции, определения  кассационной инстанции, а также определения и постановления нижестоящего надзорного суда.

В – третьих, предметом проверки является только законность принятого по делу судебного  акта, но не его обоснованность.

В - четвертых, различаются  сроки обращения и сроки движения надзорных жалоб (представлений) внутри надзорного органа.

В – пятых, порядок  деятельности судов надзорной инстанции  имеет существенные отличия от порядка  рассмотрения дел в судах апелляционной  и кассационной инстанций2.

 

1.2. Возбуждение надзорного производства в гражданском процессе

 

Принесение протеста в надзорную инстанцию и возбуждение  производства по пересмотру постановлений, вступивших в законную силу, осуществляется в определенном порядке. Законом  предусмотрены правила, определяющие возможность истребования дел из судов, форму и содержание протеста, порядок подачи протеста, необходимость извещения лиц, участвующих в деле, возможность отзыва протеста и т. п.

Согласно ст. 322 ГПК РФ должностные лица, имеющие право на принесение протестов, а также районные и городские прокуроры вправе в пределах их компетенции истребовать из соответствующих судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора3. Если в заявлении с просьбой о принесении протеста приводятся убедительные доводы о допущенном судом существенном нарушении норм материального или процессуального права, дело подлежит истребованию для проверки в порядке надзора. Оно должно быть незамедлительно выслано по запросу. Если лицо, истребовавшее дело, не имеет права принесения протеста на данное решение, определение или постановление, оно в необходимых случаях входит с представлением о принесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, имеющему право принесения протеста. При отсутствии оснований к истребованию дела или для принесения протеста об этом сообщается лицу, подавшему заявление с просьбой о принесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа.

Должностные лица, которым  предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на неправомерные действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавливает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора (ст. 323 ГПК РФ). Исполнение решений, определений и постановлений не может быть приостановлено, если они, в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав, обращены к немедленному исполнению (ст.ст. 210, 211 ГПК РФ). При отсутствии оснований к принесению протеста должностное лицо, истребовавшее дело и приостановившее исполнение решения, определения или постановления, отменяет приостановление, о чем сообщает заинтересованным лицам и суду4.

При наличии основания  для принесения протеста должностное  лицо, имеющее право на принесение протеста, составляет протест и направляет протест вместе с делом в соответствующий  суд. При составлении и подаче протеста применяются правила, в соответствии с которыми приносится кассационный протест (ст. ст. 324 и 286 ГПК РФ). Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. По смыслу закона протест, внесенный в надзорную инстанцию, должен обязательно содержать изложение обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции; указания на допущенные судами первой или последующих инстанций нарушения норм материального или процессуального права, влекущие отмену или изменение решения.

Протест в порядке надзора может быть принесен как на все решение, определение или постановление в целом, так и на их мотивировочную часть, если изложенные судом выводы и доводы являются ошибочными, но не повлияли на разрешение дела по существу. В случае принесения протеста на мотивировочную часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест обоснованным, выносит определение (постановление) об изменении решения, определения или постановления в этой части.

Недопустимо принесение одного протеста на решения по двум и более гражданским делам, независимо от их взаимной связанности.

В соответствии со ст. 325 ГПК РФ сторонам и другим лицам, участвующим в деле, направляются копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела. Копии протеста лицам, участвующим в деле, направляются судом. Суд назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.

Должностное лицо, принесшее  протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Допустимо также изменение  мотивов протеста или его резолютивной части. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван также вышестоящим прокурором. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен (ст. 326 ГПК РФ)5.

 

 

 

1.3. Порядок рассмотрения надзорной жалобы (представления) в гражданском процессе

 

Судами по пересмотру судебных актов в порядке надзора  являются:

1. Президиумы краевых, областных и приравненных к ним судов.

2. Судебная коллегия  по гражданским делам Верховного  Суда РФ.

3. Президиум  Верховного Суда РФ6.

Поступившие в  надзорный суд жалобы и представления  изучаются председателем суда, его  заместителем, либо по их поручению  – судьей данного суда.

По результатам  ее рассмотрения судья, изучавший дело вправе:

1. возвратить  надзорную жалобу (представление) без рассмотрения по существу, если заинтересованным лицом был нарушен порядок обращения в надзорный суд, а также по иным основаниям, изложенным в ст. 379.1 ГПК РФ.

2. вынести определение:

- о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

- либо об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Рассмотрение  дела в суде надзорной инстанции  осуществляется в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца, а в Верховном Суде РФ - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в надзорный суд.

Судебно-надзорные  органы действуют только коллегиально в составе высокопрофессиональных судей7.

В заседании  надзорной инстанции можно условно  выделить 3 части: подготовительная, рассмотрение жалобы по существу, постановление  и оглашение надзорного определения (постановления). В подготовительной части разрешается вопрос о возможности рассмотрения дела в данном судебном заседании: объявляется состав суда, проверяется, были ли заинтересованные лица надлежащим образом извещены о предстоящем слушании их дела и кто из них пожелал присутствовать в процессе. После этого участвующие в деле лица могут заявить судьям отводы, в частности, по мотиву того, что они присутствовали в разбирательстве этого по дела по первой или кассационной инстанции. В данной части судебного заседания осуществляются и иные действия, направленные на выяснение вопроса о возможности рассмотрения надзорной жалобы в данном судебном заседании.

Рассмотрение  жалобы по существу начинается с доклада  по делу, который делается председателем  надзорного органа либо по его поручению  одним из членов суда. Докладчик  излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Судьи могут задать вопросы докладчику.

После выступления  докладчика заинтересованные лица вправе давать свои объяснения. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или  представление прокурора.

В этой инстанции  дело рассматривается только по тем материалам, которые были собраны и исследованы на предыдущих стадиях.

Протокол в  надзорной инстанции не ведется8.

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

 

2.1. Общие  положения о полномочиях суда  надзорной инстанции

 

Под полномочиями суда надзорной инстанции в смысле ст. 390 ГПК РФ понимаются права, в силу которых он определяет дальнейшее процессуальное положение дела.

Поводом для  рассмотрения дела в надзорном порядке  является жалоба, поданная лицами, имеющими право обжалования в соответствии с ч.1 ст.376 ГПК РФ, или протест прокурора (ч.3 ст.376 ГПК РФ)9.

Согласно ст. 378 ГПК РФ жалоба или протест прокурора должны содержать: 1) наименование суда, в который они адресуются; 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются; 6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда10.

Информация о работе Полномочия суда надзорной инстанции