Отчет по пракики в СК РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:30, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики является закрепление полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В ходе прохождения практики на решение были поставлены следующие задачи:
1. Изучить положение и статус следственного комитета в системе правоохранительных органов в Республике Беларусь;
2. Исследовать правовые положения следователя как участника уголовного процесса;
3. Рассмотреть конституционные гарантии по обеспечению прав и свобод граждан;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7
1.1 Понятие, цели и задачи Следственного комитета Республики Беларусь 7
1.2 Права и обязанности Следственного комитета и его сотрудников 10
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 15
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 17
3.1 Понятие следственных действий 17
3.2 Виды следственных действий 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

отчет РБ.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ 3 
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 
1.1 Понятие, цели и задачи Следственного комитета Республики Беларусь 7 
1.2 Права и обязанности Следственного комитета и его сотрудников 10 
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 15 
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 17 
3.1 Понятие следственных действий 17 
3.2 Виды следственных действий 17 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Я, Пупкин Иван Николаевич, студент 4-го курса, проходил преддипломную практику в ___ районном отделе Следственного комитета Республики Беларусь. В процессе прохождения практики на протяжении с _____ по _____ года я исследовал права, обязанности и правовые положения следователя как участника уголовного процесса и выполнял конкретные работы согласно целям и задачам практики и индивидуального задания. Руководителем практики был назначен старший следователь майор юстиции _______. По прибытии на место прохождения преддипломной практики, был ознакомлен с техникой безопасности, а также прослушал лекцию по охране труда. 
Последовательность прохождения мною практики выглядит следующим образом: 
1. Приезд и размещение в ______ районном отделе следственного комитета. Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности; 
2. Рассмотрение полномочий, подведомственности и место следственного комитета в системе правоохранительных органов; 
3. Выполнение конкретных работ согласно программе практики и индивидуальному заданию; 
4. Оформление отчета о прохождении производственно (ознакомительной) практики, просмотр и заключение руководителя от организации.  
Практика - это необходимое средство в подготовке высококвалифицированных кадров, специалистов в различных сферах жизни общества, в данном случае в правовой сфере. Так как не всегда все то, что изучается теоретически в книгах, на учебных занятиях совпадает с тем, что происходит в реальной жизни. На мой взгляд, практика так же призвана повышать интерес студента к выбранной профессии, стремление к получению необходимых знаний которыми он будет руководствоваться в дальнейшем. 
В отчете более подробно будет освещена деятельность следователя, полномочия следственного комитета, конституционные гарантии прав и свобод граждан. 
Деятельность следственного комитета многофункциональна. Она связана с применением мер принуждения. Так, при расследовании уголовного дела следователь при наличии к тому оснований, может заключить обвиняемого под стражу, осуществить привод свидетеля, произвести обыск, выемку, освидетельствование, задержание и т. д. Но все это может применяться в соответствии с законом и в интересах расследования. Так как правоохранительную деятельность осуществляют многие государственные органы и негосударственные образования, их организация и методы работы регулируются множеством нормативных актов различного уровня и различной юридической силы. Все эти нормативные акты можно классифицировать по их предмету (содержанию), другие - по форме (виды источников). 
По предмету правового регулирования можно отнести следующие нормативные акты: 
1. общего характера; 
2. о судебной власти, правосудии и судах; 
3. об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции; 
4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; 
5. об организации выявления и расследования преступлений. 
Для нас важное значение имеют первая и пятая группы нормативных актов. В первой группе особое место занимает Конституция Республики Беларусь, в которой урегулированы наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. Для нас важное значение имеют положения Конституции, содержащиеся в разделе втором (Личность. Общество. Государство).  
В ст. 2 Конституции Республики Беларусь записано, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В разделе втором Конституции содержатся, к примеру, положения о том, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (ст.60), о равноправии, о праве на квалифицированную юридическую помощь (ст.62), о презумпции невиновности (ст.26), о запрете понуждать граждан давать показания против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27), о праве на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений (ст. 28). Эти конституционные предписания предопределяют содержание деятельности всех правоохранительных органов, понуждающих действовать в рамках Конституции. 
Конституционные положения соответствуют международным документам. Так, в статье 8 Конституции записано, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Особое место придается таким общепризнанным документам, как Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах человека (16 декабря 1966 г.). На основе этих важных международных документов приняты и другие. 
Учебная практика представляет собой важнейшую часть подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающей закрепление теоретических знаний. 
Целью практики является закрепление полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности. 
В ходе прохождения практики на решение были поставлены следующие задачи: 
1. Изучить положение и статус следственного комитета в системе правоохранительных органов в Республике Беларусь; 
2. Исследовать правовые положения следователя как участника уголовного процесса; 
3. Рассмотреть конституционные гарантии по обеспечению прав и свобод граждан; 
 
ГЛАВА 1 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
1.1 Понятие, цели и задачи Следственного комитета Республики Беларусь 
 
В целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве был образован Следственный комитет Республики Беларусь. 
Следственный комитет Республики Беларусь является составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. 
Основными задачами Следственного комитета является: 
1. защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций; 
2. защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; 
3. защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств; 
4. профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией; 
5. розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; 
6. организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий; 
7. участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции; 
8. оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей. 
Деятельность Следственного комитета осуществляется на следующих принципах: 
1. законности; 
2. уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; 
3. единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; 
4. сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; 
5. независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений. 
Деятельность Следственного комитета является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. 
Следственный комитет в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению. 
Следственный комитет Республики Беларусь осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами, что отражено в законе Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка». В данном законе определены правовые условия реализации гражданами права на защиту от противоправных посягательств и уровень повышения их активности в охране правопорядка. 
Предметом регулирования данного правового акта являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан в охране правопорядка [3]. 
Правовую основу участия граждан и их объединений в охране правопорядка составляют Конституция Республики Беларусь, закон «Об участии граждан в охране правопорядка» и иные акты законодательства Республики Беларусь. 
Основными принципами участия граждан и их объединений в охране правопорядка являются: 
- добровольность; 
- законность; 
- гуманность и уважение прав человека; 
- гласность; 
-тесное взаимодействие с государственными органами, осуществляющими охрану правопорядка. 
Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в исполнении возложенных на них обязанностей. 
Граждане могут добровольно участвовать в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 
Таким образом, Следственный комитет Республики Беларусь наделен широким перечнем полномочий и занимает важное место в системе правоохранительных органов Республики Беларусь. 
 
1.2. Права и обязанности Следственного комитета и его сотрудников 
 
Следственный комитет Республики Беларусь в целях выполнения возложенных на его задач в пределах своей компетенции обязан: 
- обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства; 
- принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также по защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств; 
- осуществлять противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом; 
- принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь; 
- выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс; 
- принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях, незамедлительно реагировать на них; 
- уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций; 
- обеспечивать содержание, охрану и конвоирование лиц, содержащихся под стражей; 
- обеспечивать безопасность участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, их близких и имущества от преступных и иных противоправных посягательств, а также безопасность суда при рассмотрении дел; 
- обеспечивать в установленном порядке государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких; 
- разыскивать лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, проводить мероприятия по идентификации неопознанных трупов, установлению личности граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения, или граждан, которые отказываются сообщить о себе сведения, заблудившихся или подкинутых несовершеннолетних, установлению их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей; 
- осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств, выдачу водительских удостоверений, регулировать дорожное движение;(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 N 413-З) 
- проводить исследования и экспертизы по материалам и уголовным делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях, вести криминалистические учеты; 
- участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения; 
- принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; 
- осуществлять лицензирование (участвовать в осуществлении лицензирования) видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; 
- обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к их возврату законным владельцам; 
- проводить обязательную и добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию; 
- организовывать (осуществлять) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования; 
- выполнять иные обязанности; 
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью [3]. 
Каждый сотрудник органов внутренних дел на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему должностных лиц и других граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых обязан: 
- принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия; 
- сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел [3]. 
Сотрудник органов внутренних дел должен принять меры по немедленному оказанию медицинской и другой необходимой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии, а также во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. 
Органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставляется право: 
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность; 
- требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда; 
- направлять в установленном порядке на освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ либо доставлять их для проведения освидетельствования в организации здравоохранения, если результат освидетельствования имеет значение для подтверждения или опровержения факта преступления, административного правонарушения или обстоятельств их совершения; 
- поощрять граждан, отличившихся в борьбе с преступностью и охране общественного порядка [3]. 
Исходя из выше сказанного, следует что, Следственный комитет наделен широким перечнем прав и обязанностей. Следственный комитет хоть и недавно создан, но за время своего существования выполнил огромную работу по предупреждению, пресечению, расследованию раскрытию преступлений. Следственный комитет Республики Беларусь занимает важное место в системе правоохранительных органов. 
 
ГЛАВА 2 
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 
 
Участники уголовного процесса – это государственные органы, должностные лица и иные участники, принимающие различное участие в уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с законом, который определяет их права и обязанности. 
Следователь – должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное расследование в форме следствия. 
Одной из процессуальных функций следователя является пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Эта функция вытекает из общей цели уголовного судопроизводства - способствовать предупреждению и искоренению преступлений [4,c.294].  
Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом. 
Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. 
Деятельность следователя начинается с возбуждения уголовного дела [См. Приложение А]. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден. 
Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. 
С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих по делу установить фактические данные; требовать производства ревизий и документальных проверок; на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком; задерживать лиц по подозрению в совершении преступления; привлекать лиц в качестве обвиняемых; применять к ним меры пресечения; приостановить производство по делу; направить дело через прокурора в суд. 
Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно. 
Таким образом, следователь как участник уголовного процесса является важным звеном в системе уголовного процесса. Он наделен широким перечнем, как прав, так и обязанностей.  
 
ГЛАВА 3 
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 
 
3.1 Понятие следственных действий 
 
Следственные действия – это проводимые следователем, органом дознания или прокурором процессуальное действие, направленные на обнаружение и закрепление фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств уголовного дела. 
Все следственные действия проводятся при наличии фактических и юридических оснований. Фактические основания – это совокупность данных, подтверждающих возможность и необходимость данного следственного действия. Юридические основания (процессуальные) – это совокупность правомочий лица, проводящего следственные действия. 
Все следственные действия кроме осмотра и экспертизы проводятся после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела с очевидцев берется объяснение, а после возбуждения – проводится допрос. 
Во время прохождения практики я принимал участие в следующих следственных действиях: осмотр, освидетельствование, допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого проверка показаний на месте, осмотр предметов и документов, предъявление для опознания. И составлял протоколы данных следственных действий [См. Приложения Б-И]. 
 
3.2 Виды следственных действий 
 
Осмотр – это неотложное следственное действие по непосредственному визуальному обнаружению и исследованию лицом, производящим расследование объектов, имеющих значение для дела, их признаков, состояния и взаиморасположения (визуальное обследование объектов и фиксация следов). 
Фактические основания – любые фактические данные о возможности и необходимости производства осмотра. 
Юридические основания – при осмотре жилища без согласия собственника необходимо письменное постановление с санкцией прокурора. В экстренных случаях можно постановление без санкции, но дальнейшим письменным уведомлением прокурора в 24ч. Во всех других видах осмотра ничего для производства не надо [2,c.231]. 
Виды осмотра: 
1) осмотр места происшествия 
2) осмотр предмета 
3) документов 
4) местности 
5) жилища и иного законного владения 
• с согласия собственника 
• без согласия собственника 
Участие понятых обязательно только при осмотре жилища. 
При осмотре жилища обязательно участие собственника либо лица, проживающего. При невозможности их участия приглашаются представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилого фонда. При невозможности их участия – без них. 
Отдельный вид осмотра – осмотр трупа. 
• Осмотр трупа до погребения 
• Осмотр трупа после официального погребения (эксгумация) 
Осмотр трупа до погребения проводится с участием специалиста (врача). 
Эксгумация проводится только по постановлению и с санкции прокурора. 
Производство осмотра фиксируется протоколом. Возможно использование схем, фотографий. В протоколе обязательны ссылки на схемы и фототаблицы. 
Осмотр предмета проводится в случае приобщения его в качестве вещдока. 
Освидетельствование – осмотр живого человека. Если нужна экспертиза – проводится экспертиза. 
Освидетельствование производится в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего (когда тяжкое или особо тяжкое преступление). 
Цель освидетельствования – обнаружение следов преступления. 
Для производства освидетельствования лица противоположного пола при обнажении привлекаются врач и двое понятых того же пола. 
Для проведения освидетельствования выносится постановление, при отказе от его проведения – оно проводится принудительно. Результат освидетельствования фиксируется протоколом. 
Следственный эксперимент – следственное действие, проводимое путем воспроизведения действий или событий с целью установления фактических обстоятельств дела. 
Задачи: 
1) проверка и уточнение собранных по делу доказательств 
2) получение новых доказательств 
3) проверка следственных версий 
4) установление причин и условий, способствующих совершению преступления. 
Виды: 
1) установление возможности восприятия какого-то факта или явления 
2) установление возможности совершения каких-либо действий 
3) установление возможностей существования какого-либо явления (причины и последствия) 
4) установление механизма события в целом или его отдельных деталей. 
Порядок проведения: участие понятых необязательно. Процессуальных оснований не нужно.  
Следственный эксперимент проводится в тех же условиях (освещении, влажности, графике движения и т.д.), в которых проводились определяемые действия. При производстве эксперимента могут привлекаться специалисты, эксперты, которые будут оказывать техническую помощь. По окончании следственного эксперимента составляется протокол, в котором расписываются все его участники. Данные участники могут сделать запись о замечаниях или нарушениях или вывести свои замечания [1,c.131]. 
Обыск – следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещения и иных мест, лиц в целях отыскания и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для дела, для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. 
Фактические основания – любые фактические данные, свидетельствующие о том, что в каком-либо помещении, месте, у кого-либо лица могут находиться какие-либо предметы, документы, имеющие значение для дела. 
Юридические основания – при обыске помещения или иных законных владений постановление санкционируется прокурором. В экстренных случаях (случаях, не терпящих отлагательств) проводить обыск можно без санкции, но в 24 ч. об этом письменно уведомить прокурора. 
Виды обыска: 
• Обыск помещений и иных законных владений 
• Обыск в помещении, занимаемом предприятием 
• Обыск участков местности 
• Личный обыск (без постановления, по постановлению)  
Обыск без постановления проводиться при задержании или заключении под стражу. При производстве обыска обязательно участие понятых. 
Процессуальный порядок: 
• При обыске помещения присутствие совершеннолетних проживающих или представителей домоуправления и т.п. обязательно 
• Собственник ознакамливается с юридическим обоснованием 
• Предлагается добровольно выдать … 
• Возможно запрещение покидать помещение присутствующих лиц, возможен их личный обыск 
• Понятые должны видеть действия обыскиваемого 
• Следователь вправе вскрывать запертые помещения, хранилища и сейфы, если владелец отказался действовать самостоятельно (принцип применения наименьшего вреда) 
При производстве обыска следователем у участвующих лиц по конкретному делу могут быть изъяты предметы или документы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, добытые преступным путем. Такие предметы и документы признаются вещественными доказательствами по делу путем вынесения постановления о признании предметов (документов) вещественными доказательствами [См. Приложение К].  
Выемка – следственное действие, состоящее в изъятии индивидуально определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если известно их точное местоположение. Выемка может быть добровольной или принудительной. Фактические и юридические основания такие же как и при обыске. Процессуальный порядок и участники аналогичны [5,c.31]. 
Наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления – это следственное действие, заключающееся в изъятии из почтовых отделений телеграфных, почтовых и иных отправлений, их исследование и приобщение к материалам дела. 
Фактические основания – предположение, что в почтовой и иной переписке содержаться сведения, необходимые для расследования дела. 
Юридические основания – постановление, санкционированное прокурором. Данное постановление предоставлено заведующим отделением, который организует контроль за прохождением почты данного лица. При обнаружении соответственного отправления следователь в присутствии понятых осматривает (изучает) отправления, и при необходимости производит выемку. Он может скопировать часть письма и направить его адресату. Все действия фиксируются протоколом, который подписывается всеми участниками. 
Прослушивание и запись разговоров - следственное действие, производящееся при расследовании тяжких или особо тяжких преступлений, при которых соответственное оперативное подразделение организует прослушивание и фиксацию переговоров определенных лиц.  
Фактические основания – предположение, что при переговорах лиц будет озвучена информация, необходимая для раскрытия дела. 
Юридические основания – постановление плюс санкция прокурора. В постановлении указывается, какие разговоры, в какой период, через какие средства коммуникации необходимо прослушать. Соответственно службы по окончании прослушивания предоставляют цифровую запись и расшифровку (текст) переговоров за указанный период. Следственные органы, получившие данную информацию изучив ее принимают решение о приобщении (или нет) ее к материалам дела. Приобщается как вещдок. 
Возможно привлечь специалиста-переводчика. После суда вся информация не имеющая отношения к делу подлежит уничтожению, для предотвращения возможности шантажа участников. 
Допрос – получение информации от допрашиваемого путем общения с ним и фиксацией этих показаний в протоколе. 
Основания фактические: лицо владеет определенной информацией, необходимой для дела 
Юридические основания: 
Граждане несут уголовную ответственность за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Никто не обязан давать показания против себя самого, своих родных и близких родственников.  
Допрашиваемому предлагается самостоятельно изложить интересующие нас факты, после чего задаются необходимые вопросы, после полученная информация заносится в протокол следователем в форме рассказа от первого лица. Можно предоставить допрашиваемому изложить свои показания письменно самостоятельно, а затем задать ему дополнительные вопросы и занести их в протокол допроса от первого лица. По окончанию допроса допрашиваемый, ознакомившись с протоколом, собственноручно пишет «Протокол прочитан, с моих слов записано верно».  
Допрос несовершеннолетних. 
При допросе свидетелей и потерпевших до 14 лет, обязательное присутствие социального педагога-психолога. С 14 до 16 лет – по решению следователя (лучше пригласить). С 16 и выше – не надо.  
При допросе подозреваемого, обвиняемого – обязательное присутствие педагога-психолога, до 18 лет. 
Время допроса: 
1)для взрослых – 8 в сутки, непрерывно не более 4 часов 
2)для несовершеннолетних – в 2 раза меньше 
Очная ставка – одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц, в чьих показаниях есть существенные разногласия. 
Основания и оформление – см. допрос. 
При оформлении вопросы и ответы полностью фиксируются и каждая группа вопросов подписывается.  
Предъявление для опознания 
- следственное действие, в ходе которого кто-либо из ранее допрошенных опознает представленный объект идентифицируя его по определенным признакам. 
Фактические основания: 
-лицо видело объект и может его идентифицировать 
Юридические основания: 
Виды опознания: 
-опознания живых людей 
-опознания трупов 
-опознание по фотографии 
-опознание живых существ 
-опознание предметов 
-опознание документов 
Во всех случаях опознания (кроме трупов и живых существ) предоставляется схожие однородные объекты в общем кол-ве не менее 3.  
Подставные объекты по внешним признакам не должны отличаться от опознаваемого.  
На всех видах опознания (кроме опознания трупа) обязательное присутствие понятых, которые должны видеть реакцию опознающего. В случаи, когда опознаваемый желает скрыть свою личность, орган уголовного преследования может организовать данное опознание, понятые находятся вместе с опознающим. 
Проверка показаний на месте – следственное действие, которое свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый в определенным месте показывает и уточняет свои показания.  
Экспертиза – следственное действие, когда по постановлению органа уголовного преследования или суда эксперт дает заключение на интересующие вопросы. 
Экспертиза может производиться до Возбуждения уголовного дела. Признав необходимым назначение экспертизы, следователь выносит об этом постановление [См. Приложение Л], в котором указываются основания назначения экспертизы; фамилии эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.  
Случаи обязательного назначения проведения экспертизы: 
1) причина смерти, характер и степень тяжести телесных повреждений;  
2) возраст подозреваемого, обвиняемого, нет документов у названных лиц; 
3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его способности правильно осознавать обстоятельства по делу, либо возникают сомнения его вменяемости; 
4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение его вменяемости; 
При назначении экспертизы у подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей и защитника возникают права. С данными правами они ознакамливаются перед экспертизой под протокол: 
1) знакомиться с постановлением 
2) заявлять отвод эксперту или экспертному учреждению 
3) просить о привлечении в качестве экспертов других лиц 
4) предоставлять дополнительные вопросы для экспертизы 
5) присутствовать с разрешения следователя при проведении экспертизы 
6) знакомиться с заключением эксперта 
Вышеуказанные права имеют потерпевший и свидетель, подвергаемые экспертизе.  
Экспертиза свидетелей проводится только с их письменного согласия и в этом случаи на него также распространяются вышеуказанные права. При проведении экспертизы вне экспертного учреждения, следователь, вынесший постановление о ее проведении, удостоверившись в личности и компетентности эксперта доводит до него права и обязанности эксперта, предусмотренные ст.61 Уголовно Процессуального Кодекса.  
Виды экспертиз: 
1) комиссионная – экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности или профиля. В своем заключении эксперты либо сходятся во мнении, о чем делается запись, либо при расхождении мнений, соответствующе оформляют 1 заключение, либо дают каждый свое 
2) комплексная – проводится экспертиза экспертами равных специальностей в пределах своей компетенции. В заключении указываются виды исследований, их объем и мнение каждого из экспертов по своему направлению 
3) дополнительная – проводится в случае, когда возникают новые вопросы, либо была не полнота исследований первоначальной экспертизы 
4) повторная – когда исследуются те же самые вопросы, но уже другим экспертом. 
Дополнительную экспертизу может проводить тот же самый эксперт. Эксперт, проведя экспертизу, выносит заключение, в котором дает ответ на вопросы постановления, либо сообщение о невозможности дачи заключения. С заключением или постановлением ознакамливается подозреваемый, обвиняемый под протокол.  
Органы уголовного преследования и суд в некоторых случаях могут провести допрос эксперта, при допросе эксперт пользуется правами и обязанностями свидетеля. 
В зависимости от направлений исследования существуют различные виды экспертиз, которые изучаются в курсе криминалистики.  
Получение образцов для сравнительного исследования – это следственное действие или вид экспертизы, при которой получаемые образцы почерка или иные образцы какого-либо объекта для дальнейшего проведения экспертизы. Образцы берутся на основании постановления. При этом изъятие образцов у свидетеля ил потерпевшего производится с их согласия [1,c.431]. 
Таким образом, действующие законодательство Республики Беларусь в полной мере содержит совокупность следственных действий, которые помогают органом уголовного преследования раскрывать преступления. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Практика, как часть основной образовательной программы, является важным элементом в процессе подготовки специалиста в области юриспруденции. 
Целью прохождения практики является получение опыта работы в качестве юриста, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях. 
Во время прохождения преддипломной практики, главная цель которой состоит в закреплении теоретических знаний на основе изучения работы следственного комитета, получении практических навыков и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности: 
- закрепил, расширил и систематизировал теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин; 
- ознакомился с законодательной базой, регламентирующей деятельность следственного комитета; 
- изучил стадии уголовного процесса, ознакомился с методикой выявления правонарушений, причин и условий им способствовавших;  
- принимал участие в производстве и оформлении следственных действий; 
- закрепил знания об основании и порядке применения мер процессуального принуждения и пресечения; 
- участвовал в производстве и оформлении следственных действий; 
По прибытии на место прохождения производственной (ознакомительной) практики, был ознакомлен с техникой безопасности, прослушал лекцию по технике безопасности и по охране труда. 
В процессе прохождения практики ознакомился с рядом уголовных дел, которые находились в производстве.  
Таким образом, защита интересов граждан и государства – первостепенная следственного комитета Республики Беларусь, основные усилия которых направлены на обеспечение общественного порядка, противодействие организованной преступности, соблюдение конституционных гарантий по обеспечению прав и свобод граждан. 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Беловая, Т. А. Уголовный процесс. Особенная часть: Учебник / Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича – Минск: Амалфея, 2002. – 536с. 
2. Борико, С. В. Уголовный процесс / С. В. Борико. – Минск: Амалфея, 2000. – 356 с. 
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. 
4. Пунько, Т. Н. Уголовное право: курс лекций / Т. Н. Пунько, М. Н. Кулак. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 353 с. 
5. Реутов, В. П. Юридическая практика и развитие законодательства: Учебное пособие / В. П. Реутов. – М.: НКФ «Экоперспектива», 2002. – 115 с. 
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой Представителей 9 июля 1999 г. № 275-З. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года. – Минск: Амалфея, 2001. – 320 с. 
7. Уголовно—процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 16 июля 1999 г., № 295—З: в ред. Кодекса Респ. Беларусь от 15 июля 2008 г., №411—З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — №184. — №2/1508.

 


Информация о работе Отчет по пракики в СК РБ