Особенности прохождения службы в органах прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств – задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов прокуратуры.
Цель работа: дать понять и разъяснить особенности службы в органах прокуратуры и разъяснить полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности прохождения службы в органах прокуратуры……………6
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Введение готов.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

а) в Генеральной прокуратуре  РФ — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников и других прокуроров и  следователей аппарата, перечисленных  в ст. 405 Закона о прокуратуре;

б) прокуроров субъектов  РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с субъектами Федерации;

в) заместителей прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;

д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают  на должность и освобождают от должности:5

а) работников аппарата, соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших  прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников нижестоящих прокуратур. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей. Как и для всех категорий государственных служащих, для прокурорских работников для определения соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации, укрепления служебной дисциплины проводится аттестация. Порядок проведения аттестации установлен Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74. В нем также определено, что аттестация проводится не реже одного раза в 5 лет. За примерное исполнение прокурорскими работниками своих обязанностей по службе к ним применяются наряду с обычными поощрениями такие, как: награждение именным оружием; награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры заключаются в том, что они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию не только за нарушения по службе, но и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Они могут быть предупреждены о неполном служебном соответствии, понижены в классном чине. Работник, совершивший проступок может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Важным элементом службы в органах прокуратуры являются условия прохождения службы, к числу которых относится внутренний распорядок, продолжительность рабочего времени, отпуска, денежное содержание, меры правовой и социальной защиты различных категорий прокурорских работников. На службу в органы и учреждения прокуратуры лица принимаются на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. Поэтому в соответствии с трудовым законодательством на прокурорских работников возлагаются обязанности по соблюдению правил внутреннего распорядка, установленные в органе или учреждении прокуратуры. На них распространяется общая продолжительность рабочего времени, предоставляются ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии с учетом особенностей прохождения данного вида службы. Эти особенности касаются продолжительности отпуска, установленного в количестве 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы до 15 календарных дней. Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50\% должностного оклада); доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (в размере до 50\% должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; денежного поощрения (премии) по итогам за квартал и год. Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Этой категории прокурорских работников, имеющим право на пенсию за выслугу лет, предусматривается также выплата ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50\% пенсии, которая могла быть им назначена. Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Они подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного содержания. Законодательством предусматриваются и другие льготы и гарантии различным категориям прокурорских работников в связи с прохождением ими службы в органах прокуратуры. К особенностям прекращения службы прокурорских работников относится возможность их увольнения помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях достижения предельного возраста пребывания на службе, прекращения гражданства РФ, нарушения присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, несоблюдения ограничений, связанных со службой, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Контроль за соблюдением порядка и условий прохождения службы прокурорскими работниками осуществляется соответствующими кадровыми службами органов и учреждений прокуратуры.  

 

2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре» предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом органы прокуратуры постоянно должны видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Они не должны подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция.

Кроме того, Федеральный  закон «О прокуратуре» особый акцент делает на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Вот поэтому сотрудникам прокуратуры всегда необходимо проводить точный правовой анализ имеющихся в их распоряжении фактических данных. В тех же случаях, когда для решения правовых вопросов требуется характеристика оперативно-хозяйственной деятельности, имеет смысл прибегнуть к помощи соответствующих специалистов.

Основной круг полномочий прокуроров определены Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре» и детализированы рядом нормативных актов Генеральной прокуратуры. Среди данных полномочий есть и осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Здесь следует сразу оговориться, что объем полномочий прокурора  при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в определенной своей части идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов. В соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре» прокурор при осуществлении функций в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина использует полномочия по надзору за соблюдением законов, предусмотренные ст. 22 вышеназванного закона, к числу которых относятся:6

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

- при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

- проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- предостерегать о недопустимости нарушения закона;

- освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносить представление об устранении нарушений закона.

Кроме того, при осуществлении  функции в сфера надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре»:7

- рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъясняет пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод;

- принимает меры по  предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод человека  и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

- при наличии оснований  полагать, что нарушение прав  и свобод человека и гражданина  имеет характер преступления, принимает  меры к тому, чтобы лица, его  совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию в соответствии  с законом;

- в случаях, когда нарушение  прав и свобод человека и  гражданина имеет характер административного  правонарушения, возбуждает производство  об административном правонарушении  или незамедлительно передает  сообщение о правонарушении и  материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях;

- в случае нарушения  прав и свобод человека и  гражданина, защищаемых в порядке  гражданского судопроизводства, когда  пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Рассмотрим данные полномочия более подробно.

Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений  о нарушении прав и свобод человека. В целях совершенствования порядка  рассмотрения и разрешения заявлений, обращений и жалоб граждан Приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3 в действие была введена Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Заявления и жалобы служат той отправной точкой, которой определяется необходимость прокурорского вмешательства. Заявителями выступают в основной своей массе лица, права и свободы которых нарушены, хотя заявления и жалобы могут поступать и от других категорий граждан, а также государственных органов, различных организаций. По каждому заявлению, обращению или жалобе может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Заявления, жалобы граждан, должностных и иных лиц, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности.

Рассмотрение сообщений  о нарушении прав и свобод позволяет прокурору уяснить суть поступившего к нему обращения, сформировать мнение о характере реагирования на него. При разрешении жалоб и заявлений граждан в обязательном порядке должны быть истребованы необходимые нормативные документы, получаются объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. По итогам составляется заключение, а при необходимости выносится решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. При рассмотрении и разрешении жалоб граждан запрещается без согласия граждан разглашать сведения об их частной жизни. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний адрес.

В тех случаях, когда заявления, жалобы, иные сообщения не содержат всех необходимых для принятия решения  данных либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения являются поводом для проведения проверок. Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, военных прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место.

Для обеспечения полноты  и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.

В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства: имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина; в чем выразилось конкретное нарушение  прав и свобод, какие правовые нормы при этом были нарушены; каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека; какие обстоятельства способствовали нарушению.

Обращения граждан считаются  разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется  возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

Письменное решение о  предоставлении заявителю возможности  ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники управлений и отделов (на правах управлений), а в прокуратурах субъектов РФ, городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах - соответствующий прокурор, его заместители, начальники управлений и отделов.8

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает в надзорное производство справку о том, с какими материалами  он ознакомлен.

Жалобы, заявления, обращения  могут быть оставлены без разрешения и уведомления авторов, когда: обращение является анонимным, за исключением случаев, когда в таких обращениях содержатся сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях (направляются в правоохранительные органы по принадлежности); обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события; имеется решение о прекращении переписки. Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается аргументированное разъяснение.

Информация о работе Особенности прохождения службы в органах прокуратуры