Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Одним из приоритетных направлений развития правовой системы России на современном этапе является возведение в ранг высшей социальной ценности прав, свобод и законных интересов человека. В связи с этим в российском законодательстве новое развитие получили отдельные правовые институты, гарантирующие права личности. В уголовном судопроизводстве к числу таких институтов относится совокупность правовых норм, определяющих исключительное право не подчиняться некоторым общим положениям закона, предоставленное для отдельной категории лиц.

Содержание

Введение.

1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.doc

— 700.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Филиал 

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Российский государственный гуманитарный университет» в г. Костроме

 

Филиал  РГГУ в г. Костроме

 

 

 

 

Жукова Т.М.

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных лиц.

       Контрольная работа  по  Уголовно-процессуальному праву

студентки

4-го курса заочной  формы обучения 

 

специальности 030501

 

 

«Юриспруденция»

 

 

 

 

      •   Руководитель

           Ст.преподаватель Рыжов А.Б.

 

                                  

 

Кострома 2013

Содержание

 

Введение.

 

1. Общие правила  производства в отношении отдельных  категорий лиц.

 

2. Порядок  производства по уголовным делам  в отношении отдельных категорий  лиц.

 

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из приоритетных направлений развития правовой системы России на современном  этапе является возведение в ранг высшей социальной ценности прав, свобод и законных интересов человека. В связи с этим в российском законодательстве новое развитие получили отдельные правовые институты, гарантирующие права личности. В уголовном судопроизводстве к числу таких институтов относится совокупность правовых норм, определяющих исключительное право не подчиняться некоторым общим положениям закона, предоставленное для отдельной категории лиц. В частности, существенное развитие получил порядок применения уголовно-процессуальных норм в отношении лиц, занимающих особое положение в государстве (депутатов, судей, прокуроров и др.). Особенность заключается в том, что нормы, регулирующие данные отношения, нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации, в ряде Федеральных законов.

УПК РСФСР не содержал соответствующих  статей, регулирующих иммунитеты различных категорий граждан, при этом было необходимо, чтобы, «разбросанные» по различным нормативным актам нормы права, регламентирующие иммунитеты, нашли четкий механизм реализации в УПК.

В связи с принятием УПК РФ ситуация с правовым регулированием иммунитетов в уголовном судопроизводстве изменилась. Вместе с тем возникла необходимость в осмыслении и анализе и новых положений, используемых законодателем.

  • 1. Общие правила  производства в отношении отдельных  категорий лиц

    преступление расследование служебный иммунитет

    Производство  по уголовным делам в отношении  отдельных категорий лиц –  это обеспеченная дополнительными  гарантиями процессуальная форма расследования  уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, обладающими  служебным иммунитетом. Служебный иммунитет гарантирует должностным лицам эффективное выполнение ими важнейших государственных и общественных функций путем установления усложненного порядка их уголовного преследования в виде необходимости получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет не означает приобретения такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим непосредственным юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы независимости судей, разделения властей и др.

    Рассматриваемый особый порядок следует отличать от процедуры ведения уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипломатическим, консульским и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им, в первую очередь, международным правом и в целом отличается еще большим объемом изъятий из ординарного строя судопроизводства.

    Особый  порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный главой 52 УПК РФ, в том или ином объеме и с теми или иными различиями применяется в отношении следующих категорий лиц (ч. 1 ст. 447 УПК РФ):

    – членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;

    – судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия;

    – Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;

    – Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

    – Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидатов в Президенты РФ;

    – прокуроров;

    – Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;

    – руководителя следственного органа;

    – следователей;

    – адвокатов;

    – членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

    – зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

    Особый  порядок производства в отношении  тех или иных категорий лиц  составляет четыре группы процессуальных гарантий.

    1. Особенности осуществления уголовного преследования в виде:

    а) возбуждения уголовного дела;

    б) привлечения в качестве обвиняемого, когда уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения деяния, содержащего  признаки преступления;

    в) поворота обвинения к худшему в части квалификации преступления.

    Процедура принятия этих решений включает в  себя следующие элементы:

    – вынесение решения исключительно Следственным комитетом при прокуратуре РФ соответствующего уровня;

    – предварительное получение перед принятием такого решения, заключения особой коллегии судей о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления;

    – предварительное получение согласия государственного органа власти или профессиональной корпорации, к которым, как правило, принадлежит данное лицо (Совета Федерации или Государственной Думы; Федерального Собрания РФ; Конституционного Суда РФ, соответствующих квалификационных коллегий судей);

    – производство предварительного следствия в отношении указанных лиц только следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;

    – рассмотрение представления руководителя следственного органа о даче судом заключения о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления проводится в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления в суд.

    2. Особенности задержания отдельных  категорий лиц (ст. 449 УПК РФ). Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, должны быть немедленно освобождены после установления их личности.

    Исключение  из этого правила составляют лишь случаи их задержания на месте преступления.

    3. Особенности избрания меры пресечения  и производства отдельных следственных  действий (ст. 450 УПК РФ). Судебное решение об избрании заключения под стражу в отношении судьи, члена Совета Федерации, Депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия соответствующих органов. Когда уголовное дело в отношении лица, защищенного служебным иммунитетом, не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то процессуальные действия, которые требуют судебного разрешения, могут проводиться лишь в особом порядке, а именно с согласия соответствующего суда.

    4. Особенности направления уголовного  дела в суд в отношении членов  Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей федеральных судов  состоят в том, что уголовное  дело в отношении данных лиц  рассматривается Верховным Судом  Российской Федерации, если ими до начала судебного разбирательства заявлено об этом ходатайство (ст. 451, 452 УПК РФ).

    • 2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

     

    Особенности производства по уголовным делам  в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления. Положения главы 52 УПК распространяют свое действие только на тех лиц, которые приобретают соответствующий статус в результате выборов. К числу таковых, по общему правилу, относятся:

    • депутаты (входящие в представительный орган местного самоуправления), избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
    • глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
    • иные выборные должностные лица или должностные лица иного выборного органа местного самоуправления, должность и порядок избрания которых определены уставом муниципального образования, избранные непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенные согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

    В отношении остальных лиц, участвующих  в местном самоуправлении применяется  обычный порядок судопроизводства.

    Кроме общих правил производства по уголовным  делам рассматриваемой категории  в отношении депутатов, членов выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления так же существует одна особенность: решение о возбуждении уголовного дела в отношении такого субъекта либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК). Согласование данного вопроса с судом или иными государственными органами не требуется.

    Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении данных субъектов либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации (п. 6, 7, 8 ч. 1 ст. 448 УПК). Согласование данного вопроса с судом или иными государственными органами не требуется. Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Настоящее правило законодатель не распространил на кандидата в Президенты Российской Федерации.

    Особенности производства по уголовным делам  в отношении следователя и  адвоката. Следователь – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Адвокат – это лицо, являющееся членом коллегии адвокатов. При условии, что коллегия адвокатов зарегистрирована в соответствии с законодательством и членство в ней правомерно. Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором.

    Особенности производства по уголовным делам  в отношении прокурора. Производство по уголовным делам в отношении прокуроров имеет следующие особенности:

    Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных лиц