Неоказание помощи больному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающие между «больным» и лицом, обязанным предоставить медицинскую помощь. Целью данного исследования является рассмотрение объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны и квалификацию преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 124 УК РФ 5
1.1 Объективные признаки состава преступления 5
1.2 Субъективная сторона преступления 11
2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 124 УК РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СДАНА.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

Субъектами преступления выступают главным образом медицинские работники, имеющие право на занятие медицинской, фармацевтической деятельностью и осуществляющие такую деятельность в государственной, муниципальной или частной системе здравоохранения. К такому роду работникам относятся, прежде всего, врачи, т. е. дипломированные специалисты соответствующего профиля.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:

1.Объект преступления - жизнь и здоровье человека.

2.Объективная сторона  преступления характеризуется неоказанием помощи больному без уважительных причин, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного.

3. Субъект данного преступления принадлежит к категории специальных: им является физическое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное оказывать помощь больным в соответствии с законом или специальными правилами.

4.Субъективная сторона  преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к самому факту неоказания помощи больному и преступным легкомыслием или преступной небрежностью по отношению к наступившим последствиям в виде средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 124 УК РФ

 

В ч. 2 ст. 124 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки: смерть больного, либо причинение тяжкого вреда его здоровью. К этим последствиям психическое отношение виновного должно проявиться в виде неосторожности. Если виновный желает или допускает смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью, то он должен отвечать за умышленное убийство или за причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ)

Буквальное толкование действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что действия (бездействие) медицинских и фармацевтических работников, не причинившие вреда здоровью или жизни граждан, не влекут наступление уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. 

Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. 

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ необходимо установить, во-первых, наличие у лица обязанности, вытекающей из законов и подзаконных нормативных актов, оказать медицинскую помощь, за которой обратились больной или его родственники, другие лица. Во-вторых, медработник должен иметь физическую возможность выполнить эту обязанность. Уголовная ответственность исключается, если будет установлено, что имелись уважительные причины для неоказания помощи, например непреодолимая сила, болезнь самого медработника, необходимость оказания помощи другому больному, отсутствие медикаментов, требуемого медицинского оборудования, инструментов и т. п. В каждом конкретном случае следственные и судебные органы будут выяснять причины неоказания помощи и оценивать их в совокупности с другими обстоятельствами. Такие причины, как вызов в ночное и нерабочее время, в отдаленный населенный пункт, ссылка на неотложные организационные мероприятия и т. п. уважительными признаны быть не могут.

Так, например, рассмотрим Постановление Московского районного суда:10 
          В районной больнице подмосковного города после ДТП умерла Елена 23 года.  Приговором суда врач-травматолог районной больницы признан виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ (Неоказание помощи больному, повлекшему по неосторожности его смерть), назначено наказание в виде лишения свободы сроком на полтора года условно с лишением права заниматься медицинской практикой на полтора года.

         Судом установлено, что лечащим врачом не были выполнены необходимые действия лечебно-диагностического характера (больная не направлена в рентген-кабинет, не была налажена адекватная инфузионная терапия и другое лечение), что привело к смерти больной.

Большинство авторов, опираясь на нормативно-правовые акты к «больному» относят лиц, находящихся в любом болезненном состоянии, независимо от причины. 11

Обратившись к теории медицинской науки, можно найти следующие формулировки «болезненного состояния»: 

- «процесс развития  в организме - в целом или в  отдельных частях и органах - отклонений  от физиологической и анатомической  нормы, нарушающих правильность  жизненных отправлений организма»;  
- «состояние организма, в котором утрачивается способность полноценно выполнять те или иные функции». Проанализировав выше сказанное, следует указать на размытость и неточность в определении понятий «болезненное состояние» и «больной».

 Автор не может согласиться ни с одним из приведенных определений в виду того, что они не достаточно полно отражают признаки болезненного состояния человека. Представляется, что использовать понятийный аппарат медицинской науки для уголовно-правовой характеристики понятия «больной» используемого в статье 124 УК РФ недопустимо. Так, например, нельзя назвать «больной» беременную женщину, нуждающуюся в оказании медицинской помощи вследствие начала «стремительных родов». 12 «Больным» по моему мнению следует признавать любое лицо, заболевшее болезнью, или находящееся в опасном для жизни или здоровья положении, вызванном, несчастным случаем, поведением людей, естественными процессами, происходящими в организме, и нуждающееся в оказании медико-фармацевтической помощи. 

Статья 124 УК РФ предусматривает уголовную ответственность именно за неоказание медицинской помощи, так как ответственность по ней несут только лица, обязанные оказывать её по закону или специальному правилу. 13 
Подтверждением этому суждению является положение, содержащееся в ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан, согласно которому медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками, а так же лицами обязанными её оказать в виде первой помощи по закону и специальному правилу. 

 В соответствии  со ст. 37.1 Основ законодательства  об охране здоровья граждан, в  случае необходимости медицинские  работники обязаны оказать следующие  виды медицинской помощи: 

- первичная медико-санитарная  помощь (включает в себя лечение  наиболее распространенных болезней, а так же травм, отравлений  и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических  и противоэпидемиологических мероприятий); 

- скорая медицинская  помощь (оказывается при несчастных  случаях, травмах, отравлениях и  других состояниях и заболеваниях);  
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь (оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий). 

Следует отметить тот факт, что некоторые источники устанавливают обязанность субъектов по «обеспечению оказания доврачебной помощи». 

К таким субъектам относят: 

-судебных приставов (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О  судебных приставах» в редакции  от 23.07.2008 г. № 29-ФЗ);14 

          -сотрудников ведомственной охраны (ст. 13 Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ); 15

 -частных детективов и охранников (ст. 16 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности» в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ); 16

 -сотрудников организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (абз.4 ст.20 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).17 

Необходимо отметить, что в Основах законодательства об охране здоровья граждан 1993 года, такой вид помощи как доврачебная, не упоминается. 

Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» термин «первичная медико-социальная помощь» рассматривался как синоним термину «доврачебная помощь».18  Представляется что, под «доврачебной помощью» следует понимать комплекс лечебно- профилактических мероприятий, проводимых до вмешательства врача. Данный вид помощи, оказывается главным образом средним медперсоналом, фельдшером, акушеркой, медицинской сестрой, а так же лицами, не имеющими специальной медицинской подготовки в порядке первой помощи.  Доврачебная помощь, оказываемая людьми, не имеющими специального медицинского образования, заключается в проведении простейших мероприятий по устранению угрозы жизни и здоровью больного на месте происшествия (на улице, работе дома) до прибытия медработника. 

 Используемая в вышеперечисленных законах формулировка «обеспечить оказание доврачебной помощи» по мнению автора должна быть изменена, на «оказать доврачебную помощь», так как она четко не определяет обязанность совершить конкретные манипуляции (наложить жгут, повязку, сделать искусственное дыхание) и позволяет субъекту ограничиться, например звонком по телефону 03. Необходимость данных изменений подтверждается тем, что, потребность в первичной, скорой, специализированной медицинской помощи не всегда может быть удовлетворена имеющейся сетью медицинских учреждений.

Установление обязанности по обеспечению оказания доврачебной помощи представляется мне вполне логичным и обоснованным, так как указанные субъекты нередко осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях, опасных для их жизни и здоровья, но и для жизни и здоровья третьих лиц, а так, же проходят специальное обучение, в ходе которого они получают необходимый объем теоретических знаний и практических навыков по оказанию доврачебной помощи. 

Проанализировав вышесказанное, автор считает, что необходимо конкретизировать понятие «больной» и «болезненное состояние» в ФЗ «Об охране здоровья граждан».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что:

  1. В ч. 2 ст. 124 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки: смерть больного, либо причинение тяжкого вреда его здоровью.
  2. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ необходимо установить:
    1. Наличие у лица обязанности, вытекающей из законов и подзаконных нормативных актов, оказать медицинскую помощь, за которой обратились больной или его родственники, другие лица.
    2. Медработник должен иметь физическую возможность выполнить эту обязанность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

Объектом преступления является  жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона преступления характеризуется неоказанием помощи больному без уважительных причин, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного.

Субъект данного преступления принадлежит к категории специальных: им является физическое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное оказывать помощь больным в соответствии с законом или специальными правилами.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к самому факту неоказания помощи больному и преступным легкомыслием или преступной небрежностью по отношению к наступившим последствиям в виде средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

В ч. 2 ст. 124 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки: смерть больного, либо причинение тяжкого вреда его здоровью.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ необходимо установить:

Наличие у лица обязанности, вытекающей из законов и подзаконных нормативных актов, оказать медицинскую помощь, за которой обратились больной или его родственники, другие лица.

Медработник должен иметь физическую возможность выполнить эту обязанность.

Установление обязанности по обеспечению оказания доврачебной помощи представляется вполне логичным и обоснованным, так как указанные субъекты нередко осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях, опасных для их жизни и здоровья, но и для жизни и здоровья третьих лиц, а так, же проходят специальное обучение, в ходе которого они получают необходимый объем теоретических знаний и практических навыков по оказанию доврачебной помощи. 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что объективную сторону неоказания помощи больному включает в себя неоказание медицинской помощи, в том числе и доврачебной. 

Вместе с тем, наряду с установлением вида помощи, оказываемой больному, необходимо установить объем этой помощи. 

По моему мнению, объем помощи, которую должен оказать субъект рассматриваемого преступления напрямую зависит от его профессиональной принадлежности, наличия или отсутствия навыков выполнения тех или иных манипуляций.

Очевидно, что медицинский работник (врач), имеющий специальное образование обладает большим набором навыков и умений по оказанию медицинской помощи, чем сотрудник милиции или сотрудник ведомственной охраны. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Нормативно  правовые акты

     1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с измен. и доп. по сост. на 30.12.2008 года) // Росс. газ. – 1993. – № 237.

     1.2Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63–ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ. – 1996. - № 25.

     1.3 Федеральный закон от 11.03.1992 г. № 31-ФЗ « О частной детективной и охранной деятельности», (в редакции от 10.01.2003.)// СЗ РФ. – 1992.-№ 15.

     1.4 Федеральный закон от 22.07.1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", (в ред. от 07.12.2011.)// Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ.- 1993 .- N 33

     1.5 Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ « О радиационной безопасности населения», (в редакции от 22.08.2004.)// СЗ РФ. – 1996.- № 122.

     1.6 Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», (в редакции от 27.06.2011.)// Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1999.-№156.

     1.7 Федеральный закон от 03.03.2007г.№ 29-ФЗ « О судебных приставах», (в редакции от 23.07.2008.)// Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 2007.-№118.

     1.8 Постановление Правительства РФ от 4.07.2002 г. № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», (в редакции от 01.02.2005.)// СЗ РФ. – 2002.-№49.

Информация о работе Неоказание помощи больному