Методика проведения опроса лиц задержанных за нарушение пограничного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:28, реферат

Краткое описание

Слово "опрос" означает "расспросить, спросить, выведать, выпросить, разузнать, выяснить что-нибудь, получить сведения". В энциклопедическом словаре опрос трактуется как метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных факторах со слов опрашиваемого. Хочется отметить, что вопросы проведения опроса на данный момент конкретно не нашли своего отражение не в одном нормативно-правовом акте.

Вложенные файлы: 1 файл

тезисы.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)
 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА ЛИЦ ЗАДЕРЖАННЫХ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОГРАНИЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

     Слово "опрос" означает "расспросить, спросить, выведать, выпросить, разузнать, выяснить что-нибудь, получить сведения". В энциклопедическом словаре опрос трактуется как метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных факторах со слов опрашиваемого. Хочется отметить, что вопросы проведения опроса на данный момент конкретно не нашли своего отражение не в одном нормативно-правовом акте. Разработка методики проведения опроса лиц задержанных за нарушение пограничного законодательства, алгоритм опроса с конкретной категорией лиц, разработка примерного перечня вопросов задаваемых нарушителю пограничного законодательства – являются основными задачами данной работы. Что в свою очередь позволит в дальнейшем применять данные методы на практике и будет являться своего рода “шпаргалкой” для сотрудника Органов Пограничной Службы (далее - ОПС) Республики Беларусь.

     На  мой взгляд, опрос – это основанный на законе и подзаконных нормативных правовых актах сбор оперативно-розыскной информации путем непосредственного межличностного речевого общения с источниками, достоверно или предположительно осведомленными о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия правонарушений (преступлений), активного поиска нарушителей пограничного законодательства и решения других задач, стоящих перед ОПС Республики Беларусь. Исходя из определения опроса, полагаю, что можно выделить его сущностные признаки: субъекты и объекты опроса, целевую направленность; характер и содержание получаемой первичной информации; тактику опроса.

     Объекты опроса - это лица - носители значимой информации, необходимой для успешного решения задач возложенных на ОПС Республики Беларусь. Субъектами же опроса являются все военнослужащие и гражданский персонал ОПС Республики Беларусь.

     На  мой взгляд, немаловажное значение для подготовки, определения методики проведения опроса, а при возбуждении уголовного дела – допроса, будет иметь классификация опрашиваемых лиц, которую можно разделить на следующие основные группы:

    1. лица, задержанные с поличным на месте совершения правонарушений (преступления);
    2. лица, причастные (склонные) к криминальной деятельности в сфере пограничной безопасности;
    3. лица, потенциально обладающие криминалистически значимой информацией, которые добровольно заявили или сообщили о совершенном или готовящемся правонарушении (преступлении);
    4. должностные лица предприятий, организаций, учреждений; субъекты предпринимательской деятельности (юридические и физические лица), которые полностью или частично контролируются организованной преступной группой (далее - ОПГ) или были созданы ими на преступные доходы;
    5. коррумпированные должностные лица властно-управленческих органов, обеспечивающие формирование, функционирование ОПГ и оказывающие противодействие ОПС Республики Беларусь при выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии правонарушений (преступлений);
    6. очевидцы; лица, пострадавшие от криминальной деятельности ОПГ.

     В юридической литературе существует мнение, что при проведении доследственной проверки заявлений, сообщений, иной информации о правонарушениях (преступлениях) вопросы тактики вообще не имеют значения и что для получения объяснений достаточно вызвать и задать вопросы опрашиваемому. С данной позицией согласиться нельзя. Во-первых, правильный выбор тактических приемов при проведении опроса позволит получить первичную информацию правдивой и полной. Во-вторых, установление психологического контакта с опрашиваемым, правильный выбор тактических приемов, умелое использование имеющихся данных играют часто решающую роль в выявлении признаков преступления.

     Результативность  и эффективность любого доследственного  действия по проверке заявления, сообщения, иной информации об нарушении пограничного законодательства, зависит от общей подготовки лица назначенного для проведения опроса. Я считаю, что важной составной частью профессиональной подготовки является психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений, включающая в себя выработку у них таких личностных качеств, как общительность, наблюдательность, умение быстро реагировать на изменение оперативно-тактической ситуации, психологическая устойчивость, умение противостоять противодействию опрашиваемых и др.

     К элементам опроса следует относить: определение задач и предмета опроса, круга опрашиваемых лиц; ознакомление с имеющимися данными о личности опрашиваемого; прогнозирование противодействия  со стороны определенной группы опрашиваемых; определение места, времени и обстановки опроса; предварительная разработка тактических приемов с учетом криминалистической классификации опрашиваемых и примерного перечня вопросов, очередности их постановки; возможность применения технических средств документирования опроса.

     При проведении опроса выпускниками ГУО  “ИПС РБ” и другими должностными лицами ОПС Республики Беларусь предлагаю пользоваться следующими рекомендациями:

    1. Лицо, производящее опрос (далее - ЛПО) должно лично опрашивать задержанных лиц для получения криминалистически значимой информации о месте, времени, способе совершения преступления (правонарушения), его субъектном составе и других обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если было задержано несколько лиц, подозреваемых в организованной преступной деятельности, то их необходимо опрашивать одновременно. После опроса он должен ознакомиться с показаниями опрашиваемых и в случае необходимости задать им вопросы: либо контрольные, либо уточняющие, либо дополняющие. Полагаю, что при проведении опроса недопустимо задавать опрашиваемому наводящие вопросы;
    2. Если опрос лиц, располагающих в силу определенных обстоятельств информацией, имеющей значение для возбуждения уголовного дела, проводился оперативным работником в ходе оперативно-розыскной деятельности, то с учетом сложившейся ситуации целесообразно провести повторный опрос после ознакомления с материалами первичного опроса;
    3. ЛПО должно готовиться к проведению опроса и составлять развернутый план опроса лиц, которые являются потенциальными обладателями информации о способах подготовки, совершения и сокрытия следов криминальной деятельности, их криминальных, в том числе коррумпированных, связях и другой имеющей значение для выявления признаков нарушения пограничного законодательства;
    4. ЛПО необходимо для установления психологического контакта предварительно изучить личность опрашиваемого и правильно выбрать тактические приемы опроса;
    5. Опрос целесообразно начинать не с основных, а с второстепенных, "контактных (разминочных)", вопросов, в том числе тех, которые затрагивают жизненно важные, доминирующие потребности индивида и отвечать на которые ему не только несложно, но и интересно;
    6. ЛПО при подготовке к сложному опросу, когда прогнозируется открытое или тайное противодействие будущего собеседника, может планировать использование следующих тактических приемов: легендирование цели опроса; постепенное подведение опрашиваемого через выясняемые второстепенные вопросы к цели опроса; создание во время опроса эмоциональной напряженности путем ознакомления объекта опроса с имеющимися на него компрометирующими материалами; последующая развязка напряженности с помощью отвлекающих вопросов; внезапные вопросы; прямая постановка вопросов, относящихся к предмету выяснения; последовательная демонстрация следователем осведомленности о личности, поведении, образе жизни опрашиваемого; использование методов психологического воздействия и иных приемов убеждения, внушения и их разновидностей. В указанной ситуации определенную помощь в подготовке к опросу может оказать психолог;
    7. ЛПО не предупреждает опрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Однако при необходимости разъясняет ему общественный долг правдиво изложить все, что он знает об определенных событиях, обстоятельствах и фактах.
    8. Если субъект опроса не желает давать объяснения об известных ему фактах нарушения пограничного законодательства, то ЛПО, установив психологический контакт с опрашиваемым, должен попытаться убедить его в неправильности занятой им позиции и стимулировать желание опрашиваемого сообщить интересующую ЛПО информацию. Он должен напомнить опрашиваемому о возможных негативных последствиях сокрытия информации криминального характера;
    9. ЛПО перед началом опроса разъясняет опрашиваемому его право не давать пояснений в отношении себя, членов своей семьи, близких родственников, в соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь;
    10. ЛПО после свободного рассказа опрашиваемого об известных ему обстоятельствах нарушения пограничного законодательства по мере необходимости задает вопросы, имеющие значение для установления события преступления (правонарушения);
    11. ЛПО при опросе должностных лиц управленческих, контрольно-надзорных органов, коммерческих банков, предприятий, организаций по обстоятельствам и событиям, ставшим им известными в связи с работой, служебной деятельностью, должен учитывать, что известные им данные уже изложены в имеющихся документах (актах, справках), которые ими подписаны. В данной ситуации он проводит опрос в случаях необходимости, т.е. если возникают сомнения в правильности, достоверности определенных сведений или имеются противоречия в представленных ими документах;
    12. ЛПО результаты опроса оформляет в виде протокола опроса или письменных объяснений. Он может быть написан собственноручно опрашиваемым или ЛПО со слов опрашиваемого. В объяснении указываются данные о личности, месте работы и жительства опрашиваемого.

     Указанные тактические рекомендации проведения опроса при проверке заявлений, сообщений, иной информации об экономических преступлениях, совершаемых ОПГ, можно отнести к типичным, но не исчерпывающим 


Информация о работе Методика проведения опроса лиц задержанных за нарушение пограничного законодательства