Дознание как форма предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

За время действия нового Уголовно-процессуального кодекса в него внесено более сотни изменений, которые во многом изменили первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.
К сожалению, следует отметить, что, несмотря на внесенные изменения, несовершенство отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, негативно сказывается на работе следователей и дознавателей, а также подрывает авторитет правоохранительных органов и всего государства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…...3
1.Органы дознания: понятия и виды……………………………………………...…5
2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно…..11
3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.14
4. Функции и обязанности органов дознания……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………..23 Список литературы………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс12.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям  относятся такие действия по обнаружению  и закреплению доказательств, которые  совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление  с их производством может повлечь  исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов  дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.

По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток  со дня возбуждения дела, орган  дознания обязан передать дело прокурору. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может  проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий ( ст. 13Закона об оперативно-розыскной деятельности). Органы дознания не вправе проводить полное расследование по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, приостанавливать и прекращать их. По таким делам дознание, после выполнения дознавателем неотложных следственных действий, заканчивается составлением постановления о направлении дела прокурору (ч. 3 ст. 149 УПК).

 

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие  обязательно, состоит:

В возбуждении уголовного дела и  проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;

В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных  и следственных действий;

В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.СЛЕДСТВИЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

 

 

 Дознание по делам,  по которым предварительное следствие  не обязательно, — самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участ- ников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установленными уголовно-процессуальным законом (ст.

223—225 УПК РФ).

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование  в форме самостоятельного дознания производится в порядке, установленном  главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

 

Из этого положения  следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принципиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуальных действий:

 

а) привлечение лица в  качестве обвиняемого (составление  постановления о привлечении  лица в качестве обвиняемого);

 

б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим  документом, существование которого не предполагается в дознании);

 

в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним  участников уголовного процесса.

 

Этот вид дознания производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

 

Исключением из этого положения  является преступление, предусмотренное  ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений1.

 

Дознание производится в течение 30 суток с момента  возбуждения уголовного дела.

 

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

 

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.

 

В необходимых случаях, в том числе связанных с  производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

 

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса  о правовой помощи, направленного  в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

 

В соответствии со ст. 223.1 УПК  РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

 

О вручении копии уведомления  подозреваемому и о разъяснении  ему соответствующих прав составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

 

В течение трех суток  с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения в совершении преступления.

 

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны: 1)

 

дата и место его  составления; 2)

 

фамилия, инициалы лица, его составившего; 3)

 

фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его  рождения; 4)

 

описание преступления с указанием места, времени его  совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ; 5)

 

пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность  за данное преступление.

 

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в  совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

 

При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

 

Копия уведомления о  подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

 

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство пе- ред судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

 

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахождения в изоляторе временного содержания, если он был задержан).

 

При невозможности составить  обвинительный акт в указанный  срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е. в отношении него выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого. После этого производство дознания продолжается в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется (ст. 224 УПК РФ).

 

По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

 

Обвинительный акт —  итоговый процессуальный документ дознания как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

 

В этом документе указываются: 1)

 

дата и место  его составления; 2)

 

должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3)

 

данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности178; 4)

 

фактические обстоятельства совершения преступления (место, время  совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела); 5)

 

формулировка обвинения  с указанием пункта, части, статьи УК РФ; 6)

 

перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7)

 

обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8)

 

данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9)

 

список лиц, подлежащих вызову в суд.

 

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составляется следователем по окончании предварительного следствия.

 

В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел  именно по этому пути, несколько  упростив содержание обвинительного акта.

 

Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии  ходатайства законный представитель  обвиняемого должны быть ознакомлены  с обвинительным актом и материалами  уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

 

Потерпевшему или его  представителям по их ходатайству могут  быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого  и его защитника.

 

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником  органа дознания.

 

После утверждения этого  акта начальником органа дознания подозреваемый  приобретает статус обвиняемого, если по уголовному делу не было вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

 

Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом  направляются прокурору.

 

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности  обвинительного акта как итогового  документа дознания.

 

Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).

Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования