Взаимодействие следователя с иными участниками уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Следователь как участник уголовного процесса

§ 1. Понятие и процессуальное положение следователя

§ 2. Полномочия следователя

ГЛАВА 2. Взаимодействие следователя с иными участниками уголовного процесса

§ 1. Ведомственный контроль и

§ 2. Прокурорский надзор за деятельностью следователя

§ 3. Судебный контроль за деятельностью следователя

§ 4. Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 ГЛАВА 1. Следователь  как участник уголовного процесса

 

 § 1. Понятие и процессуальное  положение следователя

 

 § 2. Полномочия следователя

 

 ГЛАВА 2. Взаимодействие  следователя с иными участниками  уголовного процесса

 

 § 1. Ведомственный контроль  и

 

  § 2. Прокурорский надзор  за деятельностью следователя

 

 § 3. Судебный контроль  за деятельностью следователя

 

  § 4. Взаимодействие  следователя с органами дознания  при расследовании уголовных  дел

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Происходящие в стране  экономические и социальные изменения  привели к резкому увеличению  количества преступлений, техническому  вооружению преступников, изощренным  способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение  качественных характеристик, прежде  всего, повышение организованности  – требуют кардинальных изменений  в работе правоохранительных  органов, в первую очередь,  в деятельности следователей. Успех  борьбы с преступностью в существенной  мере определяется тем, насколько  быстро и полно будет раскрыто  каждое преступление, изобличены  и преданы суду все лица, виновные  в его совершении. Правильное  решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания  по каждому уголовному делу, во  многом предопределяет законность  и справедливость судебного приговора.  Какой бы процессуальной самостоятельностью  и независимостью суд ни обладал,  он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д..

 

  Выше перечисленные  задачи решаются в ходе предварительного  следствия. Следует подчеркнуть,  что именно следователь является  органом государства, осуществляющим  государственноправовую функцию  расследования преступлений. Следователи  учреждены специально для осуществления  данной функции.

 

  Раскрытие и расследование  преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени  человека, составляют сущность работы  следователя. От его умения  и энергии, настойчивости и  оперативности, инициативы и самоотверженности  во многом зависит исход дела.

 

 Отдельные стороны  проблемы процессуального статуса  следователя неоднократно рассматривались  в правовой науке. В работе, в частности, используются работы  таких ученых в сфере уголовнопроцессуального  и других отраслей права, как  , и ряда других авторов, комментарии  уголовнопроцессуального законодательства, учебники уголовнопроцессуального  права.

 

 Целью представленной  работы выступает комплексный  анализ проблем процессуального  статуса следователя, проведенный  по следующим направления:

 

  всесторонний анализ  правовых актов, действующих в  Российской Федерации как источников  процессуального статуса следователя;

 

  рассмотрение проблем  применения правовых норм, регулирующих  процессуальный статус следователя.

 

 В рамках данных  направлений предполагается решить  следующие задачи:

 

  выявить тенденции  развития норм, регулирующих процессуальный  статус следователя;

 

  рассмотрение проблем  процессуального статуса следователя,  таких как процессуальная самостоятельность  следователя.

 

 Объектом научного  анализа настоящей работы являются  проблемы

 

 процессуального статуса  следователя как теоретическая  категория и как правовое явление  социальной действительности.

 

 Методологической основой  исследования является диалектический  метод. В ходе исследования  использовались обще– и частнонаучные,  а также специальные методы  познания.

 

  Работа состоит из  следующих основных частей: введения, главы 1 «Следователь, как участник  уголовного процесса», в кторой  будут рассмотрены вопросы о  процессуальном положении и полномочиях  следователя. Главы II, в которой  будут раскрыты основные аспекты  взаимодействия следователя с  иными участниками уголовного  процесса, заключения и списка  использованных источников.

 

  В Работе использованы  работы таких ученых – процессуалистов,  как И.В.Александров, Е.Д. Болташев, В.П. Божьев, Т.В. Моисеевой, А.М.  Ларина, Н.Ф.Фатальниковой, А.В. Гриненко  и др.

 

 Нормативную основу  составили: Конституция РФ, федеральное  законодательство, затрагивающее вопросы  регулирования правового статуса  следователя в уголовном процессе. Судебная практика представлена  решениями федеральных судов.

 

ГЛАВА 1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК  УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

 

§ 1. Понятие и процессуальное положение следователя

 

 Следователь – должностное  лицо, уполномоченное осуществлять  предварительное расследование  уголовных дел в форме предварительного  следствия. Этот участник уголовного  судопроизводства отнесен к числу  участников со стороны обвинения.  Но это не означает, что он  во что бы то ни стало  должен изобличать лиц, привлекаемых  к уголовной ответственности.  Закон требует от него, чтобы  он, осуществляя доказывание, устанавливал  также обстоятельства, смягчающие  ответственность обвиняемого, исключающие  преступность и наказуемость  его деяния, а также влекущие  за собой освобождение от уголовной  ответственности и наказания,  т.е. способствовал всестороннему,  полному и объективному разрешению  уголовного дела.

 

 В наши дни следователями  могут быть должностные лица, состоящие на государственной  службе в Следственном комитете  при Прокуратуре РФ, органах Министерства  внутренних дел, Федеральной службы  безопасности и Федеральной службы  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ.  К их ведению отнесено расследование  большинства уголовных дел о  преступлениях, отличающихся, как  правило, повышенной сложностью  и опасностью. При определенных  в УПК РФ условиях они вправе  осуществлять предварительное расследование  и в форме дознания (п.7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

 

 Все следователи пользуются  при расследовании преступлений  равными процессуальными правами  и несут одинаковые процессуальные  обязанности независимо от их  ведомственной принадлежности. Уже  давно у нас в стране обсуждается  вопрос о создании единого  следственного аппарата, который  объединил бы «под одной крышей»  всех следователей независимо  от их ведомственной принадлежности, однако, первые шаги к этому  уже сделаны  Федеральным законом  от 5 июня 2007 года № 87ФЗ «О внесении  изменений в УПК РФ и ФЗ  «О прокуратуре РФ» в рамках  прокуратуры РФ был создан  Следственный комитет, который,  согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О  прокуратуре РФ», состоит из  Главного следственного управления  Следственного комитета при прокуратуре  РФ, следственных управлений Следственного  комитета по субъектам Федерации  и приравненных к ним специализированных  следственных управлений, в том  числе военных следственных управлений  Следственного комитета, а также  следственных отделов по районам,  городам и приравненных к ним  специализированных следственных  отделов, в том числе военных  следственных отделов Следственного  комитета.

 

 Для решения задач,  которые должны решаться в  ходе предварительного расследования  дел, следователям предоставлены  сравнительно широкие процессуальные  полномочия :

 

 – возбуждать уголовные  дела;

 

 – принимать их к  своему производству или передавать  прокурору для направления по  подследственности;

 

 – самостоятельно направлять  ход расследования, принимать  решения о производстве следственных  и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда необходимо  получение судебного решения

 

 – давать органам  дознания обязательные для исполнения  письменные поручения о производстве  отдельных следственных действий, оперативнорозыскных мероприятий,  об исполнении постановлений  и производстве иных процессуальных  действий;

 

 – осуществлять иные  полномочия, предусмотренные законом.

 

 При производстве предварительного  следствия следователь процессуально  самостоятелен. Это проявляется  не только в том, что он  может сам направлять ход расследования,  но и в том, что ему дано  право при определенных в законе  обстоятельствах не подчиняться  указаниям прокурора. Он вправе  сделать это, если не согласен  с указанием или решением прокурора:  а) о привлечении лица в качестве  обвиняемого; б) о квалификации  преступления; в) об объеме обвинения;  г) о передаче уголовного дела  другому следователю.

 

 Для решения возложенных  на него задач (раскрыть преступление, изобличить виновного, не допустить  привлечения в качестве обвиняемого  невиновного и др.) следователь  наделен значительными властными  полномочиями:

 

 – по собиранию доказательств  (вызов и допрос свидетелей, потерпевших  и других лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров, совершение других предусмотренных  законом действий);

 

 – по принятию решений,  например, о привлечении в качестве  обвиняемого, о признании потерпевшим,  об окончании предварительного  следствия (как правило, следователь  составляет обвинительное заключение  или прекращает уголовное дело).

 

 Процессуальная самостоятельность  следователя – положение уголовнопроцессуального  законодательства, согласно которому  следователь самостоятельно принимает  все решения о направлении  следствия и производстве следственных  действий (за исключением случаев,  когда законом предусмотрено  получение судебного разрешения) и несет полную ответственность  за их законное и своевременное  проведение. Правом вмешательства  в процессуальную деятельность  следователя с 2007 года обладает  руководитель следственного органа  путем дачи ему письменных  указаний о производстве следствия.  В то же время следователю  предоставлено право отстаивать  свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, и при  этом высказывать свои возражения.

 

 Следователь осуществляет  государственноправовую функцию  расследования преступлений. Для  ее понимания, осуществления и  совершенствования важно исследование  сущности принципа процессуальной  самостоятельности следователя  как субъекта расследования. Следователь  является основным субъектом  расследования потому, что он  самостоятельно производит основное  количество следственных и иных  процессуальных действий.

 

 Уголовнопроцессуальное  законодательство устанавливает  необходимые гарантии законности  и обоснованности принимаемых  следователем процессуальных решений.  К таким гарантиям относятся  закрепленные в действующих нормах  принципы уголовного процесса: законности, всестороннего, полного и объективного  исследования обстоятельств дела, презумпция невиновности, обеспечения  подозреваемому и обвиняемому  права на защиту, язык, на котором  ведется предварительное расследование  и другие.

 

 В юридической литературе  высказаны суждения об отнесении  к основополагающим руководящим  началам, имеющий нормативноправовой  характер в уголовном судопроизводстве  принцип процессуальной самостоятельности  следователя. Тем самым подчеркивается  определенная значимость данного  принципа для дальнейшего укрепления  законности и улучшения всей  следственной работы.

 

 Принципы уголовного  процесса – это вытекающие  из природы Российского государства,  теоретически обоснованные и  законодательно закрепленные основные  правовые положения, которые выражают  демократическую и гуманистическую  сущность уголовного процесса, определяют  построение всех его процессуальных  форм, стадий и институтов и  направляют уголовнопроцессуальную  деятельность на достижение задач  и целей, поставленных государством  перед уголовным судопроизводством  в целом и стадии предварительного  расследования в частности.

 

 Все они составляют  единую систему, ибо в своем  осуществлении взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Эта взаимосвязь  проявляется в любом действии, при вынесении любого процессуального  решения следователя. Каждый принцип  есть вместе с тем условие  обеспечения эффективности других  принципов и всего процесса  в целом.

 

 Принцип процессуальной  самостоятельности следователя  представляет реальную гарантию  законности и обоснованности  процессуальных решений следователя,  поскольку дает ему возможность  в пределах установленной законодательством  компетенции вполне самостоятельно  формулировать выводы и суждения  на основе проверенных достоверных доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу.

Информация о работе Взаимодействие следователя с иными участниками уголовного процесса