Вещественные доказательства по уголовному делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Одной из целей российских реформ является построение правового государства. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое государство: понятие и признаки………………………5
1.1. Понятие и признаки правового государства………………………………..5
2. Формирование правового государства в Российской Федерации…….13
2.1. Условия формирования правового государства…………………………..13
2.2. Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации…………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников и литературы……………………....28

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая по ТГиП норм.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Закрепляя в основных законах права и свободы человека и гражданина, государство законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. В арсенале средств государственной защиты — парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института уполномоченного по правам человека (омбудсмана). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ1.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина — это не только смещение ценностных акцентов в отношениях власти и человека. Должная защита прав и свобод повышает институционный авторитет власти — уважение к власти как особому институту общества, или его легитимность — законность, обоснованность, оправданность в представлениях населения. Это не просто понятия, это — идеалы, мировоззренческие ориентиры, ценностные установки. Это — и фактор возрастания социально-политической активности индивида. Из субъективных качеств личности в первую очередь, становятся востребованными ответственность, самостоятельность, осознание значения собственной политической позиции, способность противодействовать развитию деструктивных явлений. Гуманистическая ориентация политической практики государства вызывает ответные установки в поведении граждан. В политических убеждениях человека начинают преобладать демократические взгляды, человек становится менее подверженным политическим манипуляциям; политический кругозор человека в гуманистически-демократическом обществе помогает осознать необходимость толерантности в межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношениях, способствует сделать правильный выбор в период избирательных кампаний, не поддаться влиянию экстремистских взглядов и течений и т.п. В правовом государстве политическое значение придается формированию и закреплению позитивных правовых традиций, образцов правового поведения граждан.

Эти характеристики правового государства, которые мы обозначили через группу признаков под общим названием "личностно-общественные", проявляются в таких достижениях общественно-социальной жизни общества, которые именуются демократическими ценностями. Это, например, равенство всех граждан перед законом, возможность свободного высказывания своих политических взглядов, свободные выборы, в том числе избрание главы государства непосредственно народом, возможность выбора органов власти (на альтернативной основе: из нескольких кандидатов, партий и т.п.); независимость суда, свобода печати и др. 

Реальное воплощение теоретической модели правового государства зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных. Очевидно, что такие ценности, как гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав личности, ограниченность действий государственно-властного аппарата правовыми нормами законов, защита права и закона независимым судом, рано или поздно будут поддержаны любым цивилизованным сообществом. Совершенствование права и закона в целом идет по пути придания им таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы закону должное место в системе мотивации деятельности человека. Многие государства прямо закрепили в своих конституциях установки на следование принципам демократии и правового государства (например, Испания, Франция, ФРГ, Российская Федерация и др.). От утверждения в сознании и действиях индивидов отношения к праву как ценности, основанной на согласии и гарантирующей справедливость и целесообразность, будет зависеть общий уровень правовой культуры, который выступает одним из условий создания и функционирования правового государства.

Правовая культура как идеолого-правовое состояние общества складывается из многих факторов, как-то: качество сложившихся в обществе правовых взглядов, а также их пропаганда и юридическое воспитание населения; стабильность правового порядка, устойчивость регулируемых правом социальных связей; соответствие юридических норм объективным потребностям социально-политического развития, эффективность правовой защиты нарушенного права1.

Для формирования правового государства существенным выступает такой аспект правовой культуры, как каналы ее влияния на общество и политические институты. Обобщение фундаментальных юридических ценностей и их возведение в атрибут духовного развития общества способны стать не только организующим и дисциплинирующим отдельных лиц и различные социальные группы средством. Правовая культура вполне может выступать социальным регулятором. "Образ жизни" общества может существовать не только в том виде, в каком его сформировала совокупность юридических норм, но и в том, в каком порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической государственностью определен общей правовой культурой1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование правового государства в Российской Федерации

2.1. Условия формирования  правового государства

Формирующееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество характеризуется рядом черт, которые прогнозировались для будущей формации еще марксизмом: огромный рост производительных сил на основе достижений НТП, постепенное обобществление производства, стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом, классовых противоречий, социальная защищенность трудящихся, свобода и справедливость, развитие личности, распределение по труду, личному вкладу в материальное и духовное производство1.

В разных регионах планеты такое общество, безусловно, будет иметь свои отличия не только в области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономического плюрализма тех или иных форм собственности на средства производства и сто продукты. Тем не менее нельзя не учитывать тенденции, особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов, стран, континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличия его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами2. По всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства.

1) Высокий уровень материального  обеспечения населения. Он может  быть достигнут при условии  оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой и т. п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т. е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государства в состояние экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергаются конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающиеся от уровня производительных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счете, отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.

Подобный кризис имел место на Западе в первой половине XX века, но был так или иначе преодолен на основе активного использования достижений НТР и вступления в полосу постиндустриального развития. На Востоке после революционных взрывов этот кризис наступил во второй половине XX в. в результате радикальных мер по государственной экономике, декретирования обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и не обеспеченного достижениями НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов. Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства — процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышение уровня материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы, в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке политической структуры и в коренной судебно-правовой реформе. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически зацентрализованной, административно-приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.

2) Высокий уровень культуры. В данном случае речь идет  как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии1. Вне и помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.

Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации — в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения — в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность — в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье.

Проблема стадий роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов2, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения и, вероятно, пробелы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, наций и национальностей, во взаимообогащении культур заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механистический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.

В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности, интеллигентности — в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости. Современное цивилизованное общество, отличаясь определенным уровнем духовности и нравственности, должно приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.

Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности все более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации, нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна только в тех странах, где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества и деятельности его социальных институтов, политических структур1. Однако рост культуры требует не меньше, а скорее больше времени и усилий, нежели рост экономики. К тому же нельзя забывать, что производительные силы — это не только машины, автоматика, роботы, аналитические ресурсы. Прежде всего, — это сам человек, уровень его развития, умение использовать орудия труда, технику, организация и условия труда, характер разделения и соединения труда. Свободный творческий труд в свободном обществе, социальная защищенность каждого работника и удовлетворение своей работой, нравственная и материальная заинтересованность высококультурного работника в конечных результатах труда — все это органически связано между собой и определяет образ жизни людей, качество их социального бытия. И если в экономике в принципе невозможно «перескочить» через этапы ее необходимого развития, то тем более невозможно игнорировать стадии роста культуры народов и регионов. Но все же государство может создавать предпосылки для ускорения этого роста, путем восприятия достижений мировой цивилизации, или, напротив, воздвигать «железный занавес» на пути такого восприятия. Замыкать культуру в границах государства, которое ведет к его стагнации, превращает саму самобытность культуры в оковы ее нормального совершенствования и роста. Итак, достаточно высокая степень цивилизации, культуры общества, его полнокровная духовная жизнь — это те социальные факторы, которые оказываются духовными предпосылками становления правового гражданского общества и государства.

В любом, даже достаточно развитом, демократическом обществе будут добро и зло, правда и неправда, прогрессивные и репрессивные силы, господство права и факты беззакония, социальные противоречия и разнородные интересы. Однако преобладание его позитивных черт над негативными в области общественного сознания и духовного состояния столь же важны для правовой государственности, как и ее материальные предпосылки.

Информация о работе Вещественные доказательства по уголовному делу