Tерроризм в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить динамику террористических актов в РФ и
осведомлённость учащихся и студентов НГПУ по вопросам
терроризма.
Задачи исследования:
Провести обзор литературы по проблеме исследования,
Провести анализ статистических показателей по терроризму в России на современном этапе,
Провести практическое исследование уровня осведомленности учащихся школы и будущих педагогов в вопросах терроризма,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕРРОРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Определение сущности понятий "терроризм", "террор", "террористический акт"
1.2 Разновидности и факторы современного терроризма, формы борьбы с терроризмом
1.3 Последствия современного терроризма: психологические проблемы, вопросы освещения в СМИ
1.4 Специфика терроризма в России на современном этапе: тенденции, факторы, анализ статистических данных
1.5 Анализ террористических актов в России на современном этапе
1.5.1 Террористический акт на Дубровке ("Норд-Ост") в 2002 году
1.5.2 Террористический акт в Беслане в 2004 году
1.5.3 Террористический акт в московском метро в 2010 году
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ результатов анкетирования студентов педагогического вуза
3.2 Анализ результатов анкетирования учащихся школы
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

характеристика терроризма.rtf

— 8.96 Мб (Скачать файл)

В результате террористического акта по официальным данным погибли 130 человек, в том числе 10 детей (по утверждению общественной организации "Норд-Ост", 174 человекаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5 - cite_note-regnum174-1).

Главный врач клинической больницы N 7 В. Афанасьев отмечал, что у бывших заложников наблюдается ярко выраженный астенический синдром - апатия к жизни (сочетание повышенной утомляемости, истощаемости нервно-психических процессов, с вегетативными симптомами и нарушениями сна) [2]. Это явилось следствием перенесенного шока в трагические дни, когда террористы захватили зрителей спектакля "Норд-Ост" в заложники в Театральном центре на Дубровке. Этот синдром может длиться несколько месяцев.

Критика действий властей во время операции

В ходе спецоперации был применен газ из разновидности инкапаситантов -- боевой газ не летального действия. Такой газ не является безвредным, особенно для ослабленных людей, стариков, женщин и детей. Были также упоминания о фентаниле и халидоле, которые относятся к усыпляющим газам.

Основные обвинения бывших заложников и родственников погибших в адрес властей сводятся к следующему:

- власти не обеспечили освобождённым заложникам своевременной квалифицированной медицинской помощи (одной из основных причин столь большого числа погибших явились неверно организованные вынос и эвакуация спящих заложников, при котором из-за неправильного положения -- с наклоном тела и головы вперёд -- у них были перекрыты дыхательные пути, что вызывало асфиксию);

- власти не организовали надлежащего расследования обстоятельств трагедии.

Обвинения строятся прежде всего на том, что военные так и не сообщили формулу газа; что власти, пытаясь снять с себя вину за происшедшее, категорически отрицали и отрицают, что газовая атака могла послужить причиной смерти заложников.

Примерно, в октябре 2009 года, была опубликована статья "Норд-Ост -- нагромождение лжи!", в которой приводится утверждения о преступном применении спецгаза и выдвигаются обвинения в совершении ряда преступлений, прежде всего, В. В. Путину.

Подавляющее число жертв -- умершие в госпиталях после завершения штурма.

Некоторые утверждают, что ряд заложников серьезно пострадали, по одной версии, при отравлении фентанилом (применён в виде аэрозоля) (по другой версии [15] применялся сильнодействующий ингаляционный анестетик -- фторотан. На данный момент не имеется достоверной информации о примененном спецсредстве -- газе, -- поскольку данные сведения засекречены).

По утверждению общественной организации "Норд-Ост", официальное число погибших преуменьшено. Эта организация утверждает, что погибло 174 заложника.

1.5.2 Террористический акт в Беслане в 2004 году

Террористический акт в Беслане -- захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1 128 человек (детей, их родителей и сотрудников школы).

Организаторами захвата заложников названы Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, Абу-Дзейт и его помощник Магомед Хашиев. Непосредственным руководителем бандгруппы являлся Р. Хучбаров по кличке Расул или Полковник. При этом захват школы изначально планировался как теракт-самоубийство, а потому все последующие переговоры с боевиками не имели смысла. В захвате заложников участвовала группа из 32 боевиков. Ещё двое остались в лагере возле с. Пседах "для связи".

17 сентября 2004 года Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане, опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов [3].

Хронология теракта.

1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек -- детей и их родителей, -- загнав их в спортзал школы.

Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21--22 июня 2004, и вывода российских войск из Чечни. Они потребовали также, чтобы на переговоры с ними явились президент Ингушетии М.Зязиков, президент Северной Осетии А.Дзасохов и детский врач Л.Рошаль, принимавший участие в переговорах во время теракта на Дубровке в октябре 2002 года. Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста. Выступить в качестве переговорщиков вызвались прокурор Беслана и муфтий Северной Осетии, однако террористы не пустили их в здание школы.

В первый день террористы расстреляли 12 (по другим данным -- 14) мужчин, оказавшихся в числе заложников.

В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем. Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало, террористы также отказались принять еду и медикаменты для захваченных в заложники.

2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (матери с детьми грудного возраста). Затем, в штабе, Аушев и Александр Дзасохов связались по телефону с Ахмедом Закаевым с просьбой, чтобы он вышел на Аслана Масхадова и попросил того прилететь в Беслан и вступить в переговоры с террористами. Последний выразил принципиальное согласие, заявив однако, что связь с Масхадовым у него односторонняя.

3 сентября в 12-00 А.Закаев сообщает Дзасохову о согласии Масхадова (при условии предоставления Масхадову гарантий безопасности) прибыть в Беслан (гарантии предоставлены не были). Закаев сообщил Дзасохову о состоявшемся разговоре с Масхадовым и готовности его и Масхадова немедленно прибыть в Беслан и освободить заложников "на любых условиях", потребовав однако гарантий безопасности. Дзасохов ответил, что "наш разговор и есть приглашение к разговору об этом". Закаев выразил готовность вылететь немедленно, но Дзасохов попросил его перезвонить через полтора (по другим источникам два) часа, необходимых ему, чтобы решить технические вопросы приезда Закаева и Масхадова. Однако, Закаев не перезвонил, так как через час после разговора в школе раздались взрывы и начался штурм.

В 12:40 оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников. В 12:55 к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых. В 13:03-13:05 в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев). Потери среди заложников: 331 погибших, около 500 раненых.

Статистика пострадавших.

 

Таблица 1.1 - Статистические данные о пострадавших в ходе теракта 2004 года в Беслане

Группа

Погибло

Ранено

Дети в возрасте от 1 до 17 лет

186

От 450 до 500

Учителя / сотрудники школы

17

 

Бойцы спецназа ЦСН ФСБ

10

28

Сотрудники МЧС

2

 

Родственники, гости и друзья погибших

118

 

Милиционеры

1

 

Всего

334

свыше 700


 

В результате погибло около 340 человек (1 % населения города Беслана) из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих. Половина погибших -- несовершеннолетние лица. Свыше 700 человек было ранено. Убит 31 террорист, 1 арестован и впоследствии приговорён к пожизненному заключению.

 

1.5.3 Террористический акт в московском метро в 2010 году

Взрывы в московском метро 2010 года -- два взрыва, произведённых 29 марта 2010 года на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии московского метрополитена, двумя террористками-смертницами дагестанского происхождения [25].

Ответственность за взрывы взял на себя лидер "Кавказского эмирата" Доку Умаров.

Хронология теракта.

Первый взрыв произошёл в 7:57 по московскому времени на станции "Лубянка" во втором (по ходу движения) вагоне именного поезда "Красная стрела", следовавшего в сторону станции "Улица Подъельского". В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закреплённое на женщине, стоящей у второй двери второго вагона.

После первого взрыва эвакуация из метро не проводилась, по громкоговорителям передавались сообщения о задержках в движении и рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошёл в 8:36 на станции "Парк культуры" Сокольнической линии в третьем вагоне поезда маршрута № 45, который следовал в сторону станции "Улица Подъельского".

Сразу после терактов было перекрыто движение поездов от станции "Спортивная" до станции "Комсомольская". Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек. К ликвидации последствий взрывов в метро были привлечены 657 человек и 187 единиц техники. По сообщениям правоохранительных органов в связи со взрывами в метро на станциях в Москве введён план "Вулкан". Также усилен паспортный режим, милиция переведена на усиленный вариант несения службы, увеличена плотность патрульных нарядов на улицах города и в метрополитене, к патрулированию метро были привлечены внутренние войска Министерства внутренних дел России. Под особую охрану были взяты аэропорты и вокзалы Москвы. В 17:09 станцию "Лубянка" открыли для пассажиров и метрополитен заработал в штатном режиме.

По результатам взрывотехнической экспертизы, проведённой специалистами ФСБ, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", составила до 4 килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" -- от 1,5 до 2 кг в тротиловом эквиваленте. Как показал экспресс-анализ, взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена с добавлением пластификатора, то есть пластидом. В качестве поражающих элементов использовались нарубленная на куски арматура и болты.

Статистика пострадавших. Непосредственно в результате обоих взрывов погибло на месте 36 человек, из них 24 на станции метро "Лубянка" и 12 на станции метро "Парк культуры". В последующие дни в больницах умерло ещё 4 человека.

Пресс-служба Минздравсоцразвития России распространила сообщение, что по состоянию на 31 марта в лечебных учреждениях Москвы оставались 82 пострадавших. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.

 

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Цель практического исследования - выявление уровня осведомленности будущих педагогов (студентов педагогического университета) и учащихся школ в вопросах современного терроризма, в вопросах правильных моделей поведения в ситуации захвата заложников.

Выбор респондентов (будущие педагоги и учащиеся школ) не случаен: есть печальный прецедент захвата террористами школы в России (Беслан).

Практическое исследование состояло из следующих этапов:

1. Разработка содержания анкет: для студентов педагогического вуза - будущих педагогов и для детей - учащихся школ.

2. Проведение анкетирования детей и будущих педагогов, анализ результатов анкетирования - выявление уровня осведомленности элементарными правилами поведения в ситуациях, связанных с захватом заложников.

3. Разработка практических рекомендации по просвещению и обучению будущих педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей в ситуации захвата заложников террористами. Содержание анкеты для студентов педагогического вуза представлено. Содержание анкеты для детей представлено в Приложении 5. Всего в исследовании приняли участие 80 студентов педагогического вуза по различным специальностям. Экспериментальная выборка была дифференцирована по возрасту. Всего в исследовании приняли участие студенты 4-х возрастных групп:

- 20 чел. - студенты II курса,

- 20 чел. - студенты III курса,

- 20 чел. - студенты IV курса,

- 20 чел. - студенты V курса.

Также в исследовании приняли участие учащиеся 7-го класса Лицея информационных технологий (ЛИТ) г. Новосибирска в количестве 20-ти человек.

Анкета для студентов содержит шесть вопросов.

Вопрос №1 предполагает выявление осведомленности студентов о сущности термина "захват заложников".

Вопрос №2 нацелен на выявление осведомленности студентов о ситуации с захватом заложников, данный вопрос предлагает привести студентам самостоятельно примеры захвата заложников.

Вопросы №3, №4, №5 направлены на выявление осведомленности студентов в вопросах целесообразной модели поведения в ситуации захвата заложников.

Вопрос №6 направлен на выявление понимания студентами того, какая информация наиболее актуальна для детей в целях потенциального обеспечения их безопасности в ситуации потенциального захвата в заложники.

Анкета для детей содержит пять вопросов.

Вопрос №1 предлагает детям выбрать варианты ответов на вопрос "Как Вы поступите, если окажитесь в заложниках?".

Информация о работе Tерроризм в России на современном этапе