Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно исполнительное право(экзамен).docx

— 281.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопрос 57

Правовое регулирование оснований и порядка условно- досрочного освобождения осужденных.

Перед представлением лица к досрочному освобождению должно быть проверено, действительно ли он не представляет общественной опасности и может быть освобожден от наказания. В соответствии со ст. 175 УИК РФ, осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Администрация не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства направляет ходатайство в суд вместе с характеристикой на осужденного (данные о поведении, отношении к учебе и труду, об отношении к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения).

В отношении положительно характеризующегося осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; в представлении должны содержаться данные о поведении осужденного, отношении к учебе и труду, об отношении к совершенному деянию. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении 3 лет со дня вынесения постановления суда об отказе. Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Условно-досрочно освобожденные и осужденные к ограничению свободы в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, если они были направлены в исправительные учреждения в случаях, предусмотренных законом, могут вновь обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее чем по истечении 1 года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения либо о замене более мягкого вида наказания лишением свободы.

 

 

Вопрос 58

Порядок возбуждения и направления ходатайств о помиловании лиц отбывающих наказаний в ИУ.

Амнистия и помилование представляют собой две разновидности полного  или частичного аннулирования юридических  последствий совершения преступления, осуществляемого в несудебном порядке. Амнистия и помилование облегчают  участь лиц, осужденных за преступления, которые, как правило, не представляют большой общественной опасности  и создают дополнительный стимул для исправления осужденных и  их скорейшего приспособления к жизни  в обществе.

Помилование — это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий осужденного от назначенного ему наказания, либо сокращающий это наказание, либо заменяющий его более мягким видом наказания, либо снимающий судимость.

В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции  Российской Федерации помилование  граждан, осужденных судами России, осуществляется Президентом Российской Федерации. Оно не носит нормативного характера  и распространяется на индивидуально  определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК) либо несколько лиц, обозначенных персонально, т. е. поименно. Право Президента РФ на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видом наказания. Помилованным может быть любое лицо, в частности, при особо опасном рецидиве, и даже осужденный к смертной казни. Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления независимо от их характера и тяжести, вплоть до убийства при отягчающих обстоятельствах. По своему содержанию акт о помиловании практически не отличается от акта амнистии, поскольку объем смягчения участи лица, совершившего преступление, может быть одинаковым как при амнистии, так и при помиловании.

Ходатайство о помиловании может  возбуждаться перед Президентом  РФ самим осужденным, его родственниками, общественными организациями и  трудовыми коллективами. В отношении  осужденных, твердо вставших на путь исправления, соблюдающих требования режима отбывания  наказания и обязанности осужденного, право возбуждать ходатайство о  помиловании имеет администрация  исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания, после отбытия осужденным более  или менее значительной части  назначенного наказания (обычно — половины). Отказ в удовлетворении ходатайства  о помиловании не лишает осужденного  права повторно обратиться с тем  же ходатайством через какое-то время, в течение которого осужденный в  процессе отбывания наказания проявит  свое стремление к исправлению.

Для подготовки вопросов о помиловании  Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования  при Президенте Российской Федерации, которая работает на основании Положения  о ней и Положения о порядке  рассмотрения ходатайств о помиловании  граждан.

 

Вопрос 59

Освобождение осужденных от отбывания наказаний по амнистии

Амнистия — это акт высшего законодательного органа государственной власти, которым определенные категории лиц либо все лица, совершившие преступления определенных видов, освобождаются от уголовной ответственности, или от полного либо частичного отбывания наказания, или назначенное судом наказание заменяется более мягким либо сокращается. В соответствии с п. "е" ст. 103 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Акты об амнистии носят нормативный  характер, они распространяются на определенные категории лиц (например, участников Великой Отечественной  войны, женщин, несовершеннолетних и  т.д.) или на лиц, совершивших преступления определенных, указанных в акте об амнистии видов (например, неосторожные, экономические и др.).

Освобождение от наказания или  его смягчение на основании акта об амнистии может иметь следующие  разновидности:

а) освобождение от отбывания назначенного наказания тех осужденных, в отношении  которых приговор еще не был приведен в исполнение;

б) освобождение от дальнейшего отбывания  наказания тех осужденных, которые  уже отбывают назначенное судом  наказание;

в) сокращение назначенного наказания  лицам, отбывающим наказание;

г) замена назначенного судом наказания  более мягким видом наказания;

д) освобождение от дополнительного наказания лиц, которые актом амнистии полностью или частично освобождены от основного наказания;                                                

е) снятие судимости с лиц, отбывших наказание.           

Последним в России актом амнистии было постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии" от 24 декабря 1997 г. В соответствии с этим актом от наказания (независимо от его вида и размера) были освобождены осужденные:

1)      проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;

2)      награжденные орденами и медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами;

3)      женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины;

4)      мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет;

5)      инвалиды I и II групп, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета;

6)      несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых и воспитательных колониях;

7)      женщины, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания;

8)      за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до трех лет включительно;

9)      за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания, и осужденные впервые за умышленные преступления на срок до трех лет включительно, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.

От наказания также были освобождены  лица, осужденные условно либо с  отсрочкой исполнения приговора, а  также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Неотбытая часть наказания актом амнистии сокращалась:

а) осужденным к лишению свободы, указанным в п. 7—9 (п. 3—5 постановления), которые не подпадали под полное освобождение, — на одну треть;

б) несовершеннолетним осужденным, не подпадающим под полное освобождение, а также осужденным к лишению  свободы за преступления, совершенные  по неосторожности, и не подпадающим  под полное освобождение, — наполовину.

Согласно п. 9 постановления амнистия не распространялась на лиц:

а) осужденных за государственные  преступления, преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства  личности, корыстные, должностные и  иные преступления, предусмотренные  статьями УК РСФСР, перечисленными в  пп. "а" п. 9 постановления;

б) осужденных за преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности, против государственной  власти, против мира и безопасности человечества и другие преступления, предусмотренные статьями УК РФ, перечисленными в. пп. "б" п. 9 постановления;

в) осужденных более двух раз к  лишению свободы за умышленные преступления, а также ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, указанные в пп. "а" и "б" п. 9 постановления;

г) признанных особо опасными рецидивистами (по УК РСФСР) или совершивших преступление при особо опасном рецидиве;

д) ранее освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке акта амнистии или помилования и вновь совершивших умышленное преступление;

е) злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, за исключением лиц, указанных в  п. 1 постановления (первые пять категорий  лиц, подлежащих освобождению от наказания).

К лицам, в отношении которых  наряду с наказанием были назначены  принудительные меры медицинского характера  в виде лечения от алкоголизма, наркомании, а также к осужденным, больным  венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт амнистии применяется после завершения полного  курса лечения.

К осужденным, больным туберкулезом, отнесенным к I группе диспансерного  учета, амнистия применяется после  завершения интенсивного курса лечения.

Под действие постановления об амнистии подпадают только лица, совершившие  преступления до вступления этого постановления  в силу и отбывающие наказание  на территории Российской Федерации. Следовательно, акт амнистии не применяется к  лицам, если совершенные ими длящиеся или продолжаемые преступления хотя бы частично продолжались после вступления акта об амнистии в силу.

Лица, подпадающие под амнистию, освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, если последнее не исполнено на день вступления в силу акта об амнистии. Лица, которым по амнистии сокращена  неотбытая часть наказания, не освобождаются от дополнительного наказания.

 

 

Вопрос 60

Правовое регулирование  деятельности администрации исправительных учреждений по оказаниям содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам освобожденных из мест лишения  свобод.

УИК РФ. Осужденный при  освобождении обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время  пути, а при необходимости — одеждой и обувью, а также пособием из специального фонда. Трудоустройством освобожденных занимаются центры занятости населения — органы Федеральной государственной службы труда и занятости населения. + Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста РФ от 13.01.2006 (в ред. от 08.09.2006). Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых, с органами МСУ, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства. Подготовка к освобождению начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя: проведение беседы — где намерен проживать, работать или учиться, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений, жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе; получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства; рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным. Администрация уведомляет органы МСУ и федеральную службу занятости по месту жительства о освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и специальностях. На основании письменного заявления о выборе места жительства и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы МСУ, федеральной службы занятости о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных. При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию. По просьбе осужденных, являющихся инвалидами 1 и 2 группы, а также осужденных мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет администрация направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ — выясняется возможность регистрации и трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому месту жительства.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"