Характеристика статуса подозреваемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование вопросов, связанных с участием подозреваемого, обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Объектом исследования выступают закономерности, определяющие содержание деятельности подозреваемого в рамках предоставленных ему полномочий в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальное законодательство, нормы международного права, отдельные нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, регламентирующие участие подозреваемого в уголовном судопроизводстве.

Вложенные файлы: 1 файл

подозреваемый.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

При этом не исключается возможность злоупотребления правонарушителем предоставленными правами на защиту и соответствующими гарантиями, однако их отсутствие создает возможность для недобросовестных должностных лиц ненадлежащим образом относиться к выполнению этих предписаний УПК РФ.           С одной стороны, закон обязывает следователя, дознавателя, прокурора и суд разъяснять подозреваемому его права, обязанности и ответственность, и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ч.1 ст.11 УПК РФ), с другой стороны, все это предполагает обязанность защитника сделать то же самое, более детально остановившись не только на сущности подозрения, но и на его последствиях, влияющих на правовую оценку деяния и на меру наказания, выносимую судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава II  ЗАДЕРЖАНИЕ И ДОПРОС ПОДОЗРЕВАЕМОГО

 2.1 Условия, основания и порядок задержания подозреваемого

 

Одна из острейших  проблем проявилась и в том, что  в результате правовой неопределенности на практике продолжают действовать  два вида задержания лица по подозрению в совершении преступления: задержание физическое, когда человек фактически ограничивается в свободе (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы), и задержание юридическое, при котором физическое задержание получает процессуально-правовое оформление в виде протокола задержания согласно ст.92 УПК РФ. Между фактическим задержанием и составлением протокола задержания подозреваемого может оставаться временной интервал, измеряемый часами. Процессуальные отношения, которые возникают между органом дознания, следователем, прокурором и задержанным, фактически возникают только после доставления последнего в правоохранительный орган. Многозначность употребления понятия задержания подозреваемого в законодательстве, фрагментарность законодательного регулирования системы таких действий, отсутствие единого представления о сущности и содержании задержания в правовой теории создают не только практические проблемы в применении этой меры принуждения, но и препятствуют выработке целостного теоретического представления о ней5.

Задержание в уголовно-процессуальном смысле могут осуществлять лишь уполномоченные на то законом органы государства - участники уголовного судопроизводства, указанные в ч.1 ст.91 УПК РФ. Расширение круга лиц, которые могут осуществлять уголовно-процессуальное задержание, не обладая на это полномочиями, определенными законом, и достаточными знаниями, недопустимо. Поэтому действия граждан, связанные с доставкой задержанных ими лиц в правоохранительные органы, следует рассматривать лишь как содействие в осуществлении законности и правопорядка, но не как процессуальное задержание.

В ситуациях непосредственного  обнаружения общественно опасного деяния задержание производится, когда  уголовное дело еще не возбуждено. В этих условиях физический захват и доставление лица может предприниматься работниками правоохранительных органов до фактического возбуждения уголовного дела. Во время выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению должны параллельно решаться вопросы о возбуждении уголовного дела по данному факту и возможном его признании подозреваемым в совершении преступления. Поводами для возбуждения дела при непосредственном обнаружении признаков преступления будет сообщение о совершенном преступлении, о чем лицо, получившие его, сообщает в форме рапорта (ст.143 УПК РФ).

Момент фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, его доставление, оформление протокола должны стать составной частью уголовно-процессуального задержания. Данные действия должны иметь процессуальный характер в рамках начала существования института подозрения. В УПК РФ, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» законодательно следует определить порядок проведения физического задержания, предусмотрев необходимость разъяснения заподозренному лицу, в совершении какого преступления он подозревается, его прав и обязанностей, порядок его доставления в орган дознания, к следователю или прокурору.

Задержание подозреваемого в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ представляет собой меру процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Фактическое задержание согласно п. 15 ст. 5 УПК РФ наступает с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. 

Содержание  данной меры процессуального принуждения  состоит в краткосрочной изоляции лица и его помещении в специально оборудованное помещение с тем, чтобы пресечь его дальнейшие преступные действия, а также создать надлежащие условия для собирания и проверки доказательств, подтверждающих причастность данного лица к совершению преступления. Принудительный характер задержания проявляется в том, что оно помимо своей воли лишается свободы передвижения. 

Процедура задержания подозреваемого установлена в гл. 12 УПК РФ. В любом случае лицо может быть задержано по подозрению в совершении лишь того преступления, за которое в соответствии с УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы.   

Для задержания подозреваемого необходимы основания, установленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ. К ним относятся следующие случаи: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.    В ч. 2 ст. 91 УПК РФ закреплена возможность осуществлятьзадержание подозреваемого при наличии «иных данных», которые также должны быть закреплены в материалах уголовного дела в качестве доказательств. Однако и в этом случае лицо может быть задержано лишь при наличии хотя бы одного из дополнительных условий: а) если оно пыталось скрыться; б) если оно не имеет постоянного места жительства; в) если не установлена его личность; г) если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Следует также иметь в  виду, что эти условия при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость задержания, не являются основаниями для применения данной меры процессуального принуждения.  Процессуальный порядок задержания подозреваемого закреплен в ст. 92 УПК РФ. Он состоит в том, что после доставления лица в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов составляется протокол задержания. В нем указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Кроме того, в протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. Протокол задержания подписывают лицо, которое его составило, а также подозреваемый.       Факт подписания протокола подозреваемым не означает, что он согласен с задержанием или с текстом протокола. Поэтому в протоколе задержания могут быть отражены его заявления и замечания. Заявления подозреваемого относятся к существу обстоятельств, вызвавших задержание, а замечания — к содержанию протокола.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Получив сообщение, прокурор обязан проверить законность и обоснованность применения к лицу данной меры процессуального принуждения и незамедлительно освободить каждого незаконно или необоснованно задержанного.      Кроме того, в соответствии со ст. 96 УПК РФ не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должны быть уведомлены его близкие родственники, а при их отсутствии — другие родственники. Подозреваемому может быть предоставлена возможность самому сообщить о своем задержании (например, по телефону). Если подозреваемый является военнослужащим, то о его задержании уведомляется командование воинской части. При задержании гражданина или подданного другого государства должно быть уведомлено посольство или консульство этого государства.  Уведомление может не производиться лишь при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания подозреваемого. Об этом составляется постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. Однако если подозреваемый — несовершеннолетний, то уведомление о его задержании происходит в любом случае.  Задержанный подозреваемый в соответствии с ч. 2 ст. 46 УПК РФ должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. При этом подозреваемый вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.     

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Лишь при необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена. Об этом предварительно должны быть уведомлены как сам подозреваемый, так и его защитник.      

При задержании подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.   

Задержанный подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК РФ может быть освобожден в двух случаях:

1) когда истек срок задержания, а в отношении лица не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

2) когда до истечения  срока задержания в отношении лица дознавателем или следователем было вынесено постановление о его освобождении в связи с тем, что:

а) не подтвердилось  подозрение в совершении преступления;

б) отсутствуют основания  применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

в)задержание было произведено с нарушением закона.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему должна быть выдана справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения. Лицо, в отношении которого данная мера процессуального принуждения была применена незаконно или необоснованно, в соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ имеет право на реабилитацию.

 

 

2.2Правила  допроса подозреваемого

Допрос подозреваемого, как правило, производится сразу же после задержания или избрания меры пресечения и лишь в исключительных случаях  - не позднее 24 часов с момента задержания или применения другой меры пресечения. Это требование закона имеет тактическое значение: чем раньше будет допрошен подозреваемый, тем больше гарантий получить от него правдивые показания. Страх перед разоблачением, растерянность и подавленность от всего случившегося, чувство неизвестности наиболее сильны сразу после совершения преступления и способствуют получению искренних показаний, когда еще не продумана линия поведения. Фактор внезапности при допросе лишает его возможности придумать ту или иную версию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств. Здесь чрезвычайно важное значение имеют момент и обстоятельства задержания. Задержанный с поличным должен быть немедленно опрошен, если обстоятельства не позволяют пока его допросить и показания оформить протоколом. Он должен как-то объяснить ситуацию. Не будучи психологически готовым, не продумав ложную линию своего поведения до конца, подозреваемый может рассказать правду. Многое зависит и от того, насколько тактически правильно и уверенно в момент задержания действовали лица, его производившие. Для полного уяснения понятия допроса необходимо выделить в нём такие категории как предмет допроса, предмет анализа и оценки. Что касаемо предмета, то в туда входит выяснение вопросов:          1. об обстановке деяния, условиях, механизме следообразования, условиях восприятия и запечатления в памяти происходившего во время исследуемого по делу события (событий);       2. о психическом и физическом состоянии допрашиваемого при совершении криминального деяния, реализации других связанных с его преступным и непреступным поведением событий;      3. об особенностях его поведения непосредственно перед, во время и после исследуемого деяния с признаками преступления;     4. о наличии, характере связи с местом происшествия, иного познаваемого по делу события (событий), предметом преступного посягательства, иными материальными объектами, участвовавшими в процессе следообразования;        

      1. о том, когда, кому, с какой целью и при каких обстоятельствах (за пределами расследования) им была передана криминалистически значимая информация, какая на это была реакция;

      6. о времени, месте, мотиве, цели, объекте посягательства, преступных действиях, способе и механизме преступления, его отношении к содеянному; 

          7. об обстоятельствах подготовки, сокрытия преступления, иных акциях по противодействию, а также по оказанию содействия расследованию; если таковые имели место;

       8.о других противоправных уголовно наказуемых деяниях допрашиваемого, за которые он не понес наказания.             

Допрос подозреваемого иногда может походить на беседу, лишенную официальности. Цель этой беседы - познакомиться с основными психологическими чертами допрашиваемого, наметить тактику его допроса. Уголовно-процессуальный закон регламентирует порядок проведения следственных действий, с помощью которых расследуется преступление, и содержит общие правила, определяющие процедуру расследования. Законодательное закрепление правил проведения предварительного следствия практически не ограничивает возможности следователя в выборе тактических приемов и обеспечивает оптимальный режим для осуществления им следствия по делу.       

Необходимость применения тактики при расследовании обусловливается тем, что процесс раскрытия преступлений носит конфликтный характер, следователь работает в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности, в атмосфере противодействия со стороны лиц, заинтересованных в результатах его деятельности. Тактика - это наиболее рациональная и эффективная организация проведения следственных действий. А тактический прием можно представить как наиболее рациональный и эффективный способ действия следователя, наиболее целесообразную и научно обоснованную линию его поведения в конкретной ситуации. С точки зрения системно-структурного подхода следственная тактика — система тактических приемов, а тактические приемы - структурные образования, имеющие, с одной стороны, общие черты, объединяющие их в систему, а с другой — обладающие определенной самостоятельностью.

       Тактический прием может касаться всего следственного действия в целом, его отдельных видов или конкретного этапа его производства. Тактические приемы, позволяющие получить наиболее полные и достоверные показания, обеспечивающие наиболее рациональное проведение допроса, составляют его тактику. Тактика допроса — это совокупность, приемов практического его осуществления. Ее цель — получить от допрашиваемого достоверные показания. Лицо, совершившее преступление, в каком бы процессуальном статусе (подозреваемого либо обвиняемого) оно ни выступало, всегда является носителем значительно большей по объему и содержанию информации по сравнению с тем информационным потенциалом, которым владеют потерпевшие, а тем более свидетели. Однако в силу своего положения и перспективы уголовной ответственности за содеянное преступник обычно менее других заинтересован в установлении истины по делу, а значит, чаще и решительнее склонен к извращению обстоятельств дела, утаиванию и искажению достоверной информации. Этому также способствует то, что уголовной ответственности за отказ от дачи и за дачу заведомо ложных показаний подозреваемый и обвиняемый не несут. Данные обстоятельства и предопределяют специфику тактического воздействия следователя в отношении подозреваемого и обвиняемого при производстве их допросов. Целям достижения максимальной эффективности следственного действия подчинена и структура его тактики.   

Информация о работе Характеристика статуса подозреваемого