Физические и юридические лица,их правоспособность и дееспособность.Деликтоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Кардинальное демократическое преобразование нашего общества, возвращение к современной цивилизации, достижение в нём гражданского мира, согласия, общественного спокойствия люди всё чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека.
К публичному праву относится такие отрасли права, как конституционное, финансовое (налоги), уголовное, административное, судебное. Данными отраслями права регулируются отношения между государственными органами, отношения государства и его органов с гражданами. Здесь государство выступает как власть, которой подчиняются граждане, и с ней они должны считаться. Эти отношения строятся как бы “по вертикали”. И в них государство защищает свои интересы.

Содержание

1. Введение. (3-4 стр)
2. Физические и юридические лица в системе правоотношений. Понятие физического и юридического лица(4-6 стр).
3. Физические лица как субъекты гражданских прав, их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.(4-15 стр)
3.1. Понятие правоспособности.
3.2. Гражданская дееспособность, деликтоспособность.
3.3. Опека, попечительство, патронаж.
4. Юридические лица.(15-20 стр)
4.1. Правоспособность юридических лиц.
4.2. Государственная регистрация
4.3. Учредительные документы
4.4. Ответственность юридических лиц
5. Заключение.(20-22 стр)

Вложенные файлы: 1 файл

право реф.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

«Санкт-Петербургский Институт Управления и Права»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по правоведению

на тему: Физические и юридические лица,их правоспособнось и дееспособность.Деликтоспособность.

 

 

 

 

Выполнила :студентка 1 курс

заочное отделение Экономического

факультета Зинатуллина Р.Д.

Проверено:Сергеева И.А.

 

 

 

 

 

 

2011

ПЛАН

1.      Введение. (3-4 стр)

2.      Физические и юридические лица в системе правоотношений. Понятие физического и юридического лица(4-6 стр).

3.      Физические лица как субъекты гражданских прав, их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.(4-15 стр)

3.1.           Понятие правоспособности.

3.2.           Гражданская дееспособность, деликтоспособность.

3.3.           Опека, попечительство, патронаж.

4.      Юридические лица.(15-20 стр)

4.1.           Правоспособность юридических лиц.

4.2.           Государственная регистрация

4.3.           Учредительные документы

4.4.           Ответственность юридических лиц

5.      Заключение.(20-22 стр)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Кардинальное демократическое преобразование нашего общества, возвращение к современной цивилизации, достижение в нём гражданского мира, согласия, общественного спокойствия люди всё чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека.

Система Российского (и не только Российского) права состоит из двух частей:

                - публичного права;

                - частного права.

К публичному праву относится такие отрасли права, как конституционное, финансовое (налоги), уголовное, административное, судебное. Данными отраслями права регулируются отношения между государственными органами, отношения государства и его органов с гражданами. Здесь государство выступает как власть, которой подчиняются граждане, и с ней они должны считаться. Эти отношения строятся как бы “по вертикали”. И в них государство защищает свои интересы.

Гражданское, а также трудовое и семейное право относятся к сфере частного права. В ней действуют отдельные лица, которые защищают свои личные выгоды и интересы. Отношения между частными лицами складываются “по горизонтали”, и каждый участник выражает свою автономную волю, и, следовательно, само отношение может возникнуть лишь по его доброй воле.

Государство и его органы тоже действуют в сфере частного права, но здесь они не властвуют, а выступают в качестве частных лиц: например, при закупках сельхозпродукции у крестьян государство (его орган) выступает как обыкновенный покупатель, а крестьянин как продавец, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В сфере частных отношений государство - не власть, а партнер, контрагент.

Частная жизнь человека богата и разнообразна. Каждый из нас в этой сфере играет многочисленные роли: отца (матери), сына (дочери), мужа (жены), работника или предпринимателя, владельца имущества или его приобретателя, автора или читателя.

В этом примерном и далеко не полном перечне социальных ролей нетрудно увидеть, что отношения супругов, родителей и детей регулируются семейным правом, а отношения работника с работодателем (предпринимателем) - трудовым.

Все остальные отношения частных лиц регулируются нормами гражданского права. Прежде всего, это относится к имущественным отношениям, которые связаны с принадлежностью имущества тому или иному лицу или возникают при обмене имуществом, предоставлении таких благ, ценность которых можно измерить деньгами.

Гражданское право не ограничивается регулированием и защитой имущественных интересов, а защищает неотчуждаемые права и свободы личности и другие неимущественные, нематериальные блага. К ним относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места жительства и пребывания, право на имя, авторство и др.

Понятие неотчуждаемых прав появилось в гражданском законодательстве Российской Федерации впервые. Гражданин обладает такими правами с момента рождения и в силу того, что он - человек. Он не может быть ни лишён этих прав, ни ограничен в них. К ним относятся, например, право на имя, честь, достоинство и др. Эти права, как и другие неимущественные права, защищаются особыми гражданско-правовыми методами.

Гражданское право - отрасль права, представляющая собой совокупность нормативных актов, регулирующих определённый образ общественных отношений.

Субъекты права - это лица, обладающие правосубъектностью, т.е. граждане, общественные образования, которые могут быть носителями прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях.

Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством

Основным средством обеспечения государством субъектного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Юридическая обязанность - предписанная субъекту мера должного поведения.

Субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной зависимости, обусловлены друг другом. Иными словами, между их носителями, субъектами, возникает связь, которая называется - правоотношением, - связь через права и обязанности, принадлежащие данным лицам.

Правоотношение - сложное, многоэлементное общественное отношение. Его элементы:

                - субъекты;

                - субъективные права и обязанности;

                - объект (т.е. тот предмет окружающего мира, материальное или нематериальное благо, по поводу которого сложилось правоотношение)

 Гражданское правоотношение - общественное, волевое, урегулированное нормами гражданского права, отношение, участники которого имеют гражданские права и обязанности.

Специфика гражданских правоотношений: участники гражданских правоотношений обособлены друг от друга в имущественном и организационном отношении; участники между собой равны; свойственен широкий круг субъектов; большое разнообразие основания возникновения; изменения и прекращения правоотношений.

 

В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отношения, которые регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями или правоотношениями.

Правоотношение — это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

Правоотношение характеризуется рядом признаков:

1. Правоотношение есть отношение общественное. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов.

2. Правоотношение возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения.

3. Правоотношение представляет собой связь субъектов права взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают в соответствии с требованиями норм права..

4. Правоотношение имеет сознательноволевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых отражается воля государства. С другой стороны, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.

5. Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм и применительно к определенным лицам — участникам правоотношения.

6. Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях подкрепляется его принудительной силой.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства называются юридическими фактами. Юридический факт  — это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.  В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. С правообразующими юридическими фактами нормы права связывают возникновение правоотношений (трудовой договор о приеме на работу), с правоизменяющими — изменение правоотношений (перевод на другую работу в рамках одного предприятия), а с правопрекращающими — прекращение правоотношений (увольнение работника).

Кроме того, все юридические факты подразделяются на события  и действия. События  — это такие жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений  (достижение какоголибо возраста, стихийное бедствие). Действиями же называют жизненные обстоятельства, которые являются результатом сознательноволевого поведения субъектов правоотношений  (заключение договоров). В свою очередь, действия делятся на правомерные, которые соответствуют предписаниям норм права, и неправомерные, которые нарушают требования правовых норм.

Всякое правоотношение имеет структуру (или состав), включающую три элемента: субъект, объект  и содержание правоотношения.

Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица.

Физические лица — это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью.

Юридические лица — это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности. Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью, включающей три юридических свойства: правоспособность,  дееспособность  и деликтоспособность.

В Гражданском кодексе (ГК) понятие “физические лица” используется как однозначное с понятием “граждане” (п.2 ст.1). Понятие “физическое лицо”, относящееся к отдельному человеку, индивидууму, позволяет более четко ограничивать этих субъектов гражданского права от лиц юридических. Самое общее понятие правоспособности граждан (физических лиц) дается в п.1 ст.17 ГК: правоспособность - способность иметь гражданские права и исполнять обязанности. Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Т.е. только при наличии правоспособности возможно возникновение конкретных субъективных прав и обязанностей. Она - необходимая общая предпосылка их возникновения и тем самым их реализации.

Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья.
Хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона, т.е. представляет собой общественно-юридическое свойство, определенную юридическую возможность. В юридической литературе гражданская правоспособность часто рассматривается как определенное качество (или свойство), присущее гражданину. Это качество, как вытекает из закона, заключается в способности иметь права и обязанности. Способность же означает не что иное, как юридическую возможность: лицо способно, т.е. может иметь права и обязанности. Поскольку такая возможность предусмотрена и обеспечивается законом, она представляет собой определенное субъективное право каждого конкретного лица. Согласно ст.17 ГК гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Равенство гражданской правоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся под юрисдикцией Российского права, другими словами - всех людей, на которых распространяется действие Российского законодательства, вытекает из провозглашенных и гарантированных гл.2 Конституции прав и свобод человека и гражданина. Глава 2 Конституции предопределяет содержание гражданской правоспособности и прямо перечисляет многие из её элементов. Статья 19 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданская правоспособность, возможность приобретения прав и обязанностей, предусмотренных и регулируемых гражданским законодательством, призвана способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан. Гражданская правоспособность возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Она не зависит от состояния здоровья человека - физического или психического и от того, в состоянии ли сам человек сам её осуществлять или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладают гражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый здоровый человек; так же, как и он, они могут стать субъектами разнообразных гражданских прав (права наследования, собственности, пользования жилищем, авторского права и т.д.). Другое дело, что они не смогут самостоятельно осуществлять свои права. В некоторых случаях закон устанавливает охрану будущей, еще не возникшей правоспособности, охрану интересов еще не возникшего субъекта права. К наследованию могут быть призваны дети, зачатые при жизни наследователя, но родившиеся после его смерти.
Правоспособность гражданина прекращается его смертью. Пока человек жив - он правоспособен, независимо от состояния здоровья. Факт смерти влечет безусловное прекращение правоспособности, т.е. прекращение существования гражданина как субъекта права. За каждым гражданином закон признает способность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но конкретный гражданин никогда не может иметь весь их “набор”, он имеет лишь часть этих прав. Так, каждый может иметь право авторства на изобретение, но далеко не все имеют такое право.

Приобретение конкретных субъективных прав и обладание ими означает реализацию правоспособности. Содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь (ст.18 ГК). Но в ст. 17 ГК указывается и о способности граждан исполнять обязанности (исполнить обязательство, возместить причиненный вред). Содержание правоспособности граждан составляет: право собственности на имущество; право наследования и завещания; право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; право авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Этот перечень, который содержится в ГК, не считается исчерпывающим, а является примерным. Перечисленные в содержании правоспособности ГК права регулируются и защищаются его нормами, им посвящены специальные разделы или главы этого законодательного акта. Все граждане обладают равной правоспособностью и она не может быть ограничена. Гражданин не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее. Для правоспособности характерна неотчуждаемость. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны (ч.3 ст.22 ГК). Однако допускается ограничение правоспособности “в случаях и в порядке, установленных законом” (ч.1 ст.22 ГК). Существует судебный порядок и административный порядок ограничения правоспособности. Судебный порядок предполагает ограничение правоспособности для конкретного гражданина приговором или постановлением суда на основании нормы права, например приговор с осуждением к лишению свободы или постановление народного судьи об административном аресте. В судебной практике по уголовным делам можно встретить такие ограничения правоспособности осужденных, как запрет занимать должности в правоохранительных органах или должности, связанные с материальной ответственностью, то есть прямым доступом к материальным ценностям. Принудительное ограничение правоспособности нельзя смешивать с лишением гражданина отдельных субъективных прав. Так, конфискация имущества по приговору суда означает лишение гражданина права собственности на определенные вещи и ценности, но не связана с ограничением правоспособности. К случаям ограничения субъективного права органами внутренних дел можно отнести лишение права управлять транспортным средством. Право собственности у владельца остается, но в полной мере самостоятельно пользоваться им он не сможет. Гражданская правоспособность включает в себя и право заниматься предпринимательской деятельностью в индивидуальном порядке (ст.23 ГК). Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация производится в органах юстиции (ст.51 ГК). Поскольку индивидуальные предприниматели не всегда соблюдают правила о государственной регистрации, в ст.23 ГК специально предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, а суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Статья 25 ГК посвящена условиям, порядку и последствиям признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). При осуществлении процедуры признания банкротом к гражданину должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью. Одновременно могут быть заявлены и требования по обязательствам, не связанным с его предпринимательской деятельностью. Особенность последствий признания гражданина банкротом по сравнению с юридическим лицом составляет то, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью гражданина, не заявившие своих требований до признания его банкротом, вправе предъявить их позднее. Кроме того, требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные требования личного характера (о взыскании алиментов и т.п.) сохраняют силу вне зависимости от того, предъявлялись ли они до признания банкротства или нет. Наряду с гражданами и юридическими лицами ГК особо выделяет еще одну категорию субъектов - иностранцев. Кодекс (п.1ст.2) определяет, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Статья 2 ГК закрепляет тем самым за иностранцами национальный режим. Суть его состоит в том, что права иностранцев на территории России определяются в принципе Российскими законами, а не личным законом иностранцев. Исключения из указанного правила должны быть установлены только на уровне федерального закона. Нередко в правовом акте специально оговорено, что его нормы распространяются как на российских юридических и физических лиц, так и на иностранцев. Существует возможность некоторых ограничений правоспособности иностранных граждан по сравнению правоспособностью российских граждан. Например, в состав экипажа воздушных и морских судов могут входить по общему правилу, лишь российские граждане. Или: частную детективную (сыскную) деятельность вправе осуществлять только гражданин РФ. Или например, в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности российских граждан.

Гражданская дееспособность определяется в ГК как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 ГК). Дееспособность включает способность к совершению сделок (сделкоспособность), и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность). Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе, - субъективное право гражданина. Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляет возможность иметь права и обязанности, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину возможность реализации своей правоспособности собственными действиями. Дееспособность, как и правоспособность, нельзя рассматривать как естественное свойство человека. И та, и другая предоставлены гражданам законом и являются юридическими категориями. Поэтому и в отношении дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ограничения по воле гражданина.
Согласно ст.22 ГК никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Существует несколько разновидностей дееспособности: 1) полная дееспособность, 2) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, 3) дееспособность малолетних в возрасте до 14 лет.

Полная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, т.е. реализовать принадлежащую ему правоспособность в полном объёме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В ряде случаев полная дееспособность может наступать и до достижения 18-летнего возраста - такие случаи установлены в ГК. В п.2 ст.21 ГК сохранена действовавшая и ранее норма, согласно которой в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, заключивший брак несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объёме со времени вступления в брак. В этой же статье предусмотрены последствия, касающиеся дееспособности супругов в случае прекращения брака: его расторжения или признания недействительным. Если брак расторгнут, дееспособность сохраняется за расторгнувшими брак супругами, не достигшими совершеннолетия. Если же брак признаётся недействительным, то вопрос о сохранении дееспособности за бывшими супругами, не достигшими совершеннолетия, решает суд. Лица, ставшие дееспособными вследствие вступления в брак или объявления их дееспособными в порядке эмансипации, имеют такие же права и такие же обязанности, что и лица, достигшие 18 лет: они самостоятельно заключают любые сделки, отвечают как по договорным обязательствам, так и по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда. Если над такими несовершеннолетними было установлено попечительство, оно прекращается. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и малолетние в возрасте до 14 лет наделены неполной (частичной) дееспособностью.

Неполная (частичная) дееспособность характеризуется тем, что за гражданином признаётся право приобретать и осуществлять своими действиями не любые, а только некоторые права и обязанности, прямо предусмотренные законом. На основании ст.28 ГК малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать: а) мелкие бытовые сделки (действия, которые связаны с повседневными нуждами и обычно совершаются детьми самостоятельно или по поручению взрослых); б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют специальной формы их совершения; в) сделки по распоряжению средствами, специально предоставленными малолетнему с согласия родителей или опекуна для определённой цели или для свободного распоряжения. Все остальные юридически значимые действия в сфере гражданского права совершают от имени малолетних их родители, усыновители или опекуны, и эти же лица несут гражданскую (имущественную) ответственность по сделкам, совершенным малолетними. Они же отвечают в соответствии с законом за причинённый малолетними вред (п.3 ст.28 ГК). По достижении несовершеннолетними 14 лет их дееспособность существенно расширяется. Они могут самостоятельно совершать не только мелкие бытовые и иные доступные малолетним сделки, но также: а) самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; б) осуществлять свои авторские, изобретательские и иные аналогичные права; в) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. По достижении 16 лет они вправе быть членами кооперативов и, соответственно, осуществлять вытекающие из этого права. Все остальные сделки они совершают только с письменного соглашения своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей (ст.26 ГК). Несовершеннолетние, достигшие 14 лет, сами несут ответственность по совершённым ими сделкам. Они отвечают в соответствии с установленными ГК правилами и за причинённый ими вред. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органа опеки и попечительства может ограничить или вовсе лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Эта мера не может быть применена к несовершеннолетнему, приобретшему полную дееспособность вследствие вступления в брак или в порядке эмансипации.
Если сравнить ГК 1964г. и новый ГК, то видно, что объём дееспособности малолетних расширен: ранее они могли совершать только мелкие бытовые сделки.

Сделки, совершенные малолетними с нарушением объёма предоставленной ему дееспособности, являются ничтожными с наступлением последствий, предусмотренных ст.172 и абзацами 2 и 3 п.1 ст.171 ГК. Важно отметить, что впервые ГК установил исключение из этого общего правила: если такая сделка совершена к выгоде малолетнего, родители, усыновители или опекун вправе в его интересах обратиться в суд с требованием о признании сделки действительной (ст.172 ГК). Дееспособность, в отличие от правоспособности, связана с определёнными качествами гражданина: способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения. Эти качества зависят не только от возраста, но и от состояния психики. Поэтому гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (ст.29 ГК). Психическое состояние гражданина как единственное основание лишения его дееспособности должно быть подтверждено судебно-психиатрической экспертизой. Гражданину, признанному недееспособным, назначается опекун, который совершает от его имени сделки и несёт ответственность как по этим сделкам, так и за вред, причинённый недееспособным. Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным, в силу закона являются ничтожными. Но и для этих случаев закон установил исключение из названного общего правила: в интересах гражданина, признанного недееспособным. Суд по требованию его опекуна может признать такую сделку действительной, если будет установлено, что такая сделка совершена к выгоде гражданина. Лишение дееспособности не безвозвратно. Если отпадут основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, суд выносит решение о признании его дееспособным и на основании решения отменяется установленная над ним опека.

Для деятельности органов внутренних дел практическое значение имеет соотношение таких понятий как недееспособность и невменяемость. Согласно ст.21 УК невменяемость - лицо не могло осознавать своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства. Следовательно, невменяемость определяется на момент совершения преступления и отражает психическое состояние лица в прошлом. Кроме того, под невменяемостью статья УК подразумевает и временное расстройство, и иное болезненное состояние психики. Между тем гражданская недееспособность устанавливается при стойком душевном заболевании или слабоумии на момент рассмотрения дела в суде и для оценки будущих действий. Недееспособность, как правило, - длительное состояние, с которым связывается юридическая судьба действий гражданина, совершаемых после вынесения решения суда о признании гражданина недееспособным на основании ст. 29 ГК. Основанием для ограничения дееспособности гражданина могут послужить два условия: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами и как следствие этого - наступившее тяжёлое материальное положение его семьи (ст. 30 ГК). Если гражданин проживает один (не имеет семьи), он не может быть ограничен в дееспособности. Ограничение дееспособности производится судом в особом порядке. Ограниченному в дееспособности гражданину назначается попечитель. Объём дееспособности таких граждан максимально сужен: они вправе совершать лишь мелкие бытовые сделки. Совершать любые иные сделки по распоряжению имуществом (покупать, продавать, дарить, обменивать и т.п.), а также получать зарплату, пенсию, иные доходы и распоряжаться этими средствами они могут лишь с согласия попечителя. В то же время ограничение в дееспособности не влияет на самостоятельность имущественной ответственности таких лиц: они сами несут ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров и других совершенных ими сделок, а также отвечают за причинённый ими вред. Суд может вынести решение об ограничении дееспособности при доказанности двух условий: систематическом злоупотреблении спиртных напитков или наркотическими средствами и тяжёлом материальном положении семьи вследствие этого злоупотребления. Основные доказательства того и другого условия нередко представляют органы милиции. Органы внутренних дел должны наблюдать за соблюдением законных прав и интересов граждан, имеющих по закону неполный объём дееспособности, и вместе с тем способствовать реализации в отдельных случаях законного ограничения дееспособности. Целью опеки и попечительства является защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних - также и обеспечение их воспитания.

Опека и попечительство - правовые формы государственной заботы о гражданах, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданско-правовых отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой защиты.
Естественными опекунами и попечителями несовершеннолетних в силу закона выступают их родители или усыновители. В случаях отсутствия родителей или усыновителей или лишения их родительских прав по суду, а также, если несовершеннолетний остался без родительского попечения по иным причинам, в частности, когда родители уклоняются от воспитания несовершеннолетнего или защиты его прав, органом опеки и попечительства назначается соответственно опекун или попечитель. Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления. Этот орган по месту жительства подопечного осуществляет надзор за деятельностью опекуна или попечителя (ст.31,ст.34 ГК). Представительство интересов и защита прав граждан, указанных в п. Ст.31 ГК, осуществляют их опекуны (попечители), которые назначаются в установленном законом порядке. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении со всеми лицами без особых полномочий, в том числе и в суде. Согласно ст.48 ГПК права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Такими документами для опекунов (попечителей) являются удостоверения, выдаваемые органами опеки и попечительства, а при их отсутствии - решение указанного органа о назначении данного лица опекуном (попечителем). Статьи 32 и 33 ГК определяют круг лиц, над которыми устанавливаются опека и попечительство, а также основные гражданско-правовые обязанности опекунов (попечителей). Опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами: малолетними в возрасте до 14 лет и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над гражданами, не обладающими полной дееспособностью: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Основное различие опеки и попечительства состоит в объёме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объёма дееспособности их подопечных. Опекуны являются законными представителями лиц, находящихся у них под опекой. Они в силу закона (без специальной доверенности) могут совершать от имени подопечных и в их интересах все юридически значимые действия и гражданско-правовые сделки, которые мог бы совершать сам подопечный, если бы обладал дееспособностью. Исключение представляет ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно. Несовершеннолетним, воспитание и содержание которых полностью осуществляется воспитательными учреждениями, опекуны и попечители не назначаются. Опекуны и попечители не назначаются также гражданам, признанным недееспособными или ограниченно дееспособными и помещёнными в соответствующие лечебные и другие подобные учреждения. Выполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается в этих случаях на администрацию указанных учреждений. Среди норм ГК об опеке и попечительстве особого внимания заслуживает ст.37, которая устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных: без согласия органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок, которые влекут уменьшение имущества подопечного (по отчуждению имущества, в том числе дарению и обмену, сдаче его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества или выделу из него доли и т.п.), а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т.п.). Только с предварительного согласия органов опеки и попечительства могут расходоваться доходы подопечного. Это ограничение не относится лишь к тем расходам, которые необходимы для содержания самого подопечного. Ст.38 ГК называется “доверительное управление имуществом”. Это новый институт для нашего гражданского законодательства. Смысл его состоит в том, что, если в составе имущества подопечного имеется недвижимое или ценное движимое имущество (земельный участок, дом, дача, автомобиль и т.п.), требующее специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства заключает с определённым лицом (управляющим) договор о доверительном управлении этим имуществом. На основании этого договора управляющий осуществляет возложенные на него права и обязанности, при этом имеется в виду не только юридические, но и фактические действия. Ст.40 ГК предусматривает основания и порядок прекращения опеки и попечительства. Опека прекращается: при восстановлении судом в дееспособности лица, признанного недееспособным; при достижении малолетним 14 лет, кроме случаев, когда он в установленном законом порядке признан недееспособным. Лицо, осуществляющее обязанности опекуна, при достижении опекаемым 14 лет становится попечителем без вынесения дополнительного решения, к нему переходят все права и обязанности попечителя. Попечительство прекращается: при отмене судом ограничения в дееспособности лица, признанного ограниченно недееспособным; при достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет; при вступлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, в брак с разрешения органа местного самоуправления; при объявлении несовершеннолетнего эмансипированным в порядке, установленным законом. Опека и попечительство также прекращается в случае освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения ими своих обязанностей, а также смертью подопечного. Ст.41 ГК устанавливает патронаж над дееспособными гражданами. Патронаж означает, что по просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию физического здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права, а также исполнять обязанности, орган опеки и попечительства назначает ему, с его согласия, попечителя (помощника). Особенность правового положения помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным. Прекращается патронаж по требованию патронируемого лица.

Юридические лица — это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности.

Цели, которые преследуют люди, объединившись и создав юридическое лицо, заключаются в следующем:

- оформление коллективных интересов, например, создание стоительно-гаражного кооператива;

- объединение капиталов для выполнения общей задачи, например, акционирование и выкуп крупного предприятия;

- ограничение предпринимательского риска. При долевом вкладе каждый, в случае неудачи, рискует лишь своим капиталом;

- управление капиталом. Для более гибкого и целевого использования финансовых средств, например, для закупки большой партии сырья или продукции.
У любого юридического лица имеются свои признаки при наличии которых оно признаётся субъектом гражданских правоотношений.

Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Выделяются четыре основополагающих признака юридического лица:

- организационное единство - проявляется в определённой иерархии, соподчинённости органов управления (единоличных или коллективных), составляющих его структуру, и в чёткой регламентации отношений между его участниками. В результате этого становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица , а также непротиворечиво выразить эту волю вовне;

- имущественная обособленность юридического лица - объединение материальной базы (техники, знаний, денежных средств) в один единственный комплекс (для достижения общей цели), принадлежащей данной организации, и отграничение её от имуществ других лиц;

- принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (отображён с ст.56 ГК) - каждое юридическое лицо несёт гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам;

- выступление в гражданском обороте от собственного имени - возможность выступать в суде истцом и ответчиком, а также от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Это как раз является той основной целью, ради которой оно и создаётся.
Таким образом получается, что использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

Юридическое лицо - признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

В Российской Федерации все юридические лица проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках.

Юридическое лицо отличается от физического лица рядом признаков. Если физическое лицо существует и, стало быть, обладает правоспособностью с момента рождения, то юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке. Существование в России юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, без государственной регистрации невозможно. Напротив, правоспособность юридического лица возникает в момент его регистрации, в прекращается в момент завершения его официальной ликвидации уполномоченным государственным органом.

Статус юридического лица приобретается в ходе официальной государственной регистрации человека, группы людей или других юридических лиц в определенном качестве, которое называется организационно-правовой формы предпринимательства и получения в результате регистрации названия (фирменного наименования). Организационно-правовая форма предпринимательства представляет собой тип юридического лица (общество, товарищество, предприятие, кооператив, другие типы). Юридическое лицо регистрирует фирменное наименование в установленном порядке и пользуется им эксклюзивно.

Юридическое лицо возникает, как правило, в результате объединения капиталов, имущества, личные усилий некоторого числа физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности. При этом общее дело физических лиц получает статус юридического лица.

Юридическое лицо имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Главным здесь является факт обособления имущества.

Способность юридического лица как организации с обособленным имуществом отвечать этим имуществом по обязательствам, принятым на себя в отношении других субъектов бизнеса, способность вступать в деловые связи от своего имени, способность самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде без привлечения к вышеназванным процессам своих создателей.

Способы образования юридических лиц:

- распорядительный порядок - характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Данный порядок имел место в СССР, однако, в настоящее время в ст.51 ГК не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот порядок образования организации сегодня в России не применяется;

- разрешительный порядок - предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В настоящее время этот порядок образования юридического лица предусмотрен, например, для образования страховых обществ и банков.

- нормативно-явочный порядок образования юридического лица - характеризуется тем, что согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюдён ли установленный порядок её образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Именно этот порядок образования юридических лиц в настоящее время распространён в России.
В зависимости от вида юридического лица состав учредительных документов различен, так, например, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава, а правовой базой для деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор (ст.52 ГК). Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор - консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а учреждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.

Завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Для регистрации юридического лица обычно представляют следующие документы:

- заявление учредителей о регистрации;

- устав организации;

- учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей);

- свидетельство об уплате регистрационной пошлины;

- документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия (только для коммерческих организаций).

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидацией (добровольной или по решению суда) и, как правило, носит окончательный характер.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться путём слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно.
Ликвидация юридического лица в добровольном порядке осуществляется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Ликвидация такого рода обычно происходит из-за дальнейшей нецелесообразности существования юридического лица, истечения срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Однако законом также предусмотрены случаи, когда юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда (ст.61-64 ГК). Данная процедура осуществляется, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо когда такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями Российского законодательства.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из следующих этапов:
- участники организации, её уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

- ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебеторскую задолженность юридического лица;

- ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

- в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причём выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст.64 ГК. В случаях, когда денежных средств организации недостаточно для расчётов с кредиторами, ликвидационная комиссия продаёт имеющееся имущество с публичных торгов;

- после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрационному органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц.

С этого момента деятельность организации считается прекращённой.

Заключение.

В работе рассмотрена одна из важных тем гражданского права - субъекты гражданских правоотношений. Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: тема субъектов гражданских правоотношений является одной из основных, т.к. субъекты - это участники всех правоотношений. А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников.

В ВКР рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Значит, субъектами гражданских правоотношений выступают физические лица, юридические лица, государство и его субъекты, МО как уже стало ясно, все они обладают в равной мере правосубъектностью, но у различных субъектов она разная.

Еще одним составляющим элементом участников правоотношений являются признаки, т.е. свойства, присущие как физическим, юридическим лицам, так и государству. Естественно, эти признаки имеют различный характер. Так правоспособность гражданина приобретается с рождения человека и прекращается с его смертью, в отличие от дееспособности. Несмотря на то, что закон допускает ограничение или вовсе утрату дееспособности, он остается на стороне недееспособного, назначая ему представителя в лице органов опеки и попечительства. Таким образом, обеспечивая защиту прав и интересов недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

Относительно государства можно сказать, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица. В тоже время, существуют возможности, которые государству недоступны. Таким образом, государство может участвовать в гражданском обороте непосредственно или опосредованно. Обладая особым статусом участника гражданско-правовых отношений, государство вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения как для себя, так и для других участников гражданского оборота, но не смотря на правовую суверенность, оно исходит из принятых принципов равенства сторон, справедливости, свободы договора. Что касается таких субъектов как: субъекты РФ и МО, то можно сказать, что их основные особенности в статусе участника заключаются в процедурных ограничениях и строгой отчетности перед вышестоящей ступенью власти.

Также законом предусмотрены правила, которые образуют институт безвестного отсутствия. Институт безвестного отсутствия введен в гражданское право не только для устранения неопределенности в отношении отсутствующего лица, но и для упрощения тех процедур, которые проводятся впоследствии признания лица безвестно отсутствующим. В отношении института объявленного умершим также предусмотрены последствия: открывается наследство, прекращается брак и обязательства.

Немаловажную роль в нашей жизни играют объединения людей в различные группы. В связи, с чем, создаются юридические лица. И абсолютно точно, что без существования юридического лица список субъектов гражданского права был бы не полным. Действующее законодательство о юридических лицах позволяет объединениям людей формировать организации в различных правовых формах, наиболее удобных и устраивающих в хозяйственной деятельности, в зависимости от поставленных частных целей.

Конечно, очень сложно охватить все аспекты свойств различных участников гражданского права, но важно отметить как можно больше основных моментов, характеризующих и классифицирующих участников гражданских правоотношений.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: российское гражданское законодательство на сегодняшний момент достаточно упростило процедуру возможного участия в обороте. В свете последних изменений наибольший интерес представляет собой такой способ ликвидации юридического лица, как ликвидация по решению регистрирующего органа, наличие такой возможности позволяет активным участникам рынка более свободно осуществлять свои права и обязанности.

Также объединение в гражданском кодексе таких субъектов как государство и муниципальные образования говорит о максимально возможной унификации норм, регулирующих деятельность данных особых субъектов, но с другой стороны подобное объединение можно назвать спорным, поскольку МО не входят в систему органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.      Конституция Российской Федерации

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 3. Граждане (физические лица). Глава 4. Юридические лица.

3.      Гражданское право (под редакцией Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева). С.-П. 1996г.

 

7

 

 

Информация о работе Физические и юридические лица,их правоспособность и дееспособность.Деликтоспособность