Условия отбывания наказания в колонии общего режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы заключается в том, что Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого лица. Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 УК РФ).

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 3-4
УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Понятие и сущность колонии общего режима ……………….. 5-6
Порядок приема осужденных в ИК (Карантин) ………………. 7-11
Правовое положение лиц отбывающих наказание основные права и обязанности ………………………………………………………. 12-20
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима …………………………………………………… 21-25
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НАКАЗАНИЯ
2.1. Понятие, содержание и основные требования режима в ИУ …. 26-29
2.2 Режим особых условий в ИУ ……………………………………. 30-33
2.3 Труд осужденных в ИУ ……………………………………………34-41
2.4 Обучение осужденных в ИУ ………………………………………42-52
2.5 Воспитательная работа в ИУ, подготовка к освобождению осужденных. …………………………………………………………….53-58
Заключение …………………………………………………………...59-60
Список литературы …………………………………………………..61-64

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные подразделения.

Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы.20

 В период отбывания наказания  в исправительной колонии общего  режима степень изоляции в  зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или сопровождения, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинарный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.).

Наряду с охраной за осужденными  ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно в жилых  помещениях, на производстве, во время  обучения и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время сна и их личного времени и т.д.

 

 

Требования режима не позволяют  вводить не предусмотренные правовыми нормами улучшения условий жизни и быта осужденных, так как этим выхолащивается карательная сторона режима отбывания наказания.

Осужденные по усмотрению администрации  могут подвергаться обыску. Посылки, передачи и бандероли, поступающие на имя осужденных, в присутствии последних подвергаются досмотру.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом учреждении организована специальная служба.

В местах лишения свободы установлен порядок безналичного расчета с  осужденными, все их денежные средства хранятся на лицевых счетах финансовых органов ИУ. По безналичному расчету осужденные приобретают в магазинах учреждений продукты питания, предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары.

Осужденные, носят одежду единого  образца. По установленному порядку  каждый осужденный имеет два комплекта одежды - рабочую и повседневную.

Передвижение осужденных по территории колонии и производственного объекта определяется в Правилах внутреннего распорядка: свободное передвижение разрешено лишь в пределах изолированного участка, в остальных случаях передвижение возможно группой в строю в сопровождении или по специальному разрешению.

Территории ИУ могут разделяться  на ряд изолированных друг от друга  участков; производственные объекты  также, как правило разделяются  на такие участки.

В целях поддержания на должном  уровне режимных требований в ИУ установлено право администрации, подвергать досмотру вещи и одежду лиц, входящих в учреждение и выходящих из него. Закон не делает каких-либо исключений. Поэтому досмотру могут быть подвергнуты любые лица, посещающие учреждения.

 

В каждом учреждении оборудуются специальные места хранения, где можно оставить те или иные вещи или предметы перед входом на территорию ИУ.

Итак, режимные требования и способы  их обеспечения вторгаются во все стороны жизни и деятельности ИУ. Все осужденные, представители администрации и иные лица и организации, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью ИУ, обязаны с ними считаться и их выполнять.

Отсюда режим не только основополагающее средство, определяющее условия и порядок реализации других средств воздействия на осужденных, но и средство управления деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Режим особых условий в  исправительных учреждениях.

 

Рассмотренные выше положения о  режиме касаются, прежде всего функционирования исправительных учреждений в обычной обстановке, в условиях их нормальной деятельности.21

  Вместе с тем в случае  возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения  мест лишения свободы чрезвычайного, особого или военного положения, а также при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» Основания и порядок введения режима особых условий установлен в ст. 85 УИК РФ.

При возникновении указанных обстоятельств  ИУ не могут функционировать в  установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспечение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпывающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние.

Внешними причинами являются:

- стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;

- введение в районе расположения  ИУ чрезвычайного, особого или военного положения.

 

 

 

 

 

Термин «стихийные бедствия» понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения.

К ним относятся и крупные  аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала  учреждений, а также эпидемии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы.

    К внутренним причинам  относятся массовые беспорядки  и групповые неповиновения осужденных.

Массовые беспорядки представляют собой активное неподчинение (нарушения) со стороны значительного числа осужденных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугодными, захватах заложников и т.п.

Групповые неповиновения  осужденных, как правило, характеризуются пассивным поведением (отказом от выхода на работу, отказом от приема пищи и т.п.).

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток  по постановлению Министерства Юстиции. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомочен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принять такие решения. В этом случае указанное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер. 

В период действия режима особых условий  в учреждении может быть приостановлена реализация осужденными ряда прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: права  на свидание, получение бандеролей и посылок, на телефонные разговоры, на выезды за пределы ИУ и др. Наряду с этим может быть введен усиленный вариант охраны и надзора за осужденными, изменение распорядка дня, особый порядок допуска на различные объекты ИУ и т.д22.

Применение перечисленных ограничений  и мер при введении режима особых условий направлено прежде всего на обеспечение предусмотренного законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на восстановление нормальной деятельности ИУ.

На достижение этих целей направлено применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия, т.е. мер безопасности, которое регулируется ст. 86 УИК РФ и другими законодательными и нормативными актами.

Закон устанавливает перечень случаев, при которых по отношению к  осужденным могут быть применены  меры безопасности. К таким ситуациям относятся:

- оказание осужденными сопротивления  персоналу исправительного учреждения;

- злостное неповиновение осужденных  законным требованиям персонала;

- проявление осужденными буйств;

- участие осужденных в массовых  беспорядках;

- захват осужденными заложников;

- нападение осужденных на граждан;

- совершение осужденными иных  общественно опасных действий;

- побег осужденного (осужденных);

- задержание бежавших из ИУ.

  

Применение мер безопасности в  ИУ должно строго соответствовать установленному порядку использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиняемый лицам, в отношении которых они применяются, должен быть минимальным, а лицам, пострадавшим от применения этих средств, должна быть немедленно оказана соответствующая медицинская помощь.

Кроме того, о каждом применении мер  безопасности должно быть немедленно сообщено непосредственному начальнику.

На начальника ИУ возлагается обязанность  оповестить соответствующего прокурора о каждом факте ранения (смерти) осужденного или иного лица в результате применения в данном учреждении по отношению к правонарушителям физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Необходимо подчеркнуть, что решение  вопроса о применении мер безопасности законодателем отнесено на субъективное усмотрение сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые должны профессионально и объективно оценить возникшую ситуация и избрать для применения наиболее адекватные ей и целесообразные меры обеспечения безопасности23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Труд осужденных  в исправительных учреждениях

 

Статья 103 УИК  РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся:

- обязательность  труда осужденных;

- подчинение  производственной деятельности ИУ их основной задаче - исправлению осужденных.

Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями». Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица, полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщины, а также женщины, имеющие малолетних детей. Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения.

 

 

 

 

Осужденные  привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности.

Согласно ч. 4 ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.

Принципиально новым является положение  о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что позволяет не только получать дополнительные рабочие места, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства.

Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде.

   Особенности материальной  ответственности осужденных к  лишению свободы изложены в  ст. 102 УИК РФ.

   Исходя из  ст. 102 УИК РФ нельзя сделать однозначных  выводов о том, несет ли кто-нибудь  какую-нибудь ответственность за неправильно взысканный с осужденного материальный ущерб24.

Установлено, что осужденные, допустившие брак на производстве, привлекаются к материальной ответственности  на основании актов о браке  на производстве, привлекаются к материальной ответственности на основании актов о браке и издаваемых на их основании приказов начальника колонии. Но в актах, например не указывается сумма материального ущерба, а только количество бракованных деталей25.

  Зачастую акт составляется  на двух осужденных, где указывается общее количество бракованных деталей. Сумма ущерба не конкретизируется. Кроме того, необходимо получение объяснений осужденных и издание приказа начальника колонии о привлечении к материальной ответственности с обязательным ознакомлением осужденного под роспись. Но приказы начальника именуются «О взыскании за брак» и осужденным не объявляются. При заключении письменных договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности осужденных к лишению свободы следует учитывать положения Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 31.12.2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной(бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.

Информация о работе Условия отбывания наказания в колонии общего режима